Принято считать, что транспортный налог, в отличие от предшествовавшей ему госпошлины через ТО, заплатят все. Хотя бы потому, что это налог и с МНС — совсем другие отношения. Там и налоговики, и отдел принудительного исполнения, и пени, и расходы по исполнению — одним словом, много способов истребовать и оштрафовать в случае неуплаты. Но что, если все же не заплатить? Читатель Onliner Андрей решил проверить.
Фото носит иллюстративный характер
15 ноября был последний день уплаты транспортного налога. Андрей по состоянию на ноябрь прошлого года являлся владельцем одного из трех миллионов ТС, зарегистрированных в нашей стране. Если точнее — кроссовера Geely весом более 1,75 тонны, а следовательно, мужчина должен был уплатить 102 рубля. Извещения о налоге в почтовом ящике он не обнаружил, в личный кабинет на сайте МНС не заходил, а потому об этой статье расходов вовремя не вспомнил. Получил ли автовладелец извещение (на электронную, аналоговую почту либо в личный кабинет на сайте МНС) или не получил — в МНС считают, что это не освобождает от уплаты налога. Главное — факт наличия ТС, зарегистрированного на имя гражданина. Судя по нашим расчетам, Андрей мог стать одним из примерно 150 тысяч белорусских автовладельцев, проигнорировавших транспортный налог. Эту цифру мы вывели на основе экстраполяции данных от Витебской МНС (неуплативших — 4,8 процента от общего числа хозяев машин).
Так что же происходит дальше? «Прошло почти полгода — и в почтовом ящике я обнаружил извещение о заказном письме от отдела принудительного исполнения, забирать его пришлось в отделении „Белпочты“, — рассказал автовладелец. — Момент личного вручения важен, потому как именно после него, согласно письму, начинается семидневный срок добровольной уплаты. Если ничего не сделать, начнут взыскивать расходы по исполнению. Хотя и без этого, если верить постановлению, в ОПИ было возбуждено исполнительное производство, меня признали должником. Назначили пени в 6 рублей».
Последствия будут неприятными. Возбуждение исполнительного производства может повлечь несколько негативных сценариев. ОПИ может списать налог со всех доступных источников, например банковских карт. Отправить по месту работы исполнительный лист — для удержания налога из заработной платы. Если взыскать налог не получится, может быть наложен арест на наличные деньги и иное имущество должника. Также могут временно ограничить выезд из страны, а с недавних пор — и права на управление транспортом, право на охоту, посещение игровых заведений.
Можно нарваться и на штраф. На должника могут дополнительно наложить расходы ОПИ по взысканию. Принудительный сбор составляет 10 процентов от суммы требования, но не менее 50 процентов от одной базовой (согласно ст. 120 закона «Об исполнительном производстве»), что на сегодня — 18,5 рубля. Также предусмотрена административная ответственность — штраф по статье 14.4 КоАП («Неуплата или неполная уплата суммы налога»). Размер штрафа будет зависеть от суммы налога и наличия умысла избежать уплаты средств в бюджет. Может составить как от 0,5 базовой и 15 процентов от налога (по неосторожности), так и от 10 базовых величин и 40 процентов (умышленно). Дополнительно за несвоевременную уплату налога будет начислена пеня за каждый день просрочки. Размер пени зависит от ставки рефинансирования Нацбанка и количества дней просрочки. Пеня не может быть больше суммы налога.
До оплаты
Звонок в ОПИ. Так как в постановлении не было указано, за что именно нужно заплатить налог, Андрей позвонил по указанному в документе номеру — в ОПИ: «Там спросили адрес прописки, фамилию (номер постановления не спрашивали). Объяснили, что это долг именно по транспортному налогу. Напомнили про семидневный срок для добровольного погашения. Уточнили: производство началось 2 мая, но срок отсчитывается именно с момента получения мной письма. В ближайшие месяцы планирую поехать за границу, поэтому продолжать „эксперимент“ не буду. В ОПИ заверили, что увидят, когда пройдет оплата, и в тот же момент исполнительное производство прекратят».
После оплаты
По официальным данным МНС, в 2020-м — последнем году действия госпошлины — ее уплатили 500 тысяч физлиц на общую сумму около 100 млн рублей. В первый год действия транспортного налога говорили о сумме 200 млн рублей и о более 1,8 млн граждан-плательщиков. За неуплату госпошлины никаких мер ответственности, кроме штрафа за отсутствие техосмотра, не было. А вот с дорожным налогом, как видно, мер воздействия на побуждение к оплате предостаточно.
На всякий случай напомним самый простой и быстрый, на наш взгляд, способ оплатить. Операция в пять действий:
1. Зайти в личный кабинет ЕРИП или на сайт МНС. Ввести личный номер паспорта и номер телефона (а позже — код, полученный через SMS).
2. Копировать УНП (учетный номер плательщика).
3. Пройти по следующему пути в системе ЕРИП: Налоги — [региональная ИМНС] — Транспортный налог для физлиц.
4. Вставить УНП.
5. Увидеть сумму. Если указан ноль или «Введите сумму» — платить не надо.
Ставки по налогу таковы:
Напомним, не нужно платить налог за:
— авто, снятые с учета до 1 июля 2021 года;
— авто, выбывшие из обладания их владельцев в результате противоправных действий других лиц;
— авто, обращенные в доход государства по решению компетентного органа;
— авто, специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в техпаспорте;
— ТС организаций, законсервированных в порядке, установленном Совмином;
— ТС, используемые для оказания медпомощи;
— ТС, которые выпущены не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
— электрокары — до конца 2025 года.
Предусмотрены льготы пенсионерам, инвалидам I или II группы, ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий на территории других государств (при условии, что у владельцев есть права нужной категории) — 50%, инвалидам III группы — 25%.