Перенос выборов с конца 2020 на 2019 год противоречит Конституции или нет?

16.01.2018 02:06
Политика

Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина анонсирует перенос президентских или парламентских выборов 2020 года на конец 2019 года. Официальных причины две: провести две крупные электоральные кампании одновременно избирательные комиссии не способны и — такое совмещение двух выборов сильно политизирует общество.

Только вопрос в другом: насколько перенос одних выборов на 8 месяцев раньше соответствует законодательству? И еще, когда начнутся полномочия новоизбранных — сразу по окончании выборов или через 8 месяцев?

"У нас выборы переносить на более поздний срок нельзя, а на более ранний можно. Мы же переносили, и не раз. Президентские точно переносились. Вот вам, пожалуйста: март 2006 года, а должны были быть выборы осенью", — говорит Лидия Ермошина.

А теперь давайте попробуем разобраться со сроками передачи полномочий избранному на 8 месяцев раньше, к примеру, президенту.

Лидия Ермошина: "Сразу провели инаугурацию, и вступает в должность новый человек — никто 8 месяцев ждать не будет. А у предшественника сокращается срок полномочий".

Ну, это так просто выглядит в том случае, если полномочия руководителя страны Александр Лукашенко будет передавать Александру Лукашенко. А если выборы выиграет, к примеру, Анна Канопацкая?

"В Конституции написано: срок полномочий президента — 5 лет, Палаты Представителей — 4 года. И от этого срока отступать вообще невозможно, нельзя сокращать по желанию", — ссылается на главный закон эксперт в избирательном праве Сергей Альфер.

Итак, что может услышать гипотетическая Канопацкая в ответ на свое требование в месячный после выборов срок провести инаугурацию? Правильно: "Читай Конституцию — там все написано!".

А что с переносом парламентских выборов?

"Полномочия новых депутатов начинаются с момента проведения первой установочной сессии. А она, если не ошибаюсь, должна состояться в месячный срок после проведения выборов. Поэтому и здесь так — никто никаких 8 месяцев ждать не будет", — утверждает Лидия Ермошина.

Нельзя вот так просто взять и сократить срок полномочий парламента, утверждает политолог Юрий Чаусов. И также ссылается на Конституцию.

Юрий Чаусов: "Досрочное сокращение полномочий парламента возможно только в случаях, предусмотренных Конституцией. Статья 94 говорит, когда парламент может быть распущен президентом: если объявлен вотум недоверия премьер-министру, правительству в целом, либо, если парламент два раза подряд не одобряет предложенную президентом кандидатуру нового премьер-министра. Тогда президент парламент распускает, и его полномочия сокращаются. Можно представить, что парламентариям сделают какое-то предложение, ради которго они согласятся выступить в таком политическом спектакле парламентско-правительственного кризиса. Но этот кризис будет более негативный для государственной власти, чем любое совмещение двух избирательных кампаний".

Вот только на то, что написано в Конституции, у нас никто не смотрит, замечает Сергей Альфер. И Юрий Чаусов с коллегой соглашается. Правда, уточняет: нарушаются те статьи Конституции, которые "удобно трактовать по-разному".

Источник: Еврорадио
Фото: Еврорадио
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0