За каждым простым «не хочу ходить в школу», «нет настроения», «мне все равно» лежит какая-то причина, и у каждого ребенка она будет своя. Ссора с другом, плохая оценка, конфликт в семье. Иногда просто усталость и тревожность.
Детям порой сложно говорить о проблемах с близкими или знакомыми. И в этом случае на помощь могут прийти психологи.
До сих пор в обществе можно услышать мнение, что поход к психологу равносилен признанию себя психически нездоровым, слабым, неспособным самому решить проблемы. Но это не так. Обращаться за помощью к психологу – абсолютно нормально. Психика – это тоже наш «орган», и, как и о любом другом, о нем нужно заботиться. Нельзя силой воли вылечиться от, например, близорукости, и точно также невозможно избавиться от тревожности, депрессии или любой другой психологической проблемы, щелкнув пальцами.
В Беларуси – во всех регионах – хорошо выстроена система психологической поддержки детей и подростков. Есть множество специалистов, с которыми можно проконсультироваться бесплатно и конфиденциально. Но до сих пор не все знают, куда можно обратиться, или просто боятся воспользоваться помощью психолога.
Мы поговорили с психологами о том, где в Брестской области можно получить психологическую поддержку, все ли дети могут ей воспользоваться и почему это очень важно.
КАЖДЫЙ ЗАПРОС – ВАЖНЫЙ
– У белорусов навык заботы о своем физическом здоровье сформирован, а такое понятие, как «психогигиена», к сожалению, для многих остается малознакомым, – рассказывает Илляна Матвиенко, педагог-психолог Республиканского центра психологической помощи БГПУ, психолог платформы для подростков talk2ok.by. Хотя забота о психическом здоровье, особенно у подростков – это профилактика буллинга в коллективах, суицидального поведения, насилия.
Часть подростков уже понимает важность психического здоровья и все-таки обращается за помощью. Актуальные во все времена запросы – отношения с родителями, конфликты со сверстниками, отсутствие понимания с учителями, переживания по поводу отметок, романтические отношения. В середине и к концу учебного года дети начинают сильно уставать. Бывает, что подростки усталость путают с какими-то психологическими расстройствами. И тем самым еще больше тревожатся и накручивают себя. А ребенку нужно просто отдохнуть и физически, и психологически.
По моему опыту, в последнее время из-за активного использования интернет-технологий активизировались риски в сети. У ребят есть запросы, связанные с интернет-безопасностью, кибербуллингом.
Среди этой темы самое актуальное – травля в соцсетях. Буллинг из реальной жизни перетекает в интернет-пространство. Создаются фейковые аккаунты, группы, где идет обсуждение какого-то конкретного человека, постятся его/ее фотоколлажи с нелестными комментариями. Снимаются видео, на котором кого-то оскорбляют, обзывают. Подробнее о кибербуллинге и о том, как с ним справиться, можно узнать из проекта МТС и ЮНИСЕФ в Беларуси #ИнтернетБезБуллинга.
Ребята постарше часто обращаются с запросами помощи, когда столкнулись с грумингом. Это ситуация, когда у детей выманивают фотографии эротического содержания, а потом ими шантажируют.
К нам в центр подростки обращаются в кризисных ситуациях – это утрата (смерть) близкого человека, насилие, самоповреждающее поведение, суицидальный риск, ситуации буллинга.
СТРАХИ И БАРЬЕРЫ
– От обращения к специалисту подростков часто останавливает страх возможных последствий: мне поставят диагноз? О моих проблемах расскажут кому-то? Передадут ли информацию в школу? Но разговор с психологом конфиденциальный, о нем не могут узнать посторонние.
Иногда подростки смеются и обесценивают свои психологические трудности. Кто-то путает поход к психологу с обращением к психиатру. Но нужно понимать, что психолог занимается здоровыми людьми, которые столкнулись со сложными ситуациями. Он не выписывает лекарства, не ставит диагнозы, а помогает клиенту наладить отношения с собой и с окружением. Психиатр – это врач, который лечит психические заболевания, в том числе с использованием медикаментозной терапии.
Иногда нет доверия к специалисту. В своей практике мне приходится очень много тратить времени на то, чтобы ломать негативные стереотипы о психологах и психологической помощи. Часто слышу: «мне не помогли», «читали нравоучения», «рассказали мне все так, что я ничего не понял».
Специалист может быть очень компетентен в каком-то направлении, но именно у подростков он не найдет отклика, потому что к ним нужен особый подход.
Взрослые очень часто понимают, чего они хотят от специалиста, какие компетенции у него должны быть (поддержка, коучинг). Кроме того, взрослые знают, что это нормальная ситуация, когда ты можешь сходить к нескольким специалистам и выбрать того, кто тебе подходит.
Подросткам это все не подходит. Если они один раз сталкиваются с непониманием у психолога, они не хотят потом больше обращаться. Для детей/подростков не так важен опыт, компетенции специалиста, как его эмпатия и доброжелательность. У них все сводится к человечности. С подростками в первую очередь нужно установить контакт, показать, что на встречах нет нравоучений, а твоё мнение значимо, и ты можешь рассчитывать на понимание и поддержку.
Свои барьеры есть и у родителей. Например, стереотип о том, что психологические проблемы – это не совсем важно, что есть какие-то более приоритетные вещи.
Другой момент – стыд. Стыд за неуспешность своей роли – родительской либо педагогической. За то, что возникла необходимость обращаться за психологической помощью.
Но у родителей и у психологов разные задачи, и они не взаимозаменяемы. У родителя – любить, заботиться, холить и лелеять, воспитывать, поддерживать, проводить время вместе, играть, читать. У психолога – оказывать помощь, помогать преодолевать трудные жизненные ситуации, справляться с кризисными состояниями самостоятельно или с помощью специалиста. Родители могут быть замечательным, но не обладать компетенциями в области детской или подростковой психологии. Кроме того, зачастую подросткам нужен человек, который может взглянуть на ситуацию со стороны.
Обращение к психологу не обесценивает мам и пап, как родителей. Не говорит, что они не справляются со своими задачами. Мы же не переживаем, что не справляемся, если во время болезни идем к врачу. А если порвалась одежда, идем к профессионалам, которые помогут сшить новую или отремонтировать. Так же и с психологами – у них есть определенные знания, навыки, компетенции и опыт, которые очень нужны подросткам, и обращение к которым поможет им преодолеть кризисную ситуацию или решить проблему.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ
Во всех учреждениях образования есть педагоги-психологи, которые могут оказать помощь.
С участниками образовательного процесса также работает социально-педагогическая служба, которая реализует свои активности через социально-педагогические центры (СПЦ). Чаще всего в рамках ситуаций детско-родительских отношений, вопросах проблемного поведения. В СПЦ могут обратиться как сами подростки, так и родители. Такие СПЦ есть в Бресте, Барановичах, Каменецком районе, Лунинецком районе и др.
Есть бесплатная детская телефонная линия (8-801-100-16-11), куда подростки могут круглосуточно обращаться за помощью в кризисных ситуациях – по любому волнующему их вопросу.
В Республиканском центре психологической помощи тоже есть телефонная линия, куда подростки могут звонить. Но она работает не круглосуточно, а только в рабочее время (с 9 до 18). Как правило, центр работает с кризисными ситуациями (утрата близкого человека, насилие, буллинг, самоповреждающее поведение, суицидальные мысли и намерения) и оказывает очную психологическую помощь бесплатно. Если запрос другой – специалисты перенаправляют в социально-педагогические центры, в территориальные центры социального обслуживания населения, в учреждения здравоохранения.
Наличие телефонных линий позволяет обратиться за помощью из любой точки республики, где бы ребенок ни находился. Поддержка бесплатная и конфиденциальная. Подростки с 14 лет могут сами обращаться за психологической помощью, до 14 лет нужно согласие родителей.
При поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси была создана платформа talk2ok.by. Это хороший цифровой инструмент психологической помощи, работа которой сопровождается специалистами Республиканского центра психологической помощи БГПУ.
На платформе поддержка для подростков и молодых людей оказывается в виде онлайн-консультаций – в комфортном для современной молодежи формате аудио- и видеочатов. Если подросток не определился, готов ли говорить о своей проблеме со специалистом, на сайте talk2ok.by он может пообщаться в чате с равными консультантами. Это студенты – будущие психологи.
Кроме того, на платформе открыт доступ к информационно-образовательному контенту. Можно прочитать публикации по интересующей теме, подумать над своей ситуацией и принять решение. Есть и быстрые советы: как повысить самооценку, что делать, если обижают в школе или как определиться с выбором профессии. Есть раздел со статьями и для родителей подростков.
Во всех регионах страны функционируют Центры, дружественные подросткам (ЦДП). В ЦДП можно бесплатно и конфиденциально получить психологическую помощь и консультацию в режиме очных встреч, и в режиме консультирования по телефону. Центры расположены на базе детских поликлиник. Такие Центры работают в Бресте, Барановичах, Пинске, Кобрине и др.
ПОДРОБНЕЕ О ЦЕНТРАХ
– К нам можно обратиться в возрасте от 10 до 24 лет на добровольной конфиденциальной основе, – рассказывает Ирина Николаевна, психолог ЦДП «Вместе» в Бресте. – До 14 лет – с разрешения родителей.
Консультация длится 50 минут. Насколько часто и продолжительно стоит ходить к психологу – это мы решаем индивидуально, по потребности. Кому-то нужно 10 встреч, кому-то достаточно одной.
На первое место среди всех проблем, с которыми подростки обращаются в Центр, я бы поставила отношения с родителями. Кроме того, это проблемы с самооценкой, взаимоотношения с противоположным полом, первая влюбленность, личностные проблемы.
Достаточно часто приходят девушки с расстройством пищевого поведения. Сам психолог не в праве решать такие вопросы. Мы можем направить к психотерапевту и психиатру. Но параллельно подростки могут ходить и к нам. Можно также отметить эмоциональные нарушения (тревожность, неприятие себя, депрессивные реакции, агрессия, эмоциональная нестабильность).
Мы работаем и с родителями. Для того чтобы познакомиться, я всегда их приглашаю к себе вместе с ребенком. Родители смотрят на кабинет, на специалиста, которому они доверяют сына или дочь. Мы с ними отдельно можем пообщаться до индивидуального разговора с ребенком, чтобы они не тревожились и чувствовали, что ребенок в безопасности. Это мелочи, но они очень важны.
В моей работе нет шаблона. Каждый ребенок приходит со своей историей. И я к каждому стараюсь найти подход. С одним ребенком молчишь, выдерживаешь паузы, с другим – наоборот активизируешься. Но я правда стараюсь услышать каждого ребенка, который к нам пришел.
СПРАВОЧНО:
Материал подготовлен в рамках информационной кампании по повышению важности охраны психологического здоровья детей и подростков, которая реализуется Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и при согласовании с Представительством ВОЗ в Республике Беларусь.