Покупка запчастей и "расходников" для автомобиля может быть как бюджетной, так и не очень – тут все зависит от вкуса, цвета и толщины кошелька. Но те автовладельцы, которые предпочитают только "оригинал", за большие деньги порой покупают не совсем то, что им хотелось.
Фото иллюстративное / Автобизнес
Что должны указать
В соответствии с Законом РБ о защите прав потребителей (далее – Закон) продавец должен предоставить покупателю информацию о товарах и услугах. Такие сведения должны содержать:
- наименование товара;
- указания на документы, устанавливающие требования к качеству;
- информацию о потребительских свойствах;
- цену и условия оплаты;
- гарантийный срок;
- количество и комплектность товара;
- ограничения по использованию товара;
- наименование и местонахождение изготовителя.
Последний пункт важен для многих автовладельцев. Да, европейские производители часто переносят или открывают свои производства в странах, где труд работников дешевле, таких как Китай, например. Но при этом на упаковке пишут страну происхождения из Европы, утаивая информацию о местонахождении фактического производства. А ведь, согласитесь, если перед вами положат две одинаковые запчасти, но одна из Китая, а вторая из Европы, то ваш выбор будет очевиден при условии сопоставимости цены.
Не исключаем варианты с подделками, при которых покупателю под видом известного бренда могут подсунуть откровенную "липу", о качестве которой лучше не думать. Именно поэтому производители запчастей стали маркировать свою продукцию, чтобы ее "оригинальность" можно было проверить через официальные сайты.
Что на коробке, то и в коробке?
Допустим, оригинальность запчастей и "расходников" для автомобилей Volkswagen, Audi и Skoda (VAG) можно проверить здесь – достаточно ввести код для проверки подлинности продукта.
Таким способом можно проверить тормозные диски и колодки; масляные, топливные, воздушные и салонные фильтры; моторные и трансмиссионные масла; масла для гидросистем и прочие технические жидкости; свечи зажигания и накаливания; тормозную жидкость.
Именно так наш читатель Руслан узнал о подделке "оригинального" моторного масла, которое приобрел для своего автомобиля, хотя и использованная (с остатками масла), и новая канистры были идентичными. Но по цвету продукт заметно отличался.
Cлева – оригинал, справа – подделка
Другой наш читатель Владимир является ярым поклонником хорошего и качественного света для автомобилей, предпочитая только оригинальные лампы для фар. Он покупал через интернет лампы Osram – и продавец убеждал, что это "оригинал", поставщик официальный, производство Германия, о чем было сказано как при общении, так и указано на упаковке. Только вот на цоколе самой лампы была маркировка China. Даже наклейка с надписью German Technology и голограммой присутствовала, только вот код, указанный на этой наклейке, не "бился" через специальный сервис производителя.
Кстати, есть и отечественные сервисы для проверки. Например, здесь можно проверить оригинальность моторного масла. И даже подлинность счетов-справок, посредством которых так часто совершаются сделки по купле-продаже автомобилей.
Нажимаем на "Код", выбираем "Масло моторное", заполняем серию и номер, указанные на марке (знаке), – получаем результат.
Поэтому, если вы не хотите стать обладателем "контрафакта" под видом "оригинала", желательно использовать либо специализированные сервисы для проверки, либо зайти на сайт изготовителя, где часто можно найти информацию о том, как отличить контрафактную продукцию от оригинальной. Хотя бы по внешним признакам.
О чем не скажет продавец
В принципе о том, с чего мы начали этот материал: не все продавцы запчастей европейских или иных известных брендов указывают информацию о том, что продукция произведена, допустим, в Китае. Просто пишут: "Производитель (фирма) Германия" – и при этом не обманывают на первый взгляд, ведь фирма-то немецкая. Это существенно влияет на финансовую привлекательность товара.
Однако в соответствии с п.2.9-1 ст.7 Закона продавец обязан сообщить покупателю информацию о стране происхождения товара, если местонахождение (регистрация) производителя не совпадает со страной, где находится производство. Причем сделать это продавец должен до покупки товара (п.4.1 ст.7 Закона). В противном случае такое утаивание может являться основанием для расторжения договора, даже если претензий к качеству товара нет.
Статья 16. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен – в разумный срок потребовать от продавца (исполнителя) расторжения договора и возврата уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы либо от изготовителя (поставщика, представителя) возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков.