Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

07.03.2022 04:57
Транспорт

Разгон, торможение – нужно остановиться как можно ближе к линии между конусами. По идее тормозить можно резко, но почти все делают это плавно – сказывается привычка. Ведь экзамен сдают водители "маршруток", у которых уже на подкорке записано, что в салоне могут быть люди. Но нет, по площадке полигона НАН РБ в Липках ездят пустые микроавтобусы.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

Я присутствую на практической части экзамена программы повышения квалификации водителей категории "D" – она обязательная для тех, кто занят в пассажирских перевозках, ее следует проходить каждые пять лет.

Программа была принята в 2012 году, но сейчас действует последняя редакция от 2020 года. Всего 35 часов: 25,5 часа теории + 9,5 часа практики, в том числе 6 часов автодромной подготовки. Зачем столько водителям, которые и так работают и все "знают-умеют"?

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

"Как и в большинстве профессий, повышение квалификации надо проводить раз в пять лет. Это нормальная практика: меняются правила, требования, техника. И вообще знания надо периодически освежать. Тем более мы говорим про водителей, которые перевозят людей, отвечают за их здоровье и жизнь", – говорит директор Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников. Оказывается, школа начала заниматься и повышением квалификации водителей категории "D", а это ее первый "выпуск".

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

Понятно, что программа включает предметы по части охраны труда и требований законодательства в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Но кроме того, и теоретическая часть по безопасности дорожного движения, и практическая – а там и "змейки", и разные приемы торможения, и даже работа с заносами. На микроавтобусе! Но как раз это наиболее близко Сергею Олеговичу, который уже более 20 лет работает именно в данном направлении. Правда, тут все-таки своя специфика…

– Конечно, есть много нюансов, связанных именно с видом деятельности – перевозкой пассажиров, в отличие от обычного легкового транспорта, где можно более активно маневрировать, – соглашается Овчинников. – Надо учитывать, что в салоне находятся пассажиры, которые далеко не всегда могут быть пристегнуты. Даже если ДТП не было, просто резкое торможение или маневр может привести к травмам.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

Еще одна специфика: на занятия приходят не новички, а уже опытные водители, как правило, с многолетним стажем. И они спрашивают: "Ну чему вы нас научите?" Здесь важно показать, что мы работаем в их интересах, у нас тоже есть опыт, есть информация, и мы можем всем этим поделиться.

И когда переходим на предметное обсуждение тех или иных ситуаций, они очень активно включаются, очень живая беседа получается. У каждого – свое мнение, аргументы, практика. В итоге начинаем обсуждать, спорить. Это вот и интересно. Курсанты-новички ничего не знают, просто впитывают все то, что ты им даешь. Профессиональные водители более критически смотрят на те или иные вещи, ведь у них уже есть накопленный опыт.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

– С другой стороны, этот самый опыт мешает желанию принимать что-то новое…

– Проблема здесь в том, что учиться многие уже не хотят, у них изначально скептическое отношение. Важно и то, что они считают себя профессионалами, которые и так все знают. И ты вступаешь в их зону и говоришь: ну хорошо, раз ты профессионал, докажи… То есть важно правильно построить взаимоотношения, чтобы пошла работа и была от этих занятий польза.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

В процессе обучения всегда что-то новое находится – ситуации, нюансы. Взять те же ПДД – кому интересно их читать и сдавать? Но мы включаем в эту теорию реальные случаи и ситуации – то, что действительно происходит. Задаешь вопрос, который, казалось бы, простой. И сразу следует уверенный ответ. Но затем задаешь следующий вопрос – и такой уверенности уже нет, начинают ПДД открывать, спорить… И это как раз хорошо: важно создать интерес. В итоге люди узнают что-то новое, появляется новое представление о чем-то, все это идет на пользу их подготовке.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

Безопасность дорожного движения – тема, с который мы уже столько лет работаем, за это время уже столько информации накоплено, что это позволяет не просто монотонно зачитывать текст лекции, а более детально рассматривать те или иные моменты, причем на конкретных примерах, а с учетом того, что и водители уже с богатым опытом, строить диалог.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

– Наверное, на практических занятиях тоже раскрываются новые нюансы? С чем водители и так хорошо справляются, а с чем возникают проблемы?

– С чувством габаритов и маневрированием проблем не возникает, ведь с такими вещами они имеют дело каждый день. Вот с посадкой, с рулением есть вопросы. Скажем, многие сильно откидывают спинку, ведут машину полулежа. Вроде при обычной езде и нормально, но как только начинаешь создавать более сложные ситуации, уже корректируется посадка, техника руления, приходит понимание, зачем это надо.

При этом у нас на практические занятия отводится всего 6 часов. Понятно, что за это время мы не можем всему научить, а можем только что-то показать. Важно, чтобы водитель понимал, где у него грань возможного, безопасного. Что он может сделать, чего не может сделать. Часто аварии происходят именно из-за неправильной оценки ситуации, выбора скорости.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

– И уже затем, когда возникает аварийная ситуация, встает вопрос о том, как с ней бороться. Эти моменты тоже ведь отрабатываются на практических занятиях?

– Мы работаем с заносами, скольжениями – с этим, естественно, есть вопросы. Если водитель не занимался автоспортом, не проходил специальную подготовку, не сталкивался с экстремальными ситуациями на дороге, то вряд ли он готов к развитию скольжений, тем более сложно с этими ситуациями справляться.

– Кстати, а как отрабатывать заносы на автобусе? Ладно зимой, но вот сейчас, когда уже просто чистый и сухой асфальт?

– Мы работаем на специально оборудованном полигоне, у нас есть участок с базальтовой плиткой, которая при смачивании становится очень скользкой. И на ней можно отрабатывать скольжения. Вопрос в том, что делать, если таких условий нет. Как другие организации отрабатывают на высоком автобусе заносы на асфальте? Честно говоря, я сам не могу ответить на этот вопрос.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

Дело в том, что программа повышения квалификации официально утвержденная, мы не имеем права уходить от нее. У нас, например, есть тренажерные системы, которые можно было бы использовать, и это был бы большой плюс в части получения и отработки навыков, улучшения обучения. Но это надо вносить в программу изменения. Было бы неплохо, конечно, обсудить, возможно, внести корректировки. Пока не принят новый закон о дорожном движении.

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

– Вижу, что экзамен включает разгон-торможение. Вроде же водители "маршруток" и так отлично с этим справляются на городских улицах…

– Это нужное упражнение. Водитель должен уметь разогнаться. Я бы даже еще добавил упражнение разгон с ходу, когда ускорение начинается с устоявшейся скорости. Если просто нажать на "газ", автомобиль будет разгоняться неохотно – надо сначала переключиться на более низкую передачу, чтобы динамика была лучше. Это вопрос активной безопасности, например, во время обгона. Сможет водитель быстро, ударно переключиться, позволит ли это коробка?

«Они же профессионалы с опытом, поэтому настроены критично». Как маршрутчиков учат безопасной езде

То же и с торможением: какие приемы есть, как работают, как ведет себя автомобиль при экстренном торможении? И еще раз повторюсь: в случае с пассажирскими перевозками сильное замедление или резкая остановка автобуса – это риск травм пассажиров. То есть здесь тоже своя специфика, которую просто нельзя не учитывать.

Фото: автора