Столичные сотрудники правоохранительных органов день и ночь поддерживают порядок в городе, чтобы его жители могли спать спокойно. Но иногда случаются происшествия, во время которых не по себе становится даже видавшим многое милиционерам. Чем обернулся конфликт между соседями — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Около семи лет назад Вячеслав* купил однокомнатную квартиру в жилом районе Уручье. То, что приобретение оказалось не совсем удачным, минчанин понял почти сразу, как только заселился. У соседей сверху был маленький ребенок, бегавший и кричавший по вечерам. А еще и такса, которая громко скулила, когда оставалась дома одна. Вячеславу иногда казалось, что от всего этого в его квартире тряслись стены. Однажды он вежливо намекнул соседям, что те мешают ему отдыхать. Они стали вести себя тише, а потом и вовсе продали апартаменты.
С новыми жильцами той квартиры, 25-летним мужчиной и его девушкой, у Вячеслава отношения не заладились с самого начала. Ежедневно, не исключая выходных, они делали ремонт и собирали мебель до глубокой ночи, а на замечания соседа никак не реагировали. Вячеслав писал заявления и вызывал милицию, но новые хозяева зачастую даже не открывали сотрудникам дверь. Обращался он и к юристу ЖЭСа, которому предоставил сделанную на диктофон запись шумов, доносившихся из злополучной квартиры. Но юрист опять-таки советовала вызывать милицию, а по поводу аудиозаписи шумов говорила, что неизвестно, мол, где и кем она сделана.
Ложиться спать Вячеслав вынужден был в строительных наушниках.
В тот злополучный вечер девушка хозяина нехорошей квартиры отмечала день рождения, к ней пришли гости. По словам Вячеслава, соседи опять вели себя шумно. Когда все затихло, он из мести несколько раз ударил киянкой по потолку.
Вдруг в его дверь постучали. Он посмотрел в глазок: на площадке стоял хозяин квартиры сверху. Вячеслав отрыл, предварительно взяв в руку перцовый газовый баллончик, который почти сразу же распылил в лицо ненавистному соседу, поскольку тот якобы на него замахнулся. После, ступив назад, он схватил лежавший в прихожей нож и набросился на возмутителя спокойствия.
Вячеслав смутно помнит, как развивались события: в себя пришел уже в ванной. В руке был окровавленный нож, который, испугавшись, он принялся мыть. После минчанин разделся и лег на диван.
Истекавшего кровью возлюбленного на лестничной клетке возле лифта обнаружила его сожительница. На женский крик вышли соседи, вызвали скорую и милицию. Медикам спасти мужчину не удалось.
Вскоре на пороге его квартиры показались сотрудники ОМОН — они и задержали Вячеслава.
— Зачем ты это сделал? — спросил кто-то из бойцов.
— Они просто меня достали, — спокойно ответил он, после чего добровольно показал, где лежат газовый баллончик и нож.
Вячеславу 36 лет, ранее не судим. На жизнь зарабатывал тем, что выполнял сантехнические работы, но в последнее время нигде не трудился. Проживал один, вел здоровый образ жизни. Его и младшего брата мама растила одна: отец оставил семью, когда мальчишки были совсем маленькими.
Минчанину предъявили обвинение в умышленном противоправном лишении жизни другого человека (убийстве), совершенном с особой жестокостью.
Согласно заключению эксперта, каким-либо психическим расстройством или заболеванием он не страдает. Кроме того, в состоянии аффекта в момент убийства Вячеслав не находился, то есть мог в полной мере сознавать значение своих действий и руководить ими.
Он нанес потерпевшему не менее 18 ударов ножом в голову, шею и грудную клетку. Его смерть наступила на месте происшествия — шансов выжить не было.
Из показаний Вячеслава: соседи почти каждую ночь топали, кричали, включали на полную громкость телевизор, делая это умышленно — чтобы ему досадить, а однажды и вовсе затопили его квартиру.
Допрошенные следователем соседи охарактеризовали убитого и его девушку с положительной стороны, показав, что никаких неудобств те им не доставляли. К слову, погибший был единственным ребенком в семье. Окончательную точку в этом деле поставил суд: 17 лет лишения свободы. Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован.
Примеров, когда граждане устраивают самосуд над соседями, в столице немало. Так, однажды вечером 35-летний житель Фрунзенского района сделал мужчине замечание за курение в подъезде и выхватил у него изо рта сигарету. Завязалась потасовка: горожанин дернул курильщика за руку, тот упал на пол, после чего получил два удара ногами по голове. Все свои действия нападавший сопровождал бранью и угрозами.
Услышав шум, на площадку вышла дочь потерпевшего. Увидев, что на отце порвана одежда, а его рука неестественно болтается, вызвала скорую. Мужчину госпитализировали.
В отношении агрессивного соседа возбудили уголовное дело за умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения. Свою вину он не признал, но собранных следствием доказательств хватило, чтобы суд постановил ему обвинительный приговор.
— Немало примеров, когда гражданин, который, по сути, изначально был прав, становился потом обвиняемым по уголовному делу. Все должно происходить в рамках закона: если кто-то нарушает порядок, нужно обращаться в органы внутренних дел. Линия 102 работает в круглосуточном режиме, — подчеркнул Денис Шаман.
Компетентный комментарий
По словам заместителя начальника управления Следственного комитета Республики Беларусь по Минску Дениса Шамана, шум — частая проблема с соседями: скандалы, ночные дискотеки, лай собак… Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров, шуметь в жилых домах запрещено с 23:00 до 7:00. На это время действует запрет даже на громкие разговоры и хлопанье дверями. Ответственность за нарушение покоя других граждан в жилом доме предусмотрена статьей 22.12 Кодекса об административных правонарушениях. Такие действия влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, а если деяние будет совершено повторно в течение года после наложения административного взыскания — до 30 БВ.
Справочно
Если вам мешает шум из соседней квартиры, то вызывайте милицию. Попытка решить спорные бытовые проблемы самостоятельно может закончиться трагично для любой из сторон конфликта.
* Имя обвиняемого изменено по этическим соображениям.