Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Недетские страсти вокруг детской машинки. Как отказ в возврате товара обернулся четырехкратной выплатой

22.05.2022 10:45
Общество

Отказав покупателю в возврате игрушки с дефектом, продавец заплатит в четыре раза больше ее стоимости. Об интересном случае, дошедшем до судебного разбирательства, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в ОО «Онлайн защита потребителя».

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Товар с пробегом

Житель Минска покупал игрушечный автомобиль для сына. Деньги отдал приличные. За радиоуправляемый гоночный болид продавец в интернете просил 250 рублей. «Не подделка, не копия — стопроцентно оригинальный товар!» — значилось в объявлении.

Минчанин машинку заказал, а получить и оформить доставку попросил друга: какая разница, кто покупает, главное — доставить радость ребенку. Увы, глаза сына светились счастьем недолго. Оригинальный товар по комнатам хоть и ездил, но время от времени из-под его днища сыпались батарейки. Удерживающий их люк барахлил. При тщательном осмотре выяснилось, что и сама машинка не выглядит новой. Царапины на корпусе свидетельствовали о довольно большом пробеге игрушечного транспортного средства. «Что за дела?!» — возмутился покупатель, набрав по телефону номер продавца.

О том, что было дальше, расскажет председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько.

«Бачылi вочы, што куплялi»

Случай этот довольно интересный, в чем-то даже поучительный. Хотя речь идет всего лишь об игрушке, страсти между сторонами разгорелись далеко не детские, дело дошло до судебных прений. Итак, покупатель позвонил продавцу, потребовав объяснений. Он рассчитывал на покупку новой машинки, приобретение б/у в его планы не входило. Даже упаковочная коробка, в которой продавался радиоуправляемый болид, имела следы неоднократного вскрытия. Женщина-продавец оскорбленные чувства родителя не разделила. Ответ был дан в том ключе, что, мол, «бачылi вочы, што куплялi». Товар был продан? Ваш друг осмотр покупки производил? Кассовый чек ему вручили? Вот и до свидания, уважаемый абонент.

— Анна Борисовна, мне на месте отца мальчика тоже было бы досадно. Отдать 250 рублей за бэушную игрушку, которой неизвестно сколько времени пользовались… Да такого добра разной степени изношенности на любой интернет-барахолке пруд пруди.

Телефонные переговоры стали лишь началом большого конфликта. Наш покупатель отправил письменную претензию продавцу. Причем действовал очень грамотно. Он не стал писать о царапинах и не закрывающемся отсеке для батареек. В конце концов, доказать, когда и как появились дефекты, невозможно. Наш родитель проштудировал закон «О защите прав потребителей» и руководствовался буквой документа. Упор был сделан на отсутствие необходимой информации о товаре. Как юрист скажу, что это очень сильный ход. Дело в том, что закон защищает все наши права, а большинство об этом даже не догадывается. Вы, например, обращали внимание, сколько разного рода документов прилагается при покупке того же смартфона? А ведь это не просто бумажки. Необходимость каждой из них продиктована законом. Сертификаты соответствия, протоколы испытаний, единые знаки Таможенного союза, инструкция по использованию на государственном языке той страны, где реализуется товар, и так далее. Это современный рынок, правила которого должны соблюдать все игроки. Я имею в виду и производителей, и продавцов.

— И что же написал в своей претензии родитель?

Да хотя бы то, что, кроме китайских иероглифов на упаковке, иной информации о товаре он не получил. На это противнику ответить было нечего. Продавец не нашла ничего лучшего, чем также письменно заявить, что наш покупатель потребителем не является.

— Но это же глупо!

Конечно. Имея в активе столь сногсшибательный ответ, мы на полном основании обратились с исковым заявлением в суд. Для отца ребенка это стало уже делом принципа. Если разобраться, он просто хотел сделать подарок сыну, а чувствовать, что тебя выставляют, извините, болваном, никому не нравится.

В суде выяснилась схема, по которой работала продавец. Собственно, она же об этом и рассказала. Игрушки, причем не новые, ей либо отдавали на реализацию физические лица, либо она сама закупала их на стороне. Комиссионная продажа и перепродажа, ничего более. При этом указывать, что товар был в употреблении, продавец не считала нужным. По сути, вводила в заблуждение.

Против закона не пойдешь

— Суд эти обстоятельства учел?

Определяющим всё же стало отсутствие технической информации о товаре. Если бы мы упирали на то, что машинка была в употреблении, имеет дефекты, о которых покупатель не знал, то еще непонятно, чем бы закончилась история. Ну а против закона не пойдешь. Продавец обязан предоставлять все данные о предмете торга, тем более если товар технически сложный. И точка! Правда, чтобы у читателя не сложилось ошибочное мнение, мол, на подобных исках в суд можно озолотиться, укажу, что сумму компенсации морального вреда суд снизил до 50 рублей. То есть выигрыш получился скорее эмоциональный.

Тем не менее для подобных продавцов происшедшее — хороший повод задуматься. С чего это началось? Из машинки стали вываливаться батарейки. Так верни эти 250 рублей человеку. Автомобильчик же не новый, кому как не тебе, то есть продавцу, об этом знать. Но нет, денег стало жалко. А ведь предпринимательство всегда риск, когда возможны не только доходы, но и убытки. В итоге эти самые убытки выросли в четыре раза! Суд счел необходимым расторгнуть договор купли-продажи, компенсировать истцу расходы на общественных защитников, возместить моральный вред и так далее. Вместо 250 рублей продавец теперь выложит около 1 000. Такие вот совсем не игрушечные страсти

Источник: Минск-Новости
Фото: из открытых источников (иллюстративное)