Новые маршруты и внутренний рынок: что стало с белорусскими грузоперевозками

19.01.2023 05:35
Транспорт

Белорусский рынок грузоперевозок приспособился к санкциям: по итогам прошлого года отмечается небывалый всплеск заявок по различным направлениям.

Фото

Перевозки на внутреннем рынке Беларуси в 2022 году выросли почти в два раза, такие данные приводит Биржа автоперевозок ATI.SU.

Показательно, что экспортные грузоперевозки также выросли – в полтора раза, а импортные остались на уровне 2021-го.

При этом белорусские дальнобойщики стали больше колесить внутри страны: спрос на перевозку грузов внутри страны за прошлый год вырос на 90%. В лидерах – Брестская область (по сравнению с 2021 годом здесь рост составил 187%).

Объясняются эти тенденции просто.

“Такой всплеск перевозок на внутреннем рынке в целом и в Брестской области, в частности, обусловлен тем, что работать со странами Евросоюза теперь можно практически только по схемам перегруза и перецепа. То есть перевозчики везут груз от границы – по территории Беларуси. Получается, что внутренние перевозки заменяют импортные. А Брестская область – это приграничная зона, где и происходит перецеп и перегруз”, – рассказала директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.

Подстроились под санкции

Хотя ситуация в течение года была неравномерной, но в прошлом году отметился рост перевозок в Беларусь из других стран – на 9%.

Росли и цены на грузоперевозки: на импорт +30% по итогам года, на внутренние перевозки – на 18%, на экспортные – на 14%.

А вот спрос на доставку грузов в Россию оставался стабильным на протяжении всего года.

По другим направлениям был существенный рост: увеличилось число заявок на перевозку грузов в Казахстан, Турцию, Узбекистан и Армению.

Вырос и экспорт: по сравнению с 2021 годом, число таких заявок выросло на 41%. Картина в течение года была нестабильной, но с лета спрос на экспортные грузоперевозки вырос практически в два раза.

"Отсюда можно сделать вывод, что перевозчики довольно быстро приспособились к ограничениям на европейских границах и активно стали осваивать новые маршруты”, – сказала Солдатенко.

Вместо Европы – новые маршруты

Число европейских заявок ожидаемо сократилось практически во все страны, кроме Литвы, Италии и Венгрии (здесь объемы остались примерно на уровне 2021 года). А вот грузоперевозки в Сербию (напомним, не входит в ЕС) выросли на 55% за год.

"При этом ставки на европейском направлении заметно выросли – вероятно, это компенсация за трудности на границах”, – отмечает директор компании.

Вместо закрытых европейских маршрутов белорусские дальнобойщики осваивали новые: в Россию число заявок выросло на 34%, в Казахстан – на 50%. Еще больше стал спрос на доставку грузов в Армению (почти в два раза), в Узбекистан (в три раза), в Грузию (в четыре раза).

Что возят белорусские дальнобойщики?

На внутренних маршрутах, по данным Биржи автоперевозок ATI.SU, самый большой рост отмечается на перевозки бытовой техники, труб, мебели, пиломатериалов, оборудования, запчастей, металла.

На экспорте рост отметился в перевозке газосиликатных блоков, металлопроката, утеплителя (почти в 3,5 раза), пиломатериалов и бытовой химии (примерно в три раза). А вот поставки овощей в Беларусь упали примерно в 1,5 раза.

При этом зерна и семян в республику стали завозить больше – практически в 3 раза. выросли поставки безалкогольных напитков (в два раза), металлопроката и продуктов питания (примерно в 1,5 раза). А самый существенный спад поставок в страну в 2022 году был среди пиломатериалов, ластика, труб и кондитерских изделий – их поставили в 1,5 раза меньше, чем в 2021-м.

Источник: Sputnik Беларусь