Ни продать, ни отремонтировать: чем чревата покупка «электричек» китайских стартапов

28.02.2024 11:58
Транспорт

Ни продать, ни отремонтировать: чем чревата покупка «электричек» китайских стартапов

В последние годы на белорусский рынок хлынула масса «китайцев». Причем часть из них – машины совсем молодых марок. Но новость о приостановке производства HiPhi – очередное напоминание о том, что покупать все подряд надо осторожно.

Да, 18 февраля Human Horizons объявила о том, что на полгода прекращает производство футуристических электромобилей HiPhi. Связано это с финансовыми проблемами компании. Удастся ли их разрешить – непонятно. А ведь «электрички» HiPhi, пусть и в малом количестве, привозили в Беларусь. Большинство из них нашли своих покупателей, хотя несколько машин до сих пор можно найти в объявлениях.

Ни продать, ни отремонтировать: чем чревата покупка «электричек» китайских стартапов

Теперь наверняка кусают локти и те, кто приобрел их себе, и те, кто привез HiPhi на продажу. Первым в случае чего и так проблематично было бы найти на них запчасти, вторым непонятно, как эти авто продать на фоне последних новостей.

Но Human Horizons вовсе не первая ласточка. В прошлом году китайский стартап WM Motor, выпускавший электромобили Weltmeister, подал заявление о банкротстве, остановив производство. А кроссоверы Weltmeister в Беларуси далеко не такой редкий зверь, как электрокары HiPhi. Только в продаже на данный момент представлено почти четыре десятка машин. А сколько их еще просто эксплуатируется владельцами?

Ни продать, ни отремонтировать: чем чревата покупка «электричек» китайских стартапов

Безусловно, всегда найдутся люди, которые не следят за новостями и даже не знают, что бренд прекратил существование. Поэтому шансы продать эти машины остаются, но резко снижаются, поскольку в сторону Weltmeister теперь вряд ли посмотрят те, кто в теме. Хотя есть подозрение, что «электрички» малоизвестного бренда и при работающем производстве было нелегко продать.

А ведь это не только электромобильные проблемы. Наверняка многие помнят марку Lifan, которая официально продавалась на нашем рынке. Но ведь и она канула в Лету: заявление о банкротстве в 2020 году, последующий переход под крыло Geely и ребрендинг в Livan.

Кто следующий?

Политика китайских властей в отношении электромобилей привела к появлению массы стартапов, подобных упомянутым выше. В первую очередь сегодня на слуху NIO и Li Auto, можно вспомнить также XPeng, Leapmotor, Neta. Тропу на рынок электромобилей протаптывает и Xiaomi. Ждет ли их судьба Weltmeister? Как минимум исключать такое развитие событий нельзя, особенно в текущих реалиях мировой турбулентности. Очередной кризис микрочипов, спровоцированный возможной войной за Тайвань, или пандемия болезни X вполне могут стать катализаторами очень неприятных для мировой экономики процессов.

Ни продать, ни отремонтировать: чем чревата покупка «электричек» китайских стартапов

Поэтому, если очень хочется приобрести китайский электромобиль или гибрид, куда более привлекательными вариантами выглядят продукты ведущих производителей Поднебесной – как государственных, так и частных. Это и бренды Geely – Zeekr, Lynk & Co, Polestar, Lotus; и принадлежащая Dongfeng марка Voyah, и BYD вместе с его Denza и Yangwang, и Changan с брендом Avatr.

Впрочем, и здесь всё не так однозначно, как хотелось бы. Во-первых, каждый из этих суббрендов уступает уже упомянутому Li Auto по количеству продаваемых в Китае автомобилей. Во-вторых, не все продукты зашли аудитории, во всяком случае пока. Продажи тех же Avatr в Поднебесной даже ниже, чем были у HiPhi. Но марка новая, только начинает свое развитие, а ресурсов для ее поддержания и продвижения у Changan, Huawei и CATL куда больше, чем у Human Horizons или WM Motor.

Некитайские марки

Безусловным лидером рынка электромобилей Поднебесной является BYD. Но в Китае производится и масса «электричек» давно привычных нам марок. Оттуда можно привезти электрические Volkswagen, Audi, Honda, Nissan, BMW и многие другие электрокары, включая Tesla.

Да, в отличие от Zeekr 001 или Avatr 11 условным ID.4 на дорогах общего пользования никого не удивишь, как и «Теслой». Зато покупка такого автомобиля сулит минимум проблем с запчастями в ближайшем будущем. Конечно, электрические VW, Honda или Nissan – это не Tesla, вряд ли они наберут большую популярность в нашей стране, поэтому купить здесь и сейчас, скажем, ноускат на них скорее всего не получится, но как минимум под заказ доступно будет всё. А вот удастся ли через 4–5 лет найти хоть что-то на Weltmeister даже в Китае – сложный вопрос.

Ну и ликвидность авто известных марок никто не отменял. Спустя время не самые выдающиеся Honda e:NS1 или Nissan Ariya наверняка будет продать в разы проще, чем XPeng, Leapmptor или Denza. Даже если они еще будут существовать…

Вердикт

Не все стартапы одинаково полезны. Одни из них выстреливают и выходят в лидеры отрасли, другие становятся частью истории. Это справедливо не только в автомобильной индустрии, но и во многих других сферах.

Мы не говорим, что все молодые китайские марки ждет участь Weltmeister. Но, глядя в сторону электромобилей малоизвестных брендов, стоит для начала выяснить, кто за ними стоит. Если это крупные автопроизводители вроде Changan, Geely, BYD, Dongfeng, GAC – серьезных опасений нет, пускай и с оговорками. А вот если это самостоятельный стартап – надо всерьез задуматься: будет ли заинтересовавшая вас марка существовать через три года, сможете ли вы купить на эту машину запчасти и т.д.