Алексей из Минска который год подряд отправляется в дальние путешествия на ретромотоцикле. На Jawa 350/360 1974 г. в. белорус объездил почти всё ближнее зарубежье, однажды добравшись аж до Мурманска. Об огромной любви к двухколёсной технике и мототрипах на ней — в материале Av.by.
Алексею — 47 лет. Любовь к байкам у белоруса с детства. А вот когда впервые сел за руль такого транспорта, уже и не вспомнит. Говорит, был слишком мал!
— У отца стоял чехословацкий Jawa 350/360 1971 г. в. с венгерской коляской «Дуна» от мотоцикла «Паннония». На этом семейном средстве передвижения мы выбирались на природу, рыбалку, охоту. Я с рождения любил байк и при всяком удобном случае проводил с ним время, — вспоминает Алексей.
В 1992 году (парню только исполнилось 16 лет) белорус потерял отца. В наследство ему со старшим братом достались два одинаковых мотоцикла — Jawa 360.
— Мой — 1965 года выпуска. Без коляски и в полуразобранном состоянии. Пока учился в автошколе на категорию А, технику полностью разобрал и собрал. И вплоть до 2002-го это был мой единственный транспорт. В 1990-х некоторое время присоединял боковой прицеп Velorex 560/01, в котором часто возил племянницу.
Увы, судьба этих двух аппаратов сложилась печально — их украли. В 1998-м у брата, а спустя четыре года и у Алексея...
— Сейчас я езжу на Jawa 350/360 1974 г. в. Купил её в 2006 году в очень «уставшем» виде. Восстановление мотоцикла несколько затянулось, так как перед этим я женился и родилась дочь. Закончил все работы только в 2013-м.
— А откуда такая любовь к путешествиям?
— Интерес к мототрипам родился, наверное, совместно с желанием... просто кататься на этом байке! Ездил на «Яве» по любому поводу, даже в соседний киоск за любимой газетой. Поначалу были просто поездки по окрестностям Минска, а позже, когда глядел на дорожные указатели соседних городов, появилось стремление добраться до этих мест на мотоцикле...
— Дебютной большой вылазкой стала экскурсия в Брест ещё на моём первом Jawa в 1995 году. В 2013-м, после знакомства с ребятами из Прибалтики на фестивале «Кола часу», который проходил под Раковом, решился на финальный этап восстановления уже второго мотоцикла. И в 2014-м я присоединился к пробегу по белорусским городам Георгия Трифонова из латышского города Валмиеры. Мужчина путешествовал на таком же мотоцикле Jawa 350/360.
— В 2017-м я поехал на открытие мотосезона в окрестностях города Торжка Тверской области. К этому моменту у нас тоже уже начало формироваться направление фанатов чехословацкой марки, которое называется Jawa-Minsk. В ту поездку мы отправились на четырёх мотоциклах «Ява-350», два из них были с колясками «Велорекс-562».
— В том же году у меня состоялся первый мототрип с прохождением таможни. По городам Прибалтики!
Дальние поездки настолько захватили белоруса, что уже каждого следующего отпуска он дожидался с предвкушением новых путешествий. Постепенно менялись направления и увеличивались расстояния. 2019-й оказался особенным для Алексея: три длительных вояжа, из них самый большой на тот момент — на Урал. Протяжённость — 7 800 километров!
— А в 2022 году захотелось побывать на море — это стало ключевой целью поездки. Изначально маршрут был расширенным, но в процессе пришлось его немного «срезать» — Крым, Калмыкия, Саратовская область. Общая протяжённость — 7 600 километров.
— Но в 2023-м меня не оставляло желание всё же побывать там, где не смог в предыдущем путешествии, поэтому маршрут частично совпал: кольцо по Кубани, Северный Кавказ, Саратовская область. Пробег составил около 8 000 километров!
— В нынешнем году захотелось навестить северные регионы РФ — Архангельск и Мурманск. Поскольку продолжительность отпуска в этот раз позволяла покататься подольше, маршрут был в какой-то степени зигзагообразный. И я побил свой личный рекорд — 10 050 километров!
— Маршрут вы составляете заранее?
— Как правило, я езжу один и ни к кому особо не привязан. Изначально у меня есть желаемое направление, а дальше я чаще всего импровизирую в зависимости от обстоятельств. В дороге невозможно просчитать события досконально, поэтому всё происходит спонтанно.
— Мотоцикл как-то заранее готовите?
— Разумеется! Всё оттачивалось годами. Каждая поездка с каждой неисправностью вносит свои коррективы в будущее. И по прибытии уже стараешься тот или иной узел сделать надёжнее. Конечно, абсолютно всё предусмотреть очень сложно, но минимизировать неприятные поломки можно. Как правило, происходит замена цепей, масла в двигателе, резины; установка дополнительного навесного оборудования для перевозки запаса двухтактного масла, палатки, коврика. Обязательно комплектование чемоданчика ЗИП и специнструментом.
— Случались ли казусы в дальней дороге?
— Неприятности, к сожалению, бывают. К примеру, в 2022 году под Старым Осколом допустил падение из-за внезапно спущенного переднего колеса. Когда шок прошёл и подоспела помощь, удалось мотоцикл восстановить до ходового состояния. На следующий день возобновил движение.
— В 2019-м в левом цилиндре разбило втулку в верхней головке шатуна. У меня с собой не было ни съёмника, ни запасной втулки для устранения этой неисправности. В Казани дали номер телефона и адрес хорошего токаря Дмитрия, который мне очень точно выточил не только втулку, но и съёмник! Благодаря ему я смог доехать до Тюмени и вернуться домой.
— В 2023 году при подъезде к Владикавказу начались гроза и ливень. В городе найти бюджетную гостиницу оказалось очень проблематично, а о палатке в таких условиях речь не идёт. Уже приготовился пережидать непогоду где-нибудь на заправке или вокзале, утром же по сухому ставить палатку и отсыпаться. К счастью, выручил мотобрат Борис, который оперативно отыскал мне недорогой номер в гостинице. А на следующий день провёл шикарнейшую мотоэкскурсию!
— В этом году, после того как преодолел более 10 тысяч километров, буквально перед Минском пропала четвёртая передача! Благо до дома было уже рукой подать. Доехал, всё отремонтировал.
— Пару слов о стоимости таких поездок. Затратное это дело — путешествовать на старенькой Jawa одному?
— Путешествие уже само по себе довольно недешёвое удовольствие. Я стараюсь экономить буквально на всём. Львиная доля средств уходит на топливо. Казалось бы, у мотоцикла с небольшим объёмом двигателя (всего 350 «кубиков») должен быть маленький расход горючего. Однако в дальней дороге аппетит Jawa при загрузке в зависимости от погодных условий, рельефа местности и режима движения колеблется от 3,5 до 6,5 л на 100 км. На прямых участках с незначительным трафиком на скорости 100 км/ч средний расход — 5,5—6 л. К примеру, за последнюю поездку я сжёг около 600 литров бензина.
— Вторая статья расходов — ночлег. Тут всё по-разному. Иногда в палатке, иногда кто-то пригласит в гости. Где-то хостел или гостиница. Последняя группа очень разношёрстная по цене. На роскошные у меня денег нет, а в развитых городах встречаются бюджетные гостиницы, где сервис лучше, чем у вариантов подороже в отдалённой местности. Ну и не всегда бывают свободные номера.
Третий пункт расходов — это питание. Здесь каждый на свой кошелёк рассчитывает. Ещё одна немаловажная статья — подарки. Обычно везу сувениры друзьям, с которыми планирую встретиться. Обратно — родным и близким!
Довольствоваться пройденными уже маршрутами Алексей не собирается! В новом мотосезоне белорус планирует покорить ещё пару тысяч километров. Так что будем ждать продолжения этой истории о большой любви к легендарной Jawa.