Разгон, торможение – нужно остановиться как можно ближе к линии между конусами. По идее тормозить можно резко, но почти все делают это плавно – сказывается привычка. Ведь экзамен сдают водители "маршруток", у которых уже на подкорке записано, что в салоне могут быть люди. Но нет, по площадке полигона НАН РБ в Липках ездят пустые микроавтобусы.
Я присутствую на практической части экзамена программы повышения квалификации водителей категории "D" – она обязательная для тех, кто занят в пассажирских перевозках, ее следует проходить каждые пять лет.
Программа была принята в 2012 году, но сейчас действует последняя редакция от 2020 года. Всего 35 часов: 25,5 часа теории + 9,5 часа практики, в том числе 6 часов автодромной подготовки. Зачем столько водителям, которые и так работают и все "знают-умеют"?
"Как и в большинстве профессий, повышение квалификации надо проводить раз в пять лет. Это нормальная практика: меняются правила, требования, техника. И вообще знания надо периодически освежать. Тем более мы говорим про водителей, которые перевозят людей, отвечают за их здоровье и жизнь", – говорит директор Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников. Оказывается, школа начала заниматься и повышением квалификации водителей категории "D", а это ее первый "выпуск".
Понятно, что программа включает предметы по части охраны труда и требований законодательства в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Но кроме того, и теоретическая часть по безопасности дорожного движения, и практическая – а там и "змейки", и разные приемы торможения, и даже работа с заносами. На микроавтобусе! Но как раз это наиболее близко Сергею Олеговичу, который уже более 20 лет работает именно в данном направлении. Правда, тут все-таки своя специфика…
– Конечно, есть много нюансов, связанных именно с видом деятельности – перевозкой пассажиров, в отличие от обычного легкового транспорта, где можно более активно маневрировать, – соглашается Овчинников. – Надо учитывать, что в салоне находятся пассажиры, которые далеко не всегда могут быть пристегнуты. Даже если ДТП не было, просто резкое торможение или маневр может привести к травмам.
Еще одна специфика: на занятия приходят не новички, а уже опытные водители, как правило, с многолетним стажем. И они спрашивают: "Ну чему вы нас научите?" Здесь важно показать, что мы работаем в их интересах, у нас тоже есть опыт, есть информация, и мы можем всем этим поделиться.
И когда переходим на предметное обсуждение тех или иных ситуаций, они очень активно включаются, очень живая беседа получается. У каждого – свое мнение, аргументы, практика. В итоге начинаем обсуждать, спорить. Это вот и интересно. Курсанты-новички ничего не знают, просто впитывают все то, что ты им даешь. Профессиональные водители более критически смотрят на те или иные вещи, ведь у них уже есть накопленный опыт.
– С другой стороны, этот самый опыт мешает желанию принимать что-то новое…
– Проблема здесь в том, что учиться многие уже не хотят, у них изначально скептическое отношение. Важно и то, что они считают себя профессионалами, которые и так все знают. И ты вступаешь в их зону и говоришь: ну хорошо, раз ты профессионал, докажи… То есть важно правильно построить взаимоотношения, чтобы пошла работа и была от этих занятий польза.
В процессе обучения всегда что-то новое находится – ситуации, нюансы. Взять те же ПДД – кому интересно их читать и сдавать? Но мы включаем в эту теорию реальные случаи и ситуации – то, что действительно происходит. Задаешь вопрос, который, казалось бы, простой. И сразу следует уверенный ответ. Но затем задаешь следующий вопрос – и такой уверенности уже нет, начинают ПДД открывать, спорить… И это как раз хорошо: важно создать интерес. В итоге люди узнают что-то новое, появляется новое представление о чем-то, все это идет на пользу их подготовке.
Безопасность дорожного движения – тема, с который мы уже столько лет работаем, за это время уже столько информации накоплено, что это позволяет не просто монотонно зачитывать текст лекции, а более детально рассматривать те или иные моменты, причем на конкретных примерах, а с учетом того, что и водители уже с богатым опытом, строить диалог.
– Наверное, на практических занятиях тоже раскрываются новые нюансы? С чем водители и так хорошо справляются, а с чем возникают проблемы?
– С чувством габаритов и маневрированием проблем не возникает, ведь с такими вещами они имеют дело каждый день. Вот с посадкой, с рулением есть вопросы. Скажем, многие сильно откидывают спинку, ведут машину полулежа. Вроде при обычной езде и нормально, но как только начинаешь создавать более сложные ситуации, уже корректируется посадка, техника руления, приходит понимание, зачем это надо.
При этом у нас на практические занятия отводится всего 6 часов. Понятно, что за это время мы не можем всему научить, а можем только что-то показать. Важно, чтобы водитель понимал, где у него грань возможного, безопасного. Что он может сделать, чего не может сделать. Часто аварии происходят именно из-за неправильной оценки ситуации, выбора скорости.
– И уже затем, когда возникает аварийная ситуация, встает вопрос о том, как с ней бороться. Эти моменты тоже ведь отрабатываются на практических занятиях?
– Мы работаем с заносами, скольжениями – с этим, естественно, есть вопросы. Если водитель не занимался автоспортом, не проходил специальную подготовку, не сталкивался с экстремальными ситуациями на дороге, то вряд ли он готов к развитию скольжений, тем более сложно с этими ситуациями справляться.
– Кстати, а как отрабатывать заносы на автобусе? Ладно зимой, но вот сейчас, когда уже просто чистый и сухой асфальт?
– Мы работаем на специально оборудованном полигоне, у нас есть участок с базальтовой плиткой, которая при смачивании становится очень скользкой. И на ней можно отрабатывать скольжения. Вопрос в том, что делать, если таких условий нет. Как другие организации отрабатывают на высоком автобусе заносы на асфальте? Честно говоря, я сам не могу ответить на этот вопрос.
Дело в том, что программа повышения квалификации официально утвержденная, мы не имеем права уходить от нее. У нас, например, есть тренажерные системы, которые можно было бы использовать, и это был бы большой плюс в части получения и отработки навыков, улучшения обучения. Но это надо вносить в программу изменения. Было бы неплохо, конечно, обсудить, возможно, внести корректировки. Пока не принят новый закон о дорожном движении.
– Вижу, что экзамен включает разгон-торможение. Вроде же водители "маршруток" и так отлично с этим справляются на городских улицах…
– Это нужное упражнение. Водитель должен уметь разогнаться. Я бы даже еще добавил упражнение разгон с ходу, когда ускорение начинается с устоявшейся скорости. Если просто нажать на "газ", автомобиль будет разгоняться неохотно – надо сначала переключиться на более низкую передачу, чтобы динамика была лучше. Это вопрос активной безопасности, например, во время обгона. Сможет водитель быстро, ударно переключиться, позволит ли это коробка?
То же и с торможением: какие приемы есть, как работают, как ведет себя автомобиль при экстренном торможении? И еще раз повторюсь: в случае с пассажирскими перевозками сильное замедление или резкая остановка автобуса – это риск травм пассажиров. То есть здесь тоже своя специфика, которую просто нельзя не учитывать.