Вряд ли для кого-то станет открытием, что последние два месяца боевых действий в Украине комплексно изменили авторынок Беларуси и связанные с ним услуги по ремонту и розничной торговле. И эти перемены, как водится, ни к чему хорошему не привели. Официальные дилеры европейских, американских, азиатских (исключая, пожалуй, Китай) автобрендов продолжают испытывать сложности с поставками машин, подняв их стоимость в коридоре от 15 до 40%, цены на запчасти и расходные материалы выросли в несколько раз, а отдельные товары и вовсе исчезли с прилавков.
Всё это ещё больше усложнило работу бизнеса в сфере услуг такси, которая и так в последние годы, ещё до начала пандемии, находилась в турбулентном состоянии из-за возросшей конкуренции между классическими автопарками и онлайн-агрегаторами, изменившими устоявшуюся тарифную сетку оплаты заказов.
Журналист av.by решил разобраться в том, что же изменилось на белорусском рынке такси после 24 февраля и о каких переменах в ближайшей перспективе можно говорить. Для этого мы пообщались с таксистами-предпринимателями, представителями компаний и бизнес-ассоциаций.
«На работу ходишь заработать, а не просто посидеть в машине»
Как показал опрос водителей, занимающихся извозом в Минске и Бресте, основные проблемы проявились в разрыве доходов и расходов. Цены на топливо, запчасти, расходные жидкости, фильтры выросли в разы, а уровень заработка остался прежним или даже местами упал из-за «отвалившейся» клиентуры.
Вот что нам рассказал Дмитрий, работающий таксистом в Бресте на сервис «Яндекс Go».
— Уровень дохода сильно зависит от того, как вы трудитесь. У меня оформлено юрлицо, а сам я езжу на собственном автомобиле. При таких условиях, если работать хотя бы по 10—12 часов за смену каждый день, в месяц можно получить 2—2,5 тысячи рублей. По брестским меркам очень хорошая зарплата. Бывает больше-меньше. В Минске, думаю, выйдет больше.
При этом на арендной машине заработок получился бы куда ниже.
— Нужно было бы минимум 250—270 рублей отдать за аренду, плюс налог. В принципе, можно заработать, если не лениться.
Изменение курса доллара на работе мужчины отразилось ощутимо.
— Амортизация авто возросла, затраты стали больше, топливо стабильно дорожает по две копейки. У меня есть пример из жизни, как взвинтились цены. В собственности имею две Skoda Rapid примерно одного года выпуска: на одной езжу я, на второй — супруга. Так вот, на своей Skoda я менял масло и фильтры до 24 февраля, отдав тогда 125 рублей. А другую обслуживал уже спустя две недели, ближе к середине марта, и заплатил 225 рублей.
Возникают вопросы у мужчины и к действующим тарифам на услуги.
— У «Яндекса» своя политика: расценки он не повышает, чтобы, видимо, не отпугнуть пассажиров. А если их не будет, соответственно, мы ничего не заработаем. Минимальный заказ у нас в Бресте — 2,20 рубля. Я считаю, что его нужно немножко поднять — с учётом теперешних реалий. Округлить до двух с половиной или до трёх рублей хотя бы. Но это моё мнение. Благо у компании есть сетка гарантий: если сделаешь, например, 45 заказов, то тебе заплатят 180 рублей. Заработал меньше, чем нужно, — тогда тебе эту разницу доплатит сервис.
Ещё один брестский водитель Владимир таксует по выходным, в свободное от основной работы время. Мужчина сотрудничает с «Яндексом», и оплата труда белоруса сейчас не устраивает.
— У меня за последние три месяца выручка составила около 300—400 рублей, и это с учётом всех затрат на обслуживание и амортизацию. А реально может и в ноль выходить.
Позволяет Владимиру экономить перевод машины на газовое оборудование.
— С начала года цена его выросла на три копейки, а бензина — уже на десять. Так что в этом плане легче.
Мужчина не заметил, чтобы после начала войны поток клиентов сильно упал. Проблемы возникли с безналичными расчётами.
— Во-первых, увеличилось число расчётов за проезд в наличном виде. Видимо, это из-за санкционных ограничений: через очень многие карты сейчас не проходит оплата. Раньше безнал составлял 50% от всех случаев. Сейчас наличка выросла в разы.
— Во-вторых, в марте возникли проблемы с перечислением средств от «Яндекса» водителям. Связано это тоже с санкциями. Партнёр нас только завтраками кормил, никаких сроков не давал — мы просто сидели и ждали. Сейчас ситуация уже стабилизировалась, но трудности с неперечислением средств периодически возникают.
Ещё собеседника не устраивают «замороженные» тарифы от агрегатора.
— У нас маршрутка в городе подорожала до 1,5 рубля, а тариф остался прежним — 2,20 рубля. Поэтому не знаю, буду ли я дальше продолжать работу в таких условиях. Если не уйду сам, то, скорее всего, доконает крупный дорогостоящий ремонт.
Примерно такую же картину рисует минчанин Николай. Мужчина последний год отработал в «Такси 135 «Столица», откуда ушёл в конце марта.
— Причин увольнения две. Первая — конфликт с клиентом, в котором перевозчик не встал на мою сторону. Вторая — резкое падение выручки. На работу ходишь деньги зарабатывать, а не просто посидеть в машине.
В феврале мужчина получил 1 300 рублей, а за неполный март (без семи рабочих дней) вышло только 700. В апреле прошлого года, по словам собеседника, гонорар исчислялся 1 800—2 000 рублями.
— График — с семи утра до семи вечера пять дней в неделю. «Чистыми», без чаевых, можно было получить 1 600 рублей в месяц. При этом не загоняя себя, обедая дома и несколько часов отдыхая на диване. А после 24 февраля активность резко упала.
Это сползание оплаты наблюдалось и раньше, а после начала войны были дни, когда в лучшем случае зарабатывал и 20 рублей, и 30 рублей в сутки при том же расписании. Для сравнения: относительно недавно доходило до 80 рублей. Число поездок тоже было значительнее. Раньше я отрабатывал в службе больше тридцати заказов в сутки, когда было двадцать — это уже расценивалось как плохой день. А в феврале-марте случались дни, когда удавалось сделать только 10—15 поездок. И уже считалось, что тебе несказанно повезло.
Николай говорит: теперь клиенты сообщают, что поездка в такси стала им не по карману.
— Вызывают только в безвыходной ситуации. Если нет острой необходимости, пользуются общественным транспортом, маршруткой. Даже отмена повышенного коэффициента минчан не сильно мотивирует. У меня уже была наработанная база клиентов. Знал, в какое время можно приехать и стать, чтобы получить заказ, но в последнее время даже эта схема не работала. Люди то ли стали экономить, то ли сидят на удалёнке или в отпуске, не знаю.
Ушли и корпоративные клиенты, за которых обычно по безналу платил работодатель.
— Нашими услугами перестали пользоваться работники «Альфа-Банка». Раньше они ездили утром и вечером, а потом резко перестали. И это заметил не только я, но и бывшие коллеги. Возможно, полностью отказались от услуг или перешли на другой сервис — сложно сказать. Я думаю, что проблема не была связана с санкциями, а просто банк перестал им оплачивать затраты на услугу.
Спад активности клиентов вызвал брожение и среди таксистов, начавших менять работодателей.
— «Водилы» принялись бегать из службы в службу. Многим разрешили ездить без оклейки кузова, у водителей на телефоне появилось сразу несколько приложений. На одном заказе он везёт клиента от одного сервиса, на втором — уже от другого. К нам в службу в последнее время пришло очень много людей, работавших на «Яндекс», когда у них возникли проблемы с перечислением средств своим сотрудникам.
Но есть и такие, кто просто уволился. В основном это водители — арендаторы машин перевозчика. Те, кто был на своём авто, пока терпят.
Николай признаётся, что не планирует кардинально менять профессию.
— Я собираюсь вернуться в грузоперевозки, раньше там работал, но тоже вижу, что стоимость услуг в этой сфере просела.
«Разрабатываем антикризисный план по поддержке перевозчиков»
Мы обратились за комментариями к представителям нескольких компаний, занимающихся извозом.
В пресс-службе «Яндекс Go» нам сообщили, что количество заказов в целом по стране значительно не изменилось, но точной статистики не предоставили.
— Мы видим, что в Минске с начала года число поездок увеличивается.
Трудности с оплатой поездок и перечислением средств водителям компания объяснила ограничениями, введёнными против определённых банков. Каких конкретно, «Яндекс Go» также не сообщила.
— Сервис работает в штатном режиме — сейчас мы не видим массовых сбоев или обращений по проблемам с оплатой. Ранее сложности с расчётами с белорусскими партнёрами действительно возникали. Это происходило исключительно из-за ограничений работы банков. Мы оперативно нашли решение и поменяли обслуживающий банк, чтобы выплаты нашим партнёрам-перевозчикам происходили в срок, как и раньше. Единичные обращения о задержках сейчас могут быть связаны, например, со сменой реквизитов у отдельных партнёров или работой их обслуживающих банков.
Также на днях компания всё-таки пошла на уступки своим водителям-партнёрам, подняв минимальные тарифы за поездку в сервисе. Но лишь в отдельных городах и на поэтапной основе.
— Это сделано, с одной стороны, чтобы частично компенсировать изменение цен на топливо и обслуживание автомобилей, а с другой — оставить стоимость поездок по-прежнему доступной для пользователей. Обновление тарифов уже началось, изменения зависят от локальной специфики городов и происходят плавно — так, чтобы спрос не упал, а заказов не стало меньше и заработок водителей не сократился.
Сложившуюся на рынке ситуацию нам прокомментировала и пресс-служба Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси (далее — АПИДТ). По их оценке, на сегодня рынок такси не успел адаптироваться к изменениям.
— До конца непонятно влияние внешних факторов. Динамика спроса и предложения осталась в пределах естественных изменений. Выручка в среднем упала на 10—15%, однако это некритично. Есть, конечно, проблемы, которые коснулись и нашей экономики. В частности, валютная волатильность больно ударила по способности гашения кредитов и лизингов, когда курс рубля жёстко привязан к основной корзине валют.
Были проблемы с выплатами перевозчикам от иностранных агрегаторов из-за санкций, наложенных на банки, но в итоге удалось их решить.
— Сейчас ситуация с оплатами нормализовалась. Некоторые не остались в стороне в плане поддержки — тот же «Яндекс» продолжает делать доплаты водителям, ещё у них есть фонд для тех, кто был на карантине из-за ковида.
АПИДТ отметила, что тяжелее всего сейчас перевозчикам, на плечи которых ложится обслуживание автомобилей, поиск запчастей и выплаты по лизингу за автомобили.
— Чтобы как-то сгладить последствия, мы разрабатываем антикризисный план по поддержке перевозчиков и диспетчерских служб. Он видится масштабным. В него входят конкретные шаги по разным направлениям. Например, мы ведём переговоры с банками о предоставлении кредитных каникул для перевозчиков и реструктуризации их долгов.
Ещё один важный шаг — поиск инвестиций для обновления автопарков в связи со сложностью получения кредита в банке.
— Третий пример поддержки — создание консолидированного склада с запчастями в Беларуси без привязки к иностранным валютам. Запасов этого склада должно хватить для того, чтобы впредь легче переживать такие события.
По мнению АПИДТ, нынешняя экономическая ситуация в некоторой мере выгодна перевозчикам, по каким-либо причинам решившим продать часть своего таксопарка.
— Обычно автомобили реализуются через внутренний аукцион ассоциации. Из-за резкого подорожания новых и подержанных машин компании получают неплохую прибыль на таких продажах. Есть случай, когда Kia Rio 2021 года с пробегом 120 тысяч километров продали за 42 тысячи рублей. Хотя его стоимость при покупке была в районе 32 тысяч рублей.