Две семьи живут в Лаховичах круглый год. Слышны мычание коровы, гогот гусей, кудахтанье кур, подают голоса козы и индюки… Никто никому не мешает: эти два наполненные жизнью подворья разделяют пустующие усадьбы, пишет Kamenec.by.
Статус деревни не спас ее
Экскурс в прошлое помог сделать исторический очерк Василия Тумиловича (бывшего настоятеля Свято-Андреевской церкви в Пашуках) о деревнях Новицковичского сельсовета. Эту скромную книжку, изданную в 2011-м за личные средства автора, дала мне прочитать Ольга Карпович. Ей как уроженке Лахович краевед подарил свой авторский труд. С интересом читала и о фольварке Клековичи, имении Леневичи, о пережитом Новицковичами, Клепачами, Чернаками…
Оказывается, в начале 1930-х на месте Лахович было лишь одно подворье, где жил Лаха – так назвали поселившегося там человека за его убогую одежду (лахи). Вскоре он куда-то выехал, а здесь поселились три семьи из Шишова – привлекали земля и река Лесная. В межвоенный период власть менялась не раз, но потрясением для хуторян стали июльские дни 1944-го, когда здесь проходила линия обороны немцев, и местные прятались от смерти в схронах, а после боев хоронили погибших красноармейцев, и не только.
С фронтов Великой Отечественной на хуторе не дождались двоих земляков – братья Алексей и Александр Климуки безвестно пропали в пламени той войны (в Шишово не вернулись восемь человек)… В документах военного времени Лаховичи нигде не упоминаются, ибо считались частью Шишова. Так было аж до 1965 года, когда вместо большого хутора (в 1959-м здесь жили 65 человек) в отчетах появилась маленькая деревня с прижившимся названием. Увы, статус деревни не спас ее от запустения – начался массовый отток сельчан в города, и Лаховичи обезлюдели.
Лишь в последние годы здесь начали появляться признаки второго дыхания…
Почти натуральное хозяйство
Ирина и Андрей Добрияны вместе служили в воинской части в Бресте. Когда пришло время оставить службу, задумались, куда уехать из города. То, что это будет деревня, решили гораздо раньше – очень уж соскучились по земле и саду. Но выбор был между Слонимским районом (оба родом из Слонима) и Каменецким, где не раз бывали у друзей-сослуживцев, которые отдали предпочтение Каменетчине немного раньше. В безлюдной деревне – в Лаховичах. Привлекли тишина, река в ста метрах от деревни, просторная усадьба. К одной из таких советовали присмотреться и Добриянам, ведь они собирались обзавестись хозяйством, баловать детей и внуков домашними продуктами, по которым так соскучились.
…Уже три года они в деревне. Успели пристроить к купленному дому еще один (из блоков), создать уют, вернуть к жизни большой огород, поставить теплицы, развести живность, научиться ухаживать за коровой. Сегодня эта усадьба наполнена жизнью. И даже пчелиным домикам нашлось место под старыми яблонями.
В семье Добриянов три дочки, две старшие уже замужем. Каждые выходные все приезжают в Лаховичи, и для 10-месячной внучки в комнате – своя кроватка. Деревня уже стала точкой притяжения – здесь просторно, вольготно, по-домашнему вкусно. Мамины пироги и сыр неповторимы. Ирина рада, что зятья охотно помогают мужу в заготовке дров, строительстве птичника, навеса для хранения кормов, а то и заготовить сено в пойме Лесной, хотя докупать его приходится. Дочки приходят на помощь в огороде и цветнике.
Андрей, подполковник в отставке, не без иронии говорит: «Наше хозяйство – перекладывание денег из одного кармана в другой. Пенсию получим – зерно купим, на другую – сено. А чтобы окупилось, надо еще немало поработать…» Ирина осторожно ему перечит: «Зато в холодильнике все свое: молоко, масло, яйца, мясо. И себе, и всем детям хватает».
Сегодня рядом с Лаховичами по стерне гуляют грациозные журавли, нередко видят здесь и пущанских косуль, оленей, диких кабанов. Бывшие горожане учатся жить в гармонии с природой. Благодарны, что время от времени звонят им из сельисполкома: посылать ли к ним дорожную технику, каково состояние дороги?
С просьбой добавить Лаховичи в маршрут автолавки пока не обращались – пользуются услугами Е-доставки (с интернетом проблем нет), едут в Каменец.
Искали деревеньку для москвичей…
Юрий и Светлана Самусики были «первопроходцами», что случайно открыли для себя эту опустевшую деревню. По просьбе давнего знакомого из Москвы, бывшего военного, который жаждал тишины и уединения, в свободное время объездили немало весей в Каменецком и Пружанском районах, сравнивали, посылали фотоотчеты в столицу.
Но обстоятельства изменились, москвич с семьей так и не смог выбраться сюда, и один из приглянувшихся домов в Лаховичах Самусики решили «оставить» себе. Тем более что и дедовские корни Юрия – из Каменетчины. Он еще помнит крохотную деревеньку Горочки (это название слышала впервые) недалеко от Кустич, где жили его предки.
Это к Юрию и Светлане в Лаховичи не раз приезжали из Бреста Добрияны в гости, а то и помочь им в хозяйстве. Оно у них немалое: куры, утки, цесарки. Стадо овец содержат на соседней усадьбе, хозяева которой разрешили им пользоваться ею, что удобно обеим сторонам. Все еще продолжают наводить порядок на своем подворье – ведь нет предела совершенству.
Отсюда, из Лахович, утром ехала в школу в Новицковичи их дочка (за ней приезжал школьный автобус); тогда-то и пришлось обращаться к местной власти за помощью – привести в порядок дорогу от Шишова к их деревне. Просьба была услышана. Этим летом их дочь уже закончила учебу в медицинском колледже – с отличием, ей предложили работу в республиканском детском кардиоцентре. Родители реже будут видеть ее теперь, но уверены, что Лаховичи станут для нее хорошей альтернативой большому городу и при возможности будет стремиться сюда – отдохнуть душой.
Отпуск в Лаховичах
У одного из давно не жилых домов – здесь когда-то жила семья Калеников – в эти дни стоит авто: приехали дочка, зять и внук хозяйки дома, которую в свое время судьба увела из деревни в Брест. Старый дом сберегали, планировали ремонт, и его начало, увы, ускорили несколько краж, когда из дома вынесли немало памятных вещей, посуду, были вырваны печное литье и кафель, пришлось заново стеклить окна. Обратились в отделение Департамента охраны с просьбой взять под опеку хату в Лаховичах, несмотря на расстояние от райцентра. Просили убедительно, и теперь их сельский дом под защитой посредством охранной сигнализации. Сегодня Людмила, Игорь и их сын проводят здесь свой отпуск – с болгаркой, пилой и кистью в руках. Дом постепенно преображается, и наследники уже поглядывают в сторону полуразрушенного сарая, который собираются снести, на его месте появится новая постройка…
– Нам очень дорого все в этой деревеньке рядом с журавлиным гнездовьем, олени приходят к нам за яблоками… Очень жаль, что все еще много пустующих усадеб, – говорит Людмила. – Будем поддерживать здесь порядок. Приезжаем сюда не только летом. Однако перед выездом из Бреста задаемся вопросом: проедем ли по дороге, что через поле ведет к усадьбе? Она может быть «нечаянно» перепахана во время полевых работ и после дождя стать непроезжей. Зимой после снегопада оставляем машину на расстоянии и идем пешком, иногда сами ищем способ расчистить этот кусочек дороги, чтобы проехала охрана. На карте обозначена, и просим дорожников, механизаторов почтительнее относиться к ней…
О переселении городских жителей в деревню как о модной тенденции говорить не приходится, но нет-нет да и видим сельские усадьбы, возрожденные горожанами, – более того, уже постоянно живущими в деревне. Зачастую это пенсионеры, которых уже не волнуют вопросы трудоустройства и престижные рабочие места, с которыми здесь проблема. Но встречаются среди любителей провинции и молодые люди, заработок которым дает земля, некоторые работают «на удаленке».
Однако подавляющее большинство горожан по-прежнему выбирает дачный вариант побега в деревню за «глотком воздуха». Выбор осознанный. Любой из них приветствует Президент, призывая не разрывать связь с землей, «не терять возможность приобрести в деревне, на отдаленном хуторе клочок земли, восстановить заброшенный дом, не отказываться от приусадебных участков, где родились и жили. А если есть брошенные, – купить их. Это ведь недорого сегодня стоит…»