Новая редакция Указа № 504 вступила в силу 22 января. Порядок купли-продажи и обмена транспортных средств официально изменился. Журналисты av.by пообщались с игроками рынка, чтобы ответить на главный вопрос: как новшества повлияют на автобизнес? Комментарии, прогнозы и мнения — в этом материале.
«Нелегальные перекупы продолжат работать, мелкие автохаусы и ИП — не выживут»
Одним из ключевых изменений новых правил по отчуждению (покупке/продаже, обмену) транспортных средств стала отмена счетов-справок, благодаря которым ранее сделка совершалась быстро и легко… Правда, не всегда безопасно. Так как материал готовился до вступления Указа в силу, а публикация планировалась после, накануне выхода текста мы связались с оформителями счетов-справок — первыми попавшимися из поискового окна. Вот что они нам рассказали:
Два из трёх были категоричны: «Счета-справки не оформляем». Один предложил сделать документ задним числом. Насколько это законно, мы разбирали в данном материале, однако напомним:
— Если сейчас вам предложат оформить счёт-справку «задним числом», то следует понимать: такая сделка купли-продажи транспортных средств будет считаться незаключённой (п. 1 ст. 402 ГК). Незаключённость договора означает, что он не порождает каких-либо правовых последствий: договора как будто бы нет вовсе, в случае судебного спора транспортное средство может быть возращено продавцу, а уплаченные денежные средства — покупателю, — объясняет юрист av.by Мария Азарова. — Тем не менее особенность Указа № 246 в том, что счета-справки, оформленные до 22 января 2023 года, считаются действительными. Однако здесь речь идёт о законном оформлении счетов-справок до 22 января 2023 года, когда купля-продажа механического транспортного средства действительно состоялась до 22 января 2023 года.
Чтобы понять, как на изменения реагируют представители мелкого автобизнеса, связанные с куплей и продажей транспортных средств, мы обратились к белорусу, легально оформляющему счета-справки более 15 лет. На условиях анонимности он поделился своим взглядом на новшества.
— В этом Указе отмена счетов-справок — не самая главная новость. По сути, это никак влияет на деятельность людей, занимающихся оформлением счетов-справок, — к слову, не совсем законную. Они к этим изменениям приспособятся, а через месяц-другой будут клепать договоры купли-продажи, акты и прочее.
Обойти безналичный расчёт для них — дело юридической техники, никакой особенной проблемы им это не составит. Данный Указ и вступление в силу нормативных документов бьют в первую очередь по тем предпринимателям и автохаусам, которые пытались работать легально. Теперь такой возможности не будет, потому как это теряет весь смысл, — считает мужчина.
— Работающий «по-чёрному» перекупщик, если нет других вариантов оформления, в крайнем случае будет искать «вешалку». Поверьте, согласных выручить 50 или 100 долларов людей соберётся прилично. Получается, деятельность перекупа не пострадает, даже если у него не будет другой возможности оформления, кроме как через ГАИ или нотариуса. А вот для автохауса или ИП, которые занимаются срочным выкупом и торговлей, — настоящая катастрофа.
— Представьте ситуацию: ко мне приходит человек с машиной за $10 тысяч — ему нужен срочный выкуп. Загибайте пальцы, что мне требуется сделать. Пойти с десятью тысячами в обменник и конвертировать их в рубли, положить себе на счёт, привести этого человека в свой банк (перечисление в иной понесёт с собой бóльшую комиссию), открыть продавцу там счёт (хотя тоже возникает большой вопрос в скорости взаимодействия с банком), после чего можно перечислять. Естественно, продавец потом обналичивает сумму и отправляется на поиски валюты.
— Во всей цепочке получаются потери от комиссий на зачисление, перевод, снятие, а также курсовой разницы. Если грубо подсчитать, до 10% от суммы человек потеряет.
Пускай сейчас проблем с валютой и нет в обменниках, однако никто не знает, что будет завтра. И вот придёт ко мне клиент, выслушает рассказ и отправится на сверку номеров, где у него заберут машину здесь и сейчас за ту же «десятку».
— Точно так же будет при продаже. Допустим, приходит человек за машиной в автохаус в субботу: «Хочу купить». А я не смогу ему авто продать, потому что придётся ждать понедельника, когда он поменяет свою валютную заначку на рубли и положит на счёт в моём банке. Соответственно, чтобы мне потом закрыть эту сделку, придётся повторить то же самое в обратном порядке. От условных десяти тысяч долларов мне ничего не остаётся, особенно учитывая подоходный налог в 20%.
— Всё это мелкому бизнесу сильно навредит. А вот крупные игроки вроде «Атлант-М Автомобили с пробегом» не почувствуют изменений — они так всегда и работали. Но другие просто не смогут честно вести бизнес, чтобы выжить. В итоге снова закрывается легальный способ, который работал хорошо. А нелегальные перекупы продолжат делать, что и раньше.
— Кому-то мозолил глаза счёт-справка — его убрали, но к позитивным изменениям это точно не приведёт, — убеждён собеседник. — Снятые с учёта до 21 января машины будут оформлять по-старому, пока не прояснится новый механизм совершения сделки. А ведь данный бизнес построен на потоке: надо постоянно покупать и продавать, остановиться — нельзя. На этом завязаны и аренда, и зарплаты наёмных работников, и налоги.
— Теперь договор купли-продажи будет содержать пункт о подтверждении нотариусом факта, что автомобиль не имеет обременений. Разве это не положительное изменение?
— Утверждение, где прописано, якобы транспортное средство ограничено от любых претензий, залогов и прочего, — чистая фикция. В форме старого договора комиссии, который был приложен к правилам комиссионной торговли, содержались такие же обязательства и гарантии. В прежних договорах купли-продажи, что регистрировались в ГАИ, — тоже было. Назвать революционным решением это никак не получится, если оно действовало и раньше.
— Кстати, у нотариусов прописывается в инструкции, что для оформления сделки потребуется взять согласие супругов продавца. Понятно, как это будет функционировать в случае с ГАИ, а вот второй способ вызовет большое количество препятствий.
Человеку, который занимается перегоном и оформлением машин на «вешалок», придётся к нотариусам водить всю семью. На практике такой вариант будет нерабочим: попробуют один раз и перестанут.
ООО «БелАукцион-Групп»: «Не убирал бы счета-справки, а запретил бы их переписывание»
Следом мы обратились к нашему постоянному эксперту — Виталию Скребцу, директору ООО «БелАукцион-Групп», одного из немногочисленных аукционов по продаже автомобилей и прочей техники.
— Счета-справки, конечно, важный момент, но изменения коснулись в принципе комиссионной торговли. Раньше подобные магазины как работали? Если мы заключили договор комиссии, будучи на упрощённой системе налогообложения, продали машину, то нам перечисляли всю сумму вместе с комиссией. Соответственно, эти деньги отправлялись владельцу (за вычетом вознаграждения).
— Так юрлица на «упрощёнке» платили налог только с разницы прихода и ухода, а теперь это отменили. Получается, нужно или переходить на общую систему налогообложения, или уплачивать УСН со всей суммы. Это сразу делает договор комиссии невостребованным, ненужным, проще говоря. Думаю, по нему теперь работать не будут или часть игроков уйдёт в некую серую зону.
Здесь прослеживается взаимосвязь со счетами-справками, потому как во время оформления бланка к нему полагался договор комиссии. Ведь организации, выписывающие счета-справки, и являлись комиссионерами.
— По факту сейчас счёт-справку убрали, а оформление стало гораздо более сложным — с точки зрения как временных затрат (покупатель и продавец теперь обязаны ехать в ГАИ или к нотариусу), так и денежных. Я лишь отдалённо улавливаю, что хотели сделать подобным изменением. Наверное, исключить вероятность переписывания счёта-справки. Такое происходило, когда перекупы имели возможность отремонтировать машину без постановки её на учёт, а после нахождения покупателя аннулировали старый счёт-справку и выписывали новый, минуя посредника.
Грубо говоря, звено перекупщика исключалось из цепочки. Сейчас им потребуется оформлять договор купли-продажи. Данный шаг заставит перекупов работать официально, хотя, опять же, ничто не мешает условному продавцу занизить сумму прибыли.
— Если перевод сделок на оформление договоров купли-продажи делался для больших налоговых отчислений, то я не вижу в этом особого смысла. Единственный плюс, который ощутим, — проверка чистоты сделки при подписании ДКП, своеобразная гарантия. Как бы то ни было, проблема с залоговыми автомобилями действительно существовала. Хотя сейчас соответствующие базы есть в открытом доступе.
— Пожалуй, это не шаг вперёд, а скорее десять назад из-за усложнения процесса купли-продажи. Я бы не убирал счета-справки, ужесточив их использование. Например, сделал бы запрет на их переписывание. При таком варианте они остаются, но закрывается возможность редактирования счёта-справки с указанием данных другого человека. В итоге рынок не потерял бы простоту оформления, значительно сузив окно возможностей для перекупов.
— Счета-справки будут оформляться в ближайшее время на машины, снятые с учёта или растаможенные до 21 января. В теории на них можно составить этот документ. Тем не менее рано или поздно такие авто закончатся.
Если все указанные изменения вводились, чтобы исключить вероятность продажи пригнанных из ЕС или США автомобилей без постановки на учёт в Беларуси, то это тоже не очень сработает. Дело в том, что в России принимают даже рукописные ДКП без обязательного заверения в ГАИ или у нотариуса. Здесь имеют значение особенности российского законодательства.
— Мне видится, что все предполагаемые цели изменения правил купли-продажи легко обойти при необходимости. Усложнить — усложнили, а для государства и казны, на мой взгляд, не улучшили и не упорядочили.
«Верные Авто» (ООО «ФелОкт-сервис»): «Договор купли-продажи и так был обязателен»
Мы спросили Вадима Адиева, руководителя салонов «Верные Авто» (ООО «ФелОкт-сервис»), о его взгляде на изменения правил купли-продажи.
— По логике рынок б/у автомобилей станет чище. Сделок по продаже машин через «копию паспорта» без присутствия владельца не будет. Соответственно, каждая сделка должна проводиться с реальным продавцом.
— Никаких сложностей перехода конкретно для официальных продавцов (дилеров и площадок) нет, ведь договор купли-продажи и до 22 января был в обязательном перечне документов, которые выдаёт юрлицо. Сейчас же этот перечень уменьшится на один бланк счёта-справки. На покупателях данное изменение отразится только положительно: при покупке у дилера, как и ранее, будет весь пакет документов, за исключением счёта-справки, а при приобретении у физического лица покупатель не попадёт в неприятную ситуацию, когда машину продаёт совсем не владелец, а некто по копии паспорта.
— По действию договора комиссии никаких изменений нет: автомобили так же принимаются юрлицом, которое имеет право заниматься деятельностью по реализации автомобилей, выставляются на продажу, а после неё сумма выплачивается продавцу.
— Как вы считаете, будут ли на авторынке прибегать к оформлению счетов-справок задним числом?
— Из текста Указа следует, что регистрировать сделки по выданным до 22 января счетам-справкам можно. Срок — 10 дней. Что будет с документом, выданным до вступления изменений в силу, со дня выдачи которого прошло более десяти дней, — решит МРЭО ГАИ.
«Автодом»: «Для потребителя форма документа не имеет никакого значения»
В одной из крупнейших столичных площадок для машин с пробегом также поделились своим мнением о произошедших изменениях. Вот что рассказали представители «Автодома».
— На наш взгляд, цепочка сделок купли-продажи станет немного прозрачнее, но мы убеждены, что пути уклонения от ответственности и налогообложения всё ещё будут, чем, в свою очередь, станут пользоваться недобросовестные продавцы автомобилей.
— Для себя мы не видим сложностей. Покупателю необходим документ, подтверждающий приобретение автомобиля с последующей регистрацией в МРЭО. ДКП это, счёт-справка или ещё что-то — для потребителя его форма не имеет никакого значения, — убеждены в компании. — Схема нашей работы абсолютно не нарушена. Деньги получает владелец после продажи нами его автомобиля третьему лицу.
Очень похоже на правду, что какое-то время счета-справки ещё будут оформлять задним числом. Здесь главное, чтобы транспортное средство было снято с учёта до 21 января 2023 года. Только в таком случае это возможно и законно, — подчеркнули напоследок работники «Автодома».
**
Мы уже не раз убеждались, как сильно могут различаться взгляды разных представителей рынка на те или иные события. Указ № 246 — не исключение. Вероятно, потребуется время, чтобы каждая шестерёнка автобизнеса адаптировалась к изменениям. Портал av.by продолжит рассказывать о новых правилах купли-продажи транспортных средств, а также нюансах законодательства.