Дом «под петухом» – пожалуй, первый в городе, который брестчане стали называть не по адресу, а по «имени». Это был и первый жилой дом новейшей истории Бреста, ассоциированный с рождением буржуазного класса. Несколько лет компания «Облик» шла к дому под флюгером, осваивая незнакомые советскому строителю принципы. И, надо признать, поначалу на этом ходу сильно сопротивлялась.
/nob-2021/2/ned-1.jpg)
– Надо было, чтобы строители отошли от советской убогой архитектуры, – рассказывает автор архитектурного проекта дома «под петухом» Владимир Чайковский. – Я начал рисовать эркеры, фронтоны, колонны, еще проектируя дом на Кирова. Его тоже строил «Облик» (тогда – «Блик»). Тогда строители не понимали, что время другое пришло. Цена на этот дом формировалась в районе 250 долларов за квадратный метр жилой площади. И хотя такие деньги были далеко не у каждого, зарождался все же новый класс, который был готов платить за комфортное жилье. Тот, кто к концу 90-х уже побывал за границей, видел, как живут люди его уровня, не хотел оставаться в «хрущевках» и панельных «брежневках». Евроремонт в тесной квартире угрюмой планировки – все равно что кожаный салон в «Запорожце».
/nob-2021/2/ned-2.jpg)
Чему американцы обучали брестских сантехников?
Следующей «учебой площадкой», за которую взялся «Облик», стал огромный, вытянутый в длину дом на улице Халтурина. Тут впервые в Бресте появились искривленные балконы. Ширина обычного балкона, какие навешивали в Бресте десятилетиями, составляет 90 сантиметров. А здесь – полный нестандарт: 2 метра 40 сантиметров в самой широкой части. Потом балкон сходил на нет, примыкая к кухне. И в узком месте образовывалось пространство для кладовочки, где можно хранить консервации, картошку – без боязни, что продукты замерзнут в холодную зиму. Впрочем, все наружные стены на Халтурина оказались кривые. Поначалу строители еще пытались доказывать архитектору, что жилые строения необходимо делать ровненькими панелями. Но Чайковский заставил относиться к задумке архитектора как к данности, которую нельзя подвергать сомнениям. Лично проверял ход стройки.
Строительство первых «обликовских» домов сопровождалось изменением норм и правил. Например, на Халтурина впервые было сделано 10-этажное строение без незадымляемой лестницы. Сегодня в нормах есть такое решение, а в то время подобная конструкция долго не принималась – Чайковскому даже грозили: «отнять диплом и лишить квалификации!» Впервые в Бресте были применены пластмассовые трубы для воды. В те годы сама идея – на высоту 10 этажей провести пластмассовые трубы – казалась безумной. Но в Брест приехали американцы, потом – специалисты из Польши, которые обучили местных сантехников укладывать трубы американской фирмы по технологии, апробированной в соседней стране.
/nob-2021/2/ned-3.jpg)
«От безликой архитектуры сходят с ума»
Когда дом на Халтурина вырос в полный рост и пресса назвала его «лайнером», в Брест пришло понимание, что «обликовские» дома – не случайность, а тенденция. На жилье нового типа выстроилась очередь. Оказалось, в городе достаточно людей, которые могут себе позволить квартиру нового уровня комфорта.
– Это была моя затея – дом с лицом, – рассказывает Владимир Чайковский. – Я старался придать жилью какую-то индивидуальность. Появлялся новый класс – предприниматели. Каждый из них хотел иметь какую-то статусность. Подспудно мне было важно, чтобы человек полностью распрощался с советской уравниловкой, чтобы у него было чувство собственного достоинства. Это чувство не могло родиться в заурядных «человейниках». Во всем мире преступность в районах безликой архитектуры выше, чем там, где в камне заключена мысль. От безликости люди сходят с ума.
Защитить «государевых людей»
Квартал в районе улицы Энгельса еще в советские времена называли «голубым районом» или «ондатровым». В свое время здесь получала квартиры советская партийная номенклатура. Нельзя сказать, что он решительно отличался своей архитектурой от остального города периода СССР, но брестские архитекторы старались. В некоторых домах в «голубом районе» были большие прихожие, кухни, огромные окна – почти во всю стену – с выходом на балкон. Именно здесь было решено построить дом, где в одной из секций предусматривалось жилье для первых лиц области.
/nob-2021/2/ned-4.jpg)
Бассейн, сауна и французский балкон
Дом на Энгельса задумывался из четырех секций: первая и вторая – традиционные, третья – поворотная. 4-6-этажная четвертая – жилье для первых лиц области и гостевые квартиры для «командированных» высокого уровня – включила только 8 квартир. Архитектура дома изначально планировалась как «буржуазная», чем-то напоминающая Париж. В спальных комнатах впервые в Бресте были запроектированы маленькие французские балкончики, прозрачные распашные двери из кухни вели на полукруглый балкон. А в гостиной одна стена оказалась с кривизной, что принципиально ломало прямые линии внутреннего пространства и будило воображение жильцов. В конце 90-х в городе еще не было развито производство встроенной мебели – чтобы оформить «кривую» стенку, нужно было живо покумекать головой.
В доме – одном из первых после заката сталинской архитектуры – снова появились скатные кровли. Экспертные службы сразу указали на несоответствие крыш в высотных домах существующему законодательству. В центральной части строение поднималось на 10 этажей, а для такой высоты скатные крыши в нормах не предусмотрены. Чтобы, условно, сосульки не падали на голову, водосточные трубы Владимир Чайковский спрятал в стену. Трубы проходили в подсобном помещении, которое жильцы используют под кладовую. Белорусский кирпич на тот момент был неважным – строительный материал везли из Литвы.
/nob-2021/2/ned-5.jpg)
В каждой секции дома (и в четырехэтажной) запроектированы лифты. Небольшой бассейн длиной 9 метров был обустроен в цокольном этаже. Собственно, не бассейн даже, а зал для релакса: сауна, тренажеры. По современным меркам очень скромненько, а в конце 90-х бассейн в многоэтажном доме – сам факт шокировал. Бассейн, между прочим, стал ответом на требование заказчика обеспечить максимальную безопасность – никакого подвала под четырехэтажной секцией. Предполагалось, что одна квартира будет отведена для главы государства, где он сможет останавливаться во время командировок в Брест. Но сегодня нет информации, что президент этой квартирой когда-либо воспользовался.
В проекте предполагалось сооружение подземной стоянки для автомобилей жильцов. Когда об этой идее узнали жители близлежащей пятиэтажки – влиятельные люди периода СССР, – в инстанции полетели возмущенные письма. Основной посыл эмоций: наши «Москвичи» и «Запорожцы» стоят под дождем, а «новые белорусские» будут завозить свои авто в подземку? Не допустим! Им объясняли, что без организации подземной парковки машины будут стоять под окнами соседей – то есть их окнами. В ответ слышалось: и пусть стоят! По «просьбам трудящихся» подземная стоянка из проекта была исключена.
/nob-2021/2/ned-6.jpg)
Стать соседом Михаила Иоффе
За строительство дома на Энгельса «Облик» принимался уже без боязни реализовать квартиры на 100 процентов. Активность среди потенциальных покупателей вызвал и тот факт, что «квадраты» на Энгельса купил легендарный генеральный директор СП ОАО «Брестгазоаппарат» Михаил Иоффе. Он приобрел не самую дорогую квартиру – выбрал не модное двухуровневое жилье на 10-м этаже, а «квадраты» более скромных качеств. Очевидцы вспоминают: как только в Бресте прошел слух, что в новом доме будет жить Иоффе, череда желающих стать соседом Михаила Фадеевича выросла кратно. В их числе оказался начальник районной налоговой инспекции, который любил писать жалобы на новое жилье.
– Стоило мне уехать в отпуск, как поставили этот дурацкий флюгер с петухом, кому-то захотелось приобщиться к архитектуре, – рассказывает Владимир Чайковский. – Установлен он неправильно. И показывает только на продовольственный магазин. Брестчане любят шутить: петух смотрит на гастроном. У флюгера должен быть центр тяжести и центр парусности. Центр парусности должен быть смещен по отношению к центру тяжести, тогда он будет показывать направление ветра. Иначе он просто крутится бестолково. Вернувшись, я увидел этот флюгер и попытался возмутиться, требовал быстро снять. Но мне сказали, что уже леса убрали – мол, проблематично. Так и остался дом на Энгельса – домом «под петухом».
/nob-2021/2/ned-7.jpg)
Квадратный метр – 220 долларов
Строительство дома началось в конце 90-х. На стадии проектирования «Облик» еще успел продать квартиры по цене, рассчитанной на клиента с доходом выше среднего. А в 1998 году случился дефолт, доллар рухнул, а вместе с ним обесценились приличные зарплаты, выплачиваемые в белорусских тогда еще «зайчиках». Чтобы распродать все квартиры в доме на Энгельса, руководству строительной компании пришлось резко снизить цену.
– Мы купили квартиру в 2002 году, – рассказывают Лилия и Александр, жильцы дома на Энгельса, – сейчас в это трудно поверить, но нам она обошлась по 220 долларов за квадратный метр. Мы знали, что дом на Кирова, где располагался ресторан «Маленький Париж», «Облик» распродавал на порядок дороже, а мы попали в период глубокого кризиса. Повезло. Еще и рассрочку дали на полгода. Для нас рассрочка была необходима: надо было продать четырехкомнатную квартиру на «Востоке», где мы многие годы жили с родителями. А в тот момент мама захотела жить отдельно. Купили ей небольшую квартиру и себе трехкомнатную – с доплатой, конечно. Свободных квартир в 2002 году в этом доме было еще много, мы выбирали. Выбрали эту, в том числе из-за вида с французского балкона. Наш балкон обеспечивает перспективу, которая открывается на сквозной двор, стадион. А если бы мы заселились в квартиру рядом, то вид с французского балкона был бы на соседний дом.
/nob-2021/2/ned-8.jpg)
Трехкомнатная квартира Лилии и Александра составляет чуть более 100 квадратных метров. Акцентными вещами в ней стали семейные реликвии – довоенный буфет, напольные часы с боем, письменный стол и маленький туалетный столик, привезенные некогда отцом хозяйки из Германии. Но даже если бы квартира была пустой, геометрия пространства сама по себе могла бы создавать уют. Здесь в полной мере ощущается понятие «пространство соразмерное человеку»: спальня – 17 кв. метров, кабинет главы семейства – 16 кв. метров, гостиная – 21 кв. метр, кухня – 12 «квадратов» и мечта любой хозяйки – просторная ванная комната площадью более 8 кв. м. При этом у входа есть гостевой санузел с маленьким умывальником – решение как будто специально придуманное для мрачного периода «ковидной» пандемии. Неровная стена, которой не сразу нашли применение некоторые жильцы дома, Лилию не смутила.
– Не могу сказать, что люблю асимметрию, но мне нравится, когда есть что-то нестандартное. И в мебели, и в одежде, и в комнате. Мое детство прошло в Бресте. Мы жили на Комсомольской, а моя подруга – на Мицкевича, в «сталинском» доме, где находится магазин «Репка». Там в квартирах были эркеры. Я приходила и думала: как это необычно. И необычное мне казалось очень красивым. То, что мы оказались в этом доме, – настоящее везение – просто попали в нужный момент. Наши соседи – обычные люди: водитель-дальнобойщик, работница банка, но не топовый менеджер, а на первом этаже живет батюшка.
Дом под флюгером часто считают первым элитарным домом в Бресте. На самом деле с классической элитарностью он никак не связан. Просто был построен образец, который доказывал: архитектура – это не «привязка к местности», это идеология пространства, которая здорово влияет на умы. В достойном жилье и человек чувствует себя достойным.