По данным статистики, на 2020 год в Бресте на 320 тысяч населения приходилось 170 тысяч личных авто. Сегодня эта цифра выросла до 186 тысяч. То есть в городе над Бугом уже более одной машины на двух жителей, включая младенцев и глубоких стариков. Притом что Брест – самый малый по площади из всех областных центров.
Впрочем, не всегда наличие автомобиля дает его владельцу существенный выигрыш по времени перед пешеходом. Зачастую наоборот. И не только из-за пробок, но и по причине элементарной нехватки парковочных мест. Особенно эта проблема актуальна для центра, куда стекаются в так называемые часы пик многие горожане и приезжие: кто на работу, кто по делам, а кто на рынок за покупками.
Район центрального рынка в Бресте – один из самых «тупиковых» в плане парковок. Ограниченный плотной застройкой, он по-прежнему является местом притяжения как продавцов, так и покупателей. И если первые в основном приезжают рано и еще как-то успевают занять разрешенные для стоянки места вдоль прилегающих улиц (Пушкинской, Карбышева, Куйбышева, Советской и Мицкевича), то покупателям, за редким исключением, приходится парковаться метров за 300–400 – это если очень повезет. Иногда приходится в буквальном смысле нарезать круги в надежде, что какое-нибудь место вдруг освободится, дабы не тащить покупки за полкилометра.
– Я приезжаю с востока. Уже лет тридцать сюда езжу. Так мне привычней и удобней, – говорит пенсионер Юрий Станиславович. – Привык на рынке закупаться. Считаю, что никакой гипермаркет с ним не сравнится. Здесь и дешевле, и выбор больше. И поторговаться можно. А фрукты и овощи только на рынке покупаю. Здесь они всегда свежие, домашние. Такие в магазине никогда не купишь. Вот только нести далеко приходится. Потому стараюсь приезжать как можно раньше, вместе с продавцами. Приедешь после девяти утра – и мест уже почти никогда нет.
Таких, как Юрий, среди брестчан немало. Решать проблему с парковками, конечно, нужно. Городские власти это признают. Но центр не резиновый, а транспорта в Бресте с каждым годом все больше. Лет десять назад парковаться в районе центрального рынка можно было только за плату. Потом эту практику отменили. Сейчас, говорят, подумывают над тем, чтобы к ней вернуться. Пока изучают общественное мнение.
Строительство многоуровневых паркингов для разгрузки дворов сейчас экономически нерентабельно, вот и нет инвестора, готового вложить деньги в такую стройку. В Бресте есть несколько встроенных паркингов, но они заняты на 5–10%. Пока горожане ставят машины во дворах и пока их за это не штрафуют, стимула пользоваться платным паркингом не будет. Таково мнение властей.
Проблема для гостя
Однако надо понимать разницу: одно дело – хранить автомобиль с вечера до утра, другое – оставлять его в городе в разгар рабочего дня, то есть с утра до вечера или в паузах между делами в разных учреждениях. Этот сегмент инфраструктуры всегда был и остается проблемным. Наш областной центр, так уж получилось, устроен достаточно компактно. Это удобно для любителей пешеходных прогулок, но автомобилист часто страдает.
Руководство города старается решить проблему гостевых парковок: небольшие свободные или неэффективно используемые участки земли покрывают асфальтом и предлагают как дополнительные «карманы» для машин. Но опять же, город, особенно его старая часть, построен компактно, поэтому не так просто отыскать в нем тот самый клочок свободной земли.
В зоне внимания ГАИ
Государственная автоинспекция отвечает, как известно, за безопасность движения. Сотрудники ГАИ проявляют профессиональный интерес лишь к тем неподвижным автомобилям, которые припаркованы неправильно. В последние несколько лет на их счету две значимые акции. С лета 2018 года в Бресте работает автоматизированная система фиксации нарушений правил парковки «ПаркРайт». Специальная аппаратура, встроенная в патрульный автомобиль, фиксирует неправильно припаркованные машины, в том числе в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена». Нарушителей ожидает штраф: водителей легковушек – в размере одной базовой величины, водителей грузовиков – трех базовых.
В сентябре 2021 года проводилась акция «В зоне внимания – парковки!». В ходе этого мероприятия инспекторы дорожного движения выявляли автовладельцев, которые парковались на местах, предназначенных для стоянки транспорта инвалидов. За десять дней акции обнаружилось несколько десятков нарушителей.
Паркинг как бизнес
Паркинг как хлопотный, но не очень обременительный вид бизнеса вполне начал приживаться в городе над Бугом. На одном из справочных порталов интернета имеется информация о двадцати девяти парковках Бреста. Они, судя по адресам, охватывают почти все районы города. Однако есть маленькое но. Основная часть парковок – ведомственная. Следовательно, существенная часть машино-мест занята автомобилями сотрудников организаций.
Определенный удар по парковочному бизнесу случился в 2013 году. Тогда государство повысило земельный налог, и многим частным владельцам паркингов стало просто невыгодно содержать землю под парковкой и штат работников на ней. По этой причине, в частности, перестала работать парковка на 145 мест возле вокзала на улице Орджоникидзе, принадлежавшая ОАО «Буг-сервис».
Конечно, гостевые парковки в Бресте есть, но многие из них – платные, и, естественно, это устраивает не всех автомобилистов, особенно экономных. Здесь уместно будет вспомнить парковку на территории железнодорожного вокзала. Еще несколько лет назад на эту площадку было, как говорят в народе, «не вбиться». Ныне – простор, тишина. А все потому, что парковка стала платной даже для тех, кто приехал встретить с поезда родственников.
О стоимости и других нюансах пока неизвестно, но корреспонденты БУГ-ТВ решили узнать отношение брестчан к данной идее. Решит ли введение платы проблему? Отметим, что многие относятся к этому весьма скептически. И, как верно подметили, одним из главный факторов является то, что бОльшая часть припаркованных авто принадлежит продавцам и работникам рынка.
О намерении сделать платную парковку на Карбышева в районе Брестского рынка сообщил в своем телеграм-канале председатель горисполкома Александр Рогачук. Такое решение глава городской вертикали объяснил загруженностью центральной части города автомобилями и недостатком свободных парковочных мест. Платную парковку планируют разместить вдоль колхозного рынка от улицы Пушкинской до улицы Мицкевича. Обещают, что она будет полностью автоматизированной, без задействования людских ресурсов, а все вырученные деньги будут поступать в городской бюджет. Данный проект презентован как пилотный. Поэтому логично, что заканчивалось сообщение вопросом к подписчикам канала: «Поддерживаете ли Вы идею устройства платных парковок?».
По поводу более рационального использования площадей, занятых тротуаром, высказался и еще один наш собеседник. Он тоже считает, что в этом месте нужно переделать тротуары и расширить улицу: «Чтобы и на другой стороне дороги машины ставить. По-хорошему, можно было бы на автовокзале сделать большую парковку». По ее словам, люди во дворах паркуются: «Я тут рядом живу, поэтому знаю. Если построить многоэтажную парковку, то будет та же беда – платить надо. На 10 минут приехал закупиться, и за это платить».
Мужчина, подключившийся к разговору, считает, что многоуровневая парковка в Бресте нужна, и то, что она будет платной, его не смущает: «Многоуровневая парковка нужна – это да. У людей с каждым годом машин больше становится».
Женщина-предприниматель вспомнила, что платные парковки здесь уже были: «Мужчина ходил деньги брал. Многие люди работают на рынке, сами колхозники, приезжают фермеры и так далее. И идея платить 15 рублей в день за место для машины мне не нравится».
Мужчина, пришедший на рынок за продуктами, считает, что многоэтажные парковки эффективнее: «Людям же надо где-то парковаться. Будет платная или бесплатная – люди все равно будут становиться. Многоэтажные – это хорошо. Больше места было бы. Жизнь на месте не стоит, город развивается, везде уже многоэтажные стоянки есть. Может, и Брест когда-нибудь созреет».
Мужчина-продавец, когда узнал про идею властей о платной парковке, возмутился: «Здесь платную парковку? Не поддерживаю! Люди приезжают из Брилева, Лыщиц… И куда нам деваться? Заплатить 15 рублей и стоять? Я лучше закопаю все обратно».
Женщина, продающая вишню, видит проблему иначе: «Дело в том, что все машины, которые здесь стоят, – это машины предпринимателей. Они приезжают утром в 7–8 часов, и эта машина стоит у него целый день, пока он работу не окончит. Надо делать так: приехал, выгрузил товар и отвози машину в любое место».
А как вы относитесь к платным парковкам? Исправят ли они ситуацию с машиноместами в центре вашего города и готовы ли вы оплачивать парковку в удобном для вас месте?