Бесплатная установка и скидка в аккумуляторном центре «АКБ Пуск» на Республиканской в Бресте

Неисправный автомобиль за наличные: как найти управу на нечестного продавца?

10.05.2023 18:47
Транспорт

В редакцию Автобизнеса обратились представители Полоцкой районной организации Общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей». В наших многочисленных публикациях они узнали фирму, которая является ответчиком в суде. Как оказалось, фирма-ответчик значительно расширила свою географию. Помимо столичного региона работает практически во всех уголках Беларуси: Новогрудок, Могилев, Брест...

Неисправный автомобиль за наличные: как найти управу на нечестного продавца?

Автомобили-убийцы от столичного автохауса

Лишь только услышав название фирмы, мы поняли, что это наши старые «знакомые», которые уже длительное время в районе станции метро «Борисовский тракт» в Минске продают автомобили, которые могут просто убить своих владельцев. Это не преувеличение: внешне их еще можно назвать машинами, однако внутри гниль, смотанные проволокой элементы подвески, обрезанные тормозные шланги и многочисленные слои шпатлевки, за которой скрывается сквозная коррозия и еще много чего интересного. Неудивительно, что после осмотра проданных этим автохаусом автомобилей в большинстве случаев сотрудники СТО на акте диагностики ставят штамп о том, что их эксплуатация угрожает безопасности дорожного движения и рекомендуют вызвать эвакуатор.

Так, в мае 2022 года Андрей из Новополоцка в объявлениях нашел Toyota Avensis Verso стоимостью почти 18.000 рублей. Было указано, что автомобиль находится в хорошем состоянии и проведено его полное техническое обслуживание. Созвонившись с продавцом и приехав в Минск в район метро «Борисовский тракт», он лично осмотрел машину. При визуальном осмотре у Андрея не возникло сомнений в технической исправности автомобиля, и он посчитал, что указанные в описательной части рекламного объявления сведения соответствуют действительности.

Неисправный автомобиль за наличные: как найти управу на нечестного продавца?

Ударив по рукам, продавец попросил в счет-справке указать стоимость машины в 10 тысяч рублей, мотивировав это тяжелым финансово-экономическим положением предприятия, долгой продажей автомобиля, уверяя, что они понесли убытки в связи с реализацией этой машины, а еще и за счет налогов потеряют. Андрей, как говорится, «повелся». Правда, всей суммы у него не оказалось, а машину купить уж очень хотелось именно сегодня. Отзывчивый продавец согласился отвезти его на этом автомобиле домой в Новополоцк (!) за оставшейся частью суммы.

Во время поездки Андрей, который ехал на пассажирском сиденье, обратил внимание, что автомобиль медленно разгоняется, слабовато тянет и предложил водителю-продавцу заехать на СТО для диагностики. В планы продавца, по-видимому, это не входило, и он стал убеждать покупателя, что с автомобилем все в порядке. Мол, Андрею это все просто кажется и вообще у него нет времени разъезжать по станциям диагностики. За руль покупателя также не пустили, сославшись на то, что он еще не рассчитался за автомобиль и может его повредить. В общем, по прибытии возле своего дома Андрей отдал оставшуюся часть суммы, и продавец своим ходом отправился обратно в Минск.

На утро счастливый обладатель приобретенного автомобиля решил все же заглянуть под капот, где его ждал «сюрприз», после которого пришлось обратиться на СТО. Перечислим неисправности из акта диагностики: коррозия топливного бака (течь топлива), течь масла в районе ремня ГРМ возле сальника коленчатого вала, отсутствие масла в ДВС, дыры в порогах и днище кузова, заделанные монтажной пеной, отсутствие должной компрессии в ДВС.

В общем, машина, как говорят гаражных дел мастера, «укачана в хлам». И это обстоятельство после недолгих раздумий привело Андрея к специалистам общества по защите прав потребителей, которые взялись за дело и обратились к экспертам за получением заключения о техническом состоянии автомобиля.

Неисправный автомобиль за наличные: как найти управу на нечестного продавца?
Cкриншот из экспертизы

Из заключения эксперта: двигатель внутреннего сгорания, а также его система питания, топливная система, система предпускового подогрева двигателя, система активной безопасности тормозной системы ABS, ходовая часть и кузов, в том числе его несущая часть, находится в неисправном состоянии, т.е. имеют дефекты эксплуатационного характера, недопустимые для участия автомобиля в дорожном движении. Исходя из локализации, объема и застарелого характера образования неисправностей, дефектов исследуемого автомобиля следует сделать вывод, что они образованы в результате длительной эксплуатации автомобиля без надлежащего технического обслуживания, ремонта и на момент продажи автомобиля имели место на автомобиле. Скрытый характер неисправностей, дефектов, а также имитация исправного состояния отдельных деталей (крепежа переднего правого колеса), с технической точки зрения не позволяли выявить их наличие путем внешнего осмотра на момент покупки автомобиля без применения специализированного диагностического оборудования.

Неисправный автомобиль за наличные: как найти управу на нечестного продавца?
Из заключения эксперта

На таком автомобиле ездить нельзя, это просто опасно для жизни. Знал ли об этом продавец? Полагаем, что знал, ведь сколько было у него подобных историй.

Ловушка для покупателя: «оплата по договору не произведена»

Есть у этого продавца еще одна «фишка»: бланки договора купли-продажи (далее – ДКП) транспортного средства, на которых при помощи обычного принтера нанесена имитация водяных знаков, чтобы придать серьезность совершаемой сделке. Ярким красным цветом на договоре в правом верхнем углу выделен номер, но никакого значение он не несет, поскольку и не должен ДКП подвергаться нумерации. Но продавцы потенциально опасных авто пошли еще дальше, изобретя новый способ обмана покупателей, чтобы не отвечать по претензиям автовладельцев, в том числе и в судах.

Неисправный автомобиль за наличные: как найти управу на нечестного продавца?

Это часть договора, в котором предусмотрена оплата приобретаемого транспортного средства. По закону, деньги должны перечислять на счет продавца, который и указан в документе. Но по факту представители фирмы требуют оплату наличными, а покупатели в основной массе любезно соглашаются.

Справка Автобизнеса

Согласно п. 9 Указа Президента №504 «О мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств» оплата за транспортные средства, приобретаемые в комиссионных магазинах, осуществляется только путем внесения денежных средств на расчетный счет продавца.

Обратите внимание, что сроки оплаты не указаны, хотя это обязательный пункт, который должен прописываться в договоре согласно гражданскому законодательству. Теперь читаем эту фразу: «оплата товара… в сроки, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством». Значит, срок в нашем случае установлен не договором, а законодательством, то есть ст. 456 Гражданского кодекса. По ней покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара, если иное не предусмотрено договором. И чтобы облегчить себе жизнь, фирма срок установила, но не с целью соблюдения законов (об этом чуть ниже) и теперь ее бланки выглядят так.

Неисправный автомобиль за наличные: как найти управу на нечестного продавца?

В пункте 3 по оплате товара прописано, что «расчет за транспортное средство происходит в трехдневный срок с момента передачи транспортного средства покупателю». Где вы видели такое, чтобы машину можно было забрать сейчас, а заплатить за нее потом? И вот в чем подвох.

За машину деньги от покупателя они уже получили наличными (в нарушение закона, но все же), и клиенты на этих машинах уже уехали. По приезду многие обнаруживают в автомобилях недостатки и предъявляют продавцу претензии, на что получают ответ – «обращайтесь в суд». Автовладельцы так и делают, подают иски, а теперь, как говорится, следите за руками.

Ответчик в суде заявляет: «Согласно условиям договора, истец должен был перечислить деньги за автомобиль на расчетный счет в течение трех дней после передачи машины, а денег на мой счет так и не поступило. Поэтому вот, уважаемый суд, встречное требование – прошу истребовать машину из чужого незаконного владения, поскольку оплата за нее не произведена». Ошарашенный покупатель, конечно же, будет твердить, что он наличными деньги передал, а продавец в ответ скажет «он врет, это же запрещено законом».

Особенностью гражданских процессов является то обстоятельство, что каждая сторона в процессе обязана самостоятельно доказывать факты, на которые она ссылается (ст. 179 ГПК). Кроме слов покупателя о том, что деньги переданы налом – ничего. А вот продавец с легкость подтвердит тот факт, что деньги ему на счет, как прописано в договоре, не поступили, и в доказательство предъявит договор, подписанный самим же покупателем (истцом), и выписку с расчетного счета. Таким образом покупатель не доказал обстоятельства, на которые ссылается (только слова), а продавец – доказал и предъявил на это официальные документы. Да, техническое состояние машины отвратительное, и пусть экспертиза даже в деле есть, ну и что? Это товар, и он не оплачен по документам, верните автомобиль, тем более, что за него не заплатили.

Это умышленная ловушка, чтобы автовладельцы не обращались в суд, так как они могут остаться вообще ни с чем. Мол, уж лучше с плохой или очень плохой машиной, чем вообще без нее. Именно в такую историю попала Татьяна из Могилева. Все по классике: сначала купила машину в автохаусе, потом привезла ее на СТО, а там схватились за голову. За автомобиль, к слову, Татьяна расплатилась на месте наличными.

Неисправный автомобиль за наличные: как найти управу на нечестного продавца?
Из экспертизы

Поэтому наш совет: хорошенько подумайте, надо ли соглашаться на сделку, если при покупке автомобиля вам покажут бланк договора с зеленым узором по краям, номером в правом верхнем углу и изображением контура границ Республики Беларусь на синей печати. Нечестные продавцы буквально погрязли в исках, которые по всей стране подают обманутые покупатели, выигрывая судебные процессы. И постоянная смена места регистрации, видимо, в стремлении скрыться от судебных исков автовладельцев.

P.S.: Редакция Автобизнеса благодарит за помощь в подготовке материала Полоцкую районную организацию Общественного объединения "Белорусское общество защиты потребителей".