Наталья воспользовалась услугами автоподборщика, причем ей обещали полный комплекс «под ключ»: мол, только покажите понравившуюся машину, а дальше все за вас проверят и сделают. Как получилось на самом деле?
Наш читательница вспоминает, что с покупкой ей действительно помогли, но уже через неделю пришлось обращаться на СТО. Диагностика показала неисправность двигателя, АКПП, отсутствие катализатора (он был вырезан) и прочие поломки, на которые придется потратить немало денег.
"Вы же сами его выбрали, мы тут при чем?" – отрезал автоподборщик, которому Наталья предъявила претензии по поводу технического состояния авто. Но ведь обещали ей совсем иное!
Что позволяет таким предпринимателям чувствовать себя вольготно? Все дело в документах, которые они подписывают со своими клиентами.
О чем договор
Мало кто обращает внимание, но такие договоры заключаются в основном не на поставку автомобиля, а на оказание услуг по подбору авто. Между ними огромная разница. Вот, например, на каких условиях заключила договор Наталья.
Из обязанностей автоподборщика в документе прописано, что он ищет автомобиль по параметрам, указанным в заявке. С его правами тоже все коротко и просто (дословно): "Исполнитель имеет право на своевременную и в полном объеме оплату своих услуг согласно договору". На этом все.
Согласно договору при выборе варианта, который устраивает заказчика, стороны подписывают акт приемки оказанных услуг, и это означает согласие заказчика с предложенным вариантом выбора автомобиля. Обратите внимание: речь идет именно об оказании услуги по подбору, и когда подпись поставлена, это означает согласие с выбором. А где проверка технического состояния?
Заходим на сайт по автоподбору, куда обращалась Наталья, и читаем:
"Заказав подбор у нас, вы получаете подбор автомобиля по вашим запросам, проверку всех узлов и агрегатов на собственной СТО, обоснованный торг за каждый рубль, гарантию, помощь с постановкой на учет, страховку и т.д. (все прописываем в договоре). Договор дает вам гарантию технической и юридической чистоты приобретаемой машины".
Все прописываем в договоре? Но в нем как раз об этом ни слова. Увы, это в том числе ошибка самой Натальи, которая не удосужилась сверить текст на сайте автоподборщика с содержанием самого договора. Но что сделано, то сделано. А кто все же ответит за неисправный автомобиль и понесет расходы по его ремонту?
Сложно, но можно
Сделка по приобретению автомобиля была оформлена выпиской счет-справки от имени одного из столичных автохаусов. Юридически это означает, что продавцом является именно этот автохаус, а не организация по автоподбору. И к продавцу применяются нормы закона о защите прав потребителей (далее – закон), согласно которому покупатель может требовать как устранить недостатки, так и расторгнуть договор и вернуть деньги. Счет-справку мы проверили – этот документ выдан официально именно этому автохаусу. По сути, формально произошла обычная комиссионная сделка, что означает ответственность комиссионера, который отвечает по закону за качество того, что продает (п.77 постановления Совмина №703).
Значит с тем, кто тут продавец, мы определились – это организация, указанная в счет-справке. При этом счет-справка – документ строгой отчетности, что означает запрет на передачу в другие руки или организации.
С автоподборщиком немного сложнее. В его договоре не прописана ответственность за техническое состояние автомобиля, но она указана на его официальном сайте, что дает лучик надежды. Делаем скриншоты, после чего желательно заверить содержание сайта у нотариуса. Так будет лучше, хотя суд может принять скриншоты и просто так, если они касаются рассматриваемого дела. Тем не менее на всякий случай лучше все же заверить – вдруг после подачи иска в суд текст на сайте претерпит изменения? Дальше привлекаем автоподборщика в соответчики, и уже после подачи иска о защите прав потребителя суд разберется в степени участия продавца и автоподборщика в совершении сделки. Такие иски госпошлиной не облагаются и могут подаваться в суды по месту жительства покупателя.
И еще: по факту имела место комиссионная сделка, поэтому истребуем у комиссионера (самостоятельно или через ходатайство в суде) копию акта технического осмотра автомобиля, в котором должно быть указано состояние машины перед продажей. По правилам комиссионной торговли такой акт должен выдаваться покупателю в бесспорном порядке в момент сделки. Затем просто сравниваем, что было заявлено, а что оказалось по факту.
Для подкрепления своих намерений можно обратиться с заявлением еще и в антимонопольное ведомство, так как реклама организации по автоподбору является ненадлежащей, то есть содержит недостоверную информацию, в том числе в части гарантийных обязательств.