Новые рельсы для 1000-летнего Бреста. Станет ли железная дорога основой транспортной сети города?

14.04.2021 12:23
Общество

Главный архитектор области Николай Власюк намерен развивать сильные стороны малых городов, формировать новый каркас транспортной схемы Бреста и искать равноценную замену пирамидальным тополям. Перспектива просматривается до 2035 года, пишет «Вечерний Брест».

Николай Власюк

Будучи главным архитектором города Бреста, а прежде — в ведущем проектном институте РУП «БелНИИПградостроительства», Николай Власюк возглавлял и участвовал в важных территориальных проектах республиканского масштаба, таких как Генсхема страны, Генсхема развития туризма, разработка концепции нового жилого модуля. Принимал участие в разработке градостроительной политики Беларуси. В 41 год Николай Николаевич был назначен главным архитектором Брестской области. Как он видит свою роль в новом статусе?

«Города как люди – каждый со своим характером»

– Важно понимать приоритеты и что мы хотим получить в ближайшем будущем.

Например, Жабинка, город-спутник. Сегодня в условиях пандемии мы видим, что во всем мире наблюдается обратный урбанизации процесс субурбанизации, или дезурбанизация — переезд жителей крупных городов в пригороды. Какова стратегия развития Жабинки как города-спутника, какая там должна быть застройка, чтобы жители Бреста согласились там жить? Как минимум, там нужно создать комфортную среду для проживания со всей «социалкой» (школы, садики…). У города-спутника должны быть свои сильные стороны – те, что лучше, чем в областном центре: возможность получить участки для усадебных жилых домов или современных таунхаусов, урбан-вилл и сити-хаусов. Возможно что-то похожее на строящиеся в Бресте районы «Малиновка», «Стимово», «Скандинавское предместье», допускаю, что даже в индустриальном исполнении. При этом можно использовать электрическую инфраструктуру или возобновляемые источники энергии (особенно это актуально для удаленных от сетей жилых районов).

Сегодня важно добавлять к количественным показателям (введенные метры жилья или построенные километры дорог) — качественные. Какое жилье мы строим, какую среду создаем? Например, построенный в Дзержинске мультикомфортный дом полностью себя обеспечивает автономной энергией. Конечно, он стоит дороже, но за 8-12 лет себя окупает, а потом владелец начинает экономить. Мы сегодня считаем стоимость метра квадратного на момент сдачи объекта, тогда как более правильным было бы считать весь период жизни здания, вот где начинается экономия!

Покупатель на рынке берет не отдельную квартиру, а рассматривает в комплексе всю среду: двор, близость инфраструктуры, автобусную остановку, качество озеленения и благоустройства, велопарковку и даже вид из окна…

Есть понятие: среда формирует сознание и человека. Изначально мы формируем среду, а потом среда начинает формировать нас.

Ошибкой будет в городе-спутнике начать строить очередной спальный район из 10-этажных домов. В Минске это уже поняли и проектируют в спутниках мало- и среднеэтажную застройку.

Также должна быть возможность быстро и комфортно добраться до Бреста общественным транспортом. Например, «штадлеровской» электричкой, которая параллельно может служить рельсовым наземным транспортом в разных направлениях для развития пригорода Бреста (в будущем). Важна также экологическая составляющая, например, возможность жить возле леса или реки. Ну и самое главное — рабочие места. Примерно 30-40 % живущих в спутнике должны там же и работать – преимущественно в сфере обслуживания.

Возможно, развитие инновационно-логистического пояса в районе Кошелево и аэропорта, где смогут работать брестчане и жители спутника, позволит разрешить комплексно эту проблему.

Развитие «инвестиционно-логистического пояса» с учетом нашего географического положения должно стать одним из важнейших. Мы находимся на границе между Европой и Евроазиатским регионом, на маршруте международного транспортного коридора с Востока на Запад, Брестчина – это одна из «точек роста» Великого шелкового пути. До сих пор мы упускали инициативу, позволяя пользоваться выгодным географическим положением нашим соседям.

«Конкурировать за человеческие ресурсы»

– Важно развивать бренды городов. Где-то это может быть туризм. Например, Каменец, Ружаны, Коссово, Высокое, Пружаны и другие. Я уже не говорю о жемчужине Полесья – Пинске. При этом важно слышать пожелания местных жителей, как они хотели бы развивать свой город.

Помимо генпланов необходимо обсуждать и готовить мастер-планы – понятные для жителей стратегии развития (чего в нашем градостроительном законодательстве пока нет).

В соответствии с региональной политикой, в стране предусматривается «ускоренное развитие» 11 городов с численностью населения более 80 тысяч человек, которые были признаны потенциальными центрами экономического роста Беларуси. В число этих городов в Брестской области вошли Барановичи и Пинск – центры внутриобластных систем расселения. Будем работать над их развитием…

«Малоэтажный пригородный пояс Бреста»

– Сегодня в числе желающих (нуждающихся) получить земельные участки более 5000 жителей областного центра, как решить эту проблему, если в Генплане Бреста на ближайшие годы не планируется массовое усадебное строительство? Решением может стать создание «малоэтажного пригородного пояса» на базе существующих деревень и населенных пунктов в радиусе пригородной зоны. Реконструкция населенных пунктов вдоль железнодорожных веток.

Проблема пригорода – это всегда проблема транспортной доступности. Чаще всего бывает так: если семья живет в пригороде, она должна иметь, как минимум, две машины – доехать до работы, развести детей в сад и школу… Поэтому так важно рассматривать идею рельсового транспорта в Бресте. У областного центра есть хороший потенциал – крупный железнодорожный узел. Это же создает и проблему: железная дорога «разрезает» город на сектора и делает его труднопроходимым.

«Пересадочные узлы для рельсового транспорта»

– Как «минусы» превратить в «плюсы»? Сделать мини-вокзалы в каждом районе, куда можно доехать на рельсовом транспорте. Если брать, например, жабинковское направление, оно будет состоять из станций «Брест-Центральный», «Брест-Восточный», «Задворцы», «Косичи» или «Кошелево», «Жабинка». По этому пути можно запустить скоростную электричку с комфортными условиями для пассажиров. За 15 минут, как в наземном метро, человек доберется из Жабинки до места работы в Бресте. Можно рассмотреть и другие основные линии: южное направление в сторону поселка Мухавец: Брест-Центральный, Брест-Полесский, Юго-Запад, Брест-Южный, или высоковское направление: Брест-Северный, Козловичи, Мотыкалы… И вдоль транспортных коридоров можно было бы развивать участки усадебного строительства. Условно, живя за городом в экологически чистой среде, владея большим участком, человек за 15 минут добирается до места работы. При этом отпадает необходимость иметь свой автомобиль.

Такой подход меняет всю структуру общественного транспорта. Сегодня автобус со всеми остановками может ехать с «Речицы» на «Восток» или в «Южный» около часа. А могут быть крайне короткие кольцевые маршруты, завязанные на этих мини-вокзалах (пересадочных узлах), и тогда человек затрачивает значительно меньше времени на передвижение по городу. Идея такова: железная дорога составляет основной каркас транспортной схемы Бреста, а маршруты автобусов, таксичек, другого городского транспорта сосредоточены вокруг мини-вокзалов, которые наверняка были бы бойкими местами, притягательными для магазинов, офисов и даже жилья на месте существующих промзон. Здесь появились бы переходы-связи между разными районами города, которые сегодня разделены железной дорогой.

Конечно, проект амбициозный, уже сегодня в рамках разрабатываемой «Схемы общественного транспорта» Бреста и проекта специального планирования «Пригородная зона г. Бреста» специалисты РУП «БелНИИПградостроительства», помимо улучшения традиционной схемы общественного транспорта, дополнительно просчитают экономическую рентабельность 1-го этапа – направления Брест-Жабинка. Возможно, этот проект станет окупаемым, когда население Бреста превысит 500 тысяч человек. Проект «Пригородной зоны» даст ответы на вопросы где граница «Большого Бреста», как перемещается трудовая миграция в границах Бреста, как далеко заходит эта пригородная черта, или зона влияния города? Является ли, например, город Высокое «пригородной зоной», входят ли в нее Каменец, Жабинка, Чернавчицы? Результаты исследования можно будет заложить в основу формирования транспортной схемы и других важных для развития региона проектов.

«Деревянное зодчество Полесья номинировали в список ЮНЕСКО»

– Мне достаточно близка тема региона. Тема моей кандидатской диссертации связана с восстановлением старинных усадеб Беларуси для целей туризма и рекреации. Рассматривал проблему приспособления и восстановления старинных усадеб, замков, дворцов под цели туризма. Дипломный проект «Ревалоризация Коссовского дворца» в 2002 году был отмечен грамотой Международного союза архитекторов и получил первую премию на Международном конкурсе лучших дипломных работ по архитектуре в странах СНГ и Восточной Европы. Конечно, Брестская область очень богата на старинные усадьбы, фортификационные сооружения, деревянное зодчество. Деревянное зодчество Полесья хотели включить в список ЮНЕСКО. Но сегодня проблема в том, что все «жемчужинки» региона разбросаны и существуют автономно. Вопрос как их рассмотреть в комплексе, как создать туристическую инфраструктуру, которая позволит эту красоту преподнести как уникальность целостной территории, уникальность региона? Такая разработка требует тщательного подхода.

К сожалению, сегодня много ценных историко-культурных объектов продолжают разрушаться, многое уничтожается по кусочкам. Мы со студентами нашей кафедры «Архитектура» организовывали трех-четырехдневные экспедиции по Полесью для изучения наследия деревянного зодчества. Наблюдали, как на примере фронтонов старинных хат эволюционировала традиционная архитектура жилых деревянных домов, начиная от символики язычества к христианству, а затем — коммунистическая символика. Сначала на фронтоне дома был солярный знак – солнце, луна… Потом он превращался в крестик (православный, униатский или католический), потом вместо креста появлялась пятиконечная звезда с серпом. Но эти детали возникали на фоне прорезного декора, характерного для архитектуры Западного Полесья. Так проявлялись характер народа, его культура, его генная память.

Очень больно видеть, как сегодня продолжают исчезать в рамках ремонта характерные региональные черты – купола в стиле барокко XVIII века, с коваными крестами. Взамен крестов с орнаментом устанавливаются новенькие позолоченные стандартные «луковки», пластиковые стеклопакеты и евросайдинг…

«Брест – в одной климатической зоне с Прагой!»

– Когда мы на днях на градостроительном совете обсуждали схему зеленых зон Бреста, подняли вопрос, почему в свое время брестчане в озеленении обратились к пирамидальным тополям. Во-первых, они очень быстро растут, и город в 60-е смог быстро получить массовое озеленение. Другое: тополя создавали необходимые равнинному Бресту вытянутые вертикали. Пересмотрите виды Флоренции на полотнах Леонардо да Винчи. Кипарисы создают высокий стройный силуэт Тосканы, который ни с чем не спутаешь. В Бресте именно пирамидальные тополя стали формировать незабываемый образ зеленого города. Но тополя быстро старятся, становятся хрупкими, поэтому мы искали им альтернативу и нашли: пирамидальные дубы – более ценная и долговечная порода. Полтора десятка таких дубов уже высажены на Набережной. Эти деревья – и отсылка к брестским традициям, и новое слово в озеленении Бреста.

Сегодня с изменением климата мы оказались в одной климатической зоне с Прагой. Да, Брест по климату – вместе с Варшавой, Краковом, Прагой, Будапештом и Одессой – представляете! Если мы будем выращивать на территории городов области хвойники – сосны, кедры, тисы, кипарисы, можжевельники – или вечнозеленые лиственные – самшиты, бересклеты, падубы, магонии, рододендроны, – нас круглый год не будет покидать ощущение, что этот регион – южный, зеленый, солнечный.

В Бресте за последние годы на Набережной и в городском саду появились полноценные аллеи магнолий, платанов, тюльпановых деревьев, павловний. К сожалению, сегодня ассортимент деревьев, высаживаемых в регионе, скуп, хотя появились подвижки. А ведь мы получили огромное наследие усадебных парков, расположенных на всей территории области. Это была целая культура быта наших предков. Многое утрачено, и нам нужно ее возрождать.

«Остаюсь членом градостроительного совета»

– Главным архитектором Бреста я проработал 7 лет. Ни за что не стыдно, и любое решение могу обосновать. Но для себя я параллельно ставил другие, пожалуй, более масштабные, научные приоритеты, связанные с урбанистикой. Необходимо было разработать всю градостроительную документацию, которой на момент моего назначения в городе не было. Удалось утвердить новый генеральный план города одновременно и впервые в Беларуси с разработкой стратегии пространственного развития, в которой мы прописали основные векторы развития Бреста: «компактный город», «зеленый каркас», «городская мобильность», «развитие общественных пространств», «новые жилые районы», «исторический центр, крепость», «зоны роста, технопарк», «новый городской силуэт, доминанты», «универсальный дизайн» и концепция СимбиоСити. Сегодня разрабатывается схема развития общественного транспорта, и здесь будет рассмотрена возможность использования рельсового транспорта. Объявлен конкурс на разработку концепции территории технопарка «SmartCity». Мы сделали массу детальных планов, которые позволяют видеть Бресту перспективу строительства до 2035 года в рамках существующих границ. Это комплексная инвентаризация города.

Работа была проделана огромная, интересная, сложная, много души вложено в развитие города, особенно к 1000-летию. Но все это было бы невозможно без команды исполкома и личной постоянной поддержки мэра города. Жаль было расставаться с коллективом управления архитектуры, но я не ухожу из города, буду участвовать в градостроительстве Бреста на другом уровне. Остаюсь членом градостроительного совета. На место главного архитектора Бреста рекомендовал своего заместителя Егора Владимировича Добрунова.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0