GYM Express 24/7 | Фитнес клуб в Бресте с тренажёрами премиум класса

«Некоторые водители считают себя самыми главными, умными и вообще лучше всех». Белорусские водители высказались об отсутствии культуры на дорогах

28.07.2022 06:28
Транспорт

Как часто вы ругаете окружающих водителей, когда сами находитесь за рулем? Поводов для упреков на самом деле всегда достаточно, но некоторые из них способны вызвать неподдельную злобу. О том, что раздражает на дорогах, и почему культура поведения за рулем часто оставляет желать лучшего, высказались читатели Автобизнеса.

Фото

"Некоторые водители считают себя самыми главными, умными и вообще лучше всех"

Адам: "С различными нарушениями сталкиваюсь постоянно. Парковка где попало, например. Неужели так трудно припарковаться у ТЦ по разметке? Зачем занимать сразу два места? На дорогах тоже встречается всякое. Перестроиться без поворотников, "подрезать", не предоставить преимущество – почему-то такую практику приходится наблюдать очень часто.

О причинах такого поведения могу только догадываться. Мне кажется, что у части водителей есть какое-то странное понимание мира: они считают себя самыми главными, умными и вообще лучше всех. И на дороге это особенно ярко проявляется. Еще часть каких-то странных поступков на дороге – следствие неверной оценки дорожной обстановки, невнимательности и забывания отдельных пунктов ПДД. Как, например, можно ехать и писать сообщения на телефоне? За такое вообще можно штрафовать как за вождение в пьяном виде, потому что ни о каком контроле за ситуацией речи не идет.

И со всем этим периодически приходится сталкиваться. Из особенно запомнившихся случаев отмечу два. В прошлом году на трассе меня окатил водой из лужи водитель большегруза. Он точно видел в зеркале, что я его догоняю, но при этом даже не подумал притормозить и на скорости более "сотни" въехал в большую лужу. Машину залило полностью, дороги не было видно вообще! Не знаю, чем он думал, неужели нельзя было притормозить?

Второй случай был тоже на трассе. Я ехал со скоростью 120, сзади начинал "поджимать" автомобиль с женщиной за рулем. Уступил полосу, все нормально. Она меня опережает и начинает ехать 90. Моргаю светом с просьбой уступить дорогу, а когда все-таки удается опередить, водитель начинает показывать мне неприличные жесты. Что это вообще было?

По-хорошему за любое нарушение с человека нужно "спрашивать". Предупреждение, конечно, действует слабо, но все же в голове отложится, что лучше так не делать. Штрафовать точно надо за непредоставление преимущества, когда возникают опасные ситуации. Парковка на зеленой зоне – туда же. Я все понимаю, парковочных мест мало, но должно же присутствовать хоть какое-то уважение к окружающим и их труду.

Сам я, конечно, тоже иногда нарушаю. Могу где-то скорость превысить, могу проскочить на желтый сигнал светофора или высадить пассажира там, где ПДД это запрещают. Но я всегда стараюсь никому не мешать. Если уж так случилось, то нужно оставаться хотя бы вежливым – моргнуть "аварийкой" в качестве извинения".

"Бесят любители шаговой доступности и особо одаренные парковщики"

Александр: "Парковка у ТЦ в Жлобине. По масляным пятнам видно, как оставляют машины на проезжей части, чтобы свою тяжелую пятую точку поближе ко входу подвезти. Уже в магазин заезжали бы, чего уж там! Еще из проблем – водители с ксеноном и "спящие" в крайнем левом ряду. Это прямо национальная "болезнь" какая-то".

Павел: "Бесят любители шаговой доступности и особо одаренные парковщики. Паркуешься подальше, где куча свободных мест, и все равно найдется тот, кто на 20 квадратных метрах свободной парковки поставит рядом так, что еле протиснуться. Если стоит машина и кругом пустые места, зачем так парковать? Не цените чужую машину, так за свою хоть переживайте".

Виктор: "Парковка – отдельная тема. Как думаете, сколько парковочных мест можно занять одной "неправильной" машиной? Оказывается, четыре!"

"Я выехал, и весь мир подождет"

Jim: "Мой рейтинг. Первое – китайский ксенон и прочий опасный тюнинг. Второе – громкость выхлопа у мотоциклов и поведение их на дорогах. Третье – езда со скоростью значительно ниже потока. Четвертое – поведение в пробках, когда водители цепочкой трогаются и останавливаются, тем самым увеличивая время простоя, вместо того чтобы медленно, но гораздо быстрее всем проехать. Пятое – парковка на двух и более местах и не по разметке. Шестое – низкий уровень практических навыков, когда большинство не умеет проезжать некоторые перекрестки и маневрировать. Седьмое – отсутствие культуры правильных уверенных разгонов и торможений. Отсюда аварийные ситуации вроде "я выехал, и весь мир подождет" на развязках и различных выездах. В общем, ПДД изучают, экзамены сдают, но именно ездить никто не учит".

Михаил: "Мне кажется, что главная причина отсутствия культуры на дорогах – это безразличие. Люди не думают, как они едут. Нужно добраться из пункта А в пункт Б, а все, что происходит вокруг, уже не так важно. Именно в такие моменты начинаются если не нарушения ПДД, то явления вроде "еду в левом ряду по Правилам, и ничего больше не волнует".

Из безразличия вытекает и проблема отсутствия взаимоуважения. Я водил автомобиль во многих странах, которые на первый взгляд не самые комфортные для вождения. Со стороны кажется, что ПДД там нет совсем, на дорогах хаос и суматоха. Но за счет того, что водители, даже нарушая Правила, думают о том, как не помешать другим, получается такая самоорганизация. Она может быть и вне ПДД, но при этом все как-то уживаются и никому не мешают.

Я в целом не то что против каких-то отдельных нарушений вроде скоростного режима. Если человек водит нормально и думает о других людях, пусть при этом и едет с превышением, то его проезд заденет разве что чье-то самолюбие. Да, нарушил, но никому это не повредило – и ладно.

С этой точки зрения, например, даже разговор по мобильному телефону может оказаться вреднее. Человека, который за рулем говорит по телефону, я могу определить на дороге практически мгновенно – его поведение со стороны заметно меняется. Но многие думают, что ничего особенного в разговоре по телефону нет.

Еще один пример – использование сигналов поворота и “аварийки”. Вот человек встанет на дороге без "аварийки" и стоит. И что думать? Включил "аварийку" – тогда всем все понятно: может, сломался, может, ждет кого-то. Объехал его и продолжай движение дальше. "Аварийку" же несложно включить, зачем так поступать тогда?

Сигналы поворотов – то же самое. Это же элементарное действие. Многие говорят, что включают их только при необходимости. У меня история другая. Я включаю поворот даже в самых глухих деревнях, настолько это отработано до автоматизма.

Вот примерно так общая безалаберность и формируется. Кто-то не включит поворотник, кто-то поставит слепящий китайский ксенон – так начинает набираться критическая масса. Теория разбитых окон в действии. Один поворотник не включит, второй, а через какое-то время окажется, что они вообще для “чайников” придуманы. Наверное, в свое время примерно то же самое было с ремнями безопасности, когда не пристегнуться считалось нормальным.

Бороться с этим, конечно, можно. Я вижу два формата. Первый – из европейского опыта, когда на водителей оказывают влияние различные сообщества или союзы автомобилистов, которые популяризируют и рассказывают про нормальные манеры передвижения. Насколько это реалистично в наших условиях уже другой вопрос.

Второй формат борьбы с отсутствием культуры – это работа ГАИ. Не те бестолковые билборды, что есть сейчас, а полноценная кампания по перевоспитанию. Чтобы были рассылки, листовки, реклама, все возможные методы донесения информации, чтобы человека эти мысли и идеи окружали со всех сторон.

И без штрафов, конечно, никуда. В своем же дворе я регулярно сталкиваюсь с тем, что машины паркуются вплотную к пешеходному переходу. Рядом детский сад и школа. Детей просто не видно из-за припаркованных автомобилей. Приходится ехать со скоростью едва ли не полкилометра в час, чуть ли не останавливаться и заглядывать за стойку автомобиля: а вдруг за машиной на переходе кто-то есть?

Несколько раз я пробовал обращаться в ГАИ, но это особо не работает. Штраф небольшой, а ведь еще надо доказать нарушение и привлечь человека к ответственности. Как только штраф за ту же парковку станет, например, 15 базовых величин, люди начнут задумываться. Опять же европейский опыт с большими штрафами хорошо демонстрирует, что такие способы работают. Учитывая, что в казне постоянно нет денег, это еще и неплохой способ пополнить бюджет.

Штрафовать за все, конечно, не стоит. Но за некоторые критичные нарушения вроде той же парковки на пешеходном переходе, которые могут привести к печальным последствиям, делать это нужно, и суммы наказаний должны быть ощутимыми. Или взять, к примеру, тех же "учителей". Толку от их действий никаких, а закончиться все может очень плохо. За такое нужно наказывать в обязательном порядке вплоть до лишения "прав".

У меня был период в жизни, когда я мог сделать кому-то вежливое замечание за поведение на дороге. Примерно в половине случаев приходилось сталкиваться с агрессией, а в силу характера тогда я начинал и сам себя агрессивно вести. Поэтому решил не портить лишний раз себе нервы”.

Фото: носит иллюстративный характер