Пластическая «хирургия» для дорог. Как быть с разметкой на брестских улицах?

11.03.2019 02:30
Транспорт

Весенняя погода обнажила вечную проблему автолюбителей - отсутствие разметки. Но нужно ли ее постоянно подкрашивать, если есть альтернатива?


Улица Карла Маркса - пример того, как должна выглядеть современная разметка. После зимы - никаких проблем!

Февраль в этом году уже успел порадовать весенним солнцем. И у водителей появился повод вспомнить о бородатой шутке: «Вместе со снегом с дорог исчезла и разметка». Проблемных точек по городу действительно хватает. Автор этих строк едва не убедился в опасности «шутки» на личном примере: на спуске с путепровода от ул. Ленина, где две полосы превращаются в четыре, разметки как будто и нет (она появляется лишь ближе к перекрестку), и это едва не спровоцировало аварию - благо соседний со мной минивэн вовремя вернулся в полосу, из которой вылетел двумя колесами в мою. С разметкой было бы проще?

Водители-брестчане уверены: да! Но почему в таком случае каждый год проблема одна и та же? Разметка на дорогах не выдерживает и года, а зачастую - и одной зимы. Правда, с несколькими очевидными исключениями. Например, на реконструированной Пионерской ее не обновляли уже несколько лет - однако рельефная разметка по-прежнему видна и ощущаема. Аналогичная картина - на Волгоградской, где дорогу ремонтировали сравнительно недавно, на ул. Карла Маркса и 17-го Сентября, на проспекте Машерова от ул. Ленина до крепости, на Партизанском проспекте. Там и сейчас ехать - удовольствие. И что же мешает оформить так весь город?


А вот на Варшавском кольце водителям на въезде от погранперехода приходится решать непростую задачку - где же чья «турбо»-полоса?

С этими вопросами идем к специалистам по разметке - в группу компаний «СТиМ», чьи бригады ждут наступления тепла и готовы восстановить ключевые дорожные линии, как только позволит погода. А пока директор по безопасности дорожного движения и транспортной мобильности Сергей ТАЛАТАЙ и начальник отдела маркетинга ООО «СТиМ» Любовь КОВАЛЕВА объясняют, в чем же настоящая загвоздка с нашей дорожной разметкой.

КРАСКА VS. ПЛАСТИК

«Краска качественная, - уверяет Любовь Ковалева. - Просто срок ее службы по ГОСТу - полгода. И этот срок она выдерживает. Ключевое отличие той же Волгоградской или Пионерской от других улиц - в материалах, которыми нанесена разметка, Там применены новые материалы, пластики, которые имеют больший срок службы. Им не страшны дождь, снег, реагенты. Компания «СТиМ» сегодня активно продвигает подобную разметку на российском рынке. У нее множество преимуществ: видимость в дождь, дренирование воды, светоотражение, долговечность. И, конечно, мы бы хотели, чтобы и в Бресте улиц с такой разметкой было гораздо больше. К 1000-летию можно успеть сделать всю центральную магистраль Московская - Машерова - Ленина, и это будет очень функционально, экономически эффективно и главное - послужит безопасности всех участников движения».

ЛИНИИ УДАРА

«Эксплуатационные характеристики разметки, нанесенной краской, - от 3 до 6 месяцев, - продолжает тему Сергей Талатай. - Но большинство ключевых характеристик она утрачивает уже через три месяца. Зимой - особенно. У нас ведь за зиму происходит около 100 переходов температуры через отметку в ноль градусов - это разрушает и краску, и даже асфальт. У нас используются очень жесткие реагенты. Песчано-соляные смеси (ПСС) в Европе почти не применяют. Там есть специальные растворы, грануляты, которые не уничтожают разметку. Но надо понимать: даже в скандинавских странах очищают дороги, чтобы по ним можно было проехать, т.е. используют понятие «проезжаемость дороги». У нас же чистят до голого асфальта, т.е. существует параметр «вычищаемость дороги». Да, ПСС со своей задачей справляется, но к весне мы получаем улицы, занесенные уже не снегом, а песком и солью. Эта смесь со временем уничтожит не только краску: хоть керамическую плиту положи, и со временем она начнет разрушаться под таким воздействием».


На проспекте Машерова по дороге к крепости тоже можно легко ориентироваться...

ЭКОНОМИКА «НА ПОСЛЕЗАВТРА»

В таких условиях, уверены специалисты «СТиМа», нельзя требовать от краски большего, чем есть сейчас. Вполне логично задать вопрос: так почему не закатать весь город в разметку из холодного или термопластика? Ответ предсказуемо упирается в финансы.

«Возьмем условные цифры, - предлагает сравнить Сергей Талатай. - Нанесение разметки обычной краской на каком-то участке дороги будет стоить 10 рублей за материалы и 5 рублей за работу - итого 15 рублей. Гарантийный срок - полгода, реальный эксплуатационный - три месяца. По нормативам разметку надо обновлять дважды в год, т.е. мы имеем 30 рублей при эксплуатационном сроке всего полгода. Аналогичный участок, покрытый толстослойным материалом, обойдется в 100 рублей за материалы и те же 5 рублей за работу. Но его эксплуатационный срок - два-три года. Если уравнять периоды, то толстослойное покрытие за два года реальной эксплуатации затянет на 105 рублей, краска - на 120. И это без учета амортизации подвижного состава, который будет ее наносить. Пластиком сделал - и пару лет туда рабочие не приезжают. На Пионерской структурная разметка уже третью зиму пережила - и до сих пор лежит без существенных обновлений. При этом о безопасности разметки, нанесенной краской, сейчас можно забыть: ночью или в дождь она не работает».

В качестве наглядного примера перспективной экономии Сергей Талатай приводит ситуацию с освещением в городе. «Светодиодные лампы, безусловно, дороже, чем привычные нам лампы накаливания. Но с учетом потребления электричества в годовом периоде одна лампа накаливания обойдется как три светодиодных. Сейчас власти это понимают, и вы видите, что все освещение в городе меняется именно на светодиоды. Да, сразу это дороже. Но окупается в очень недалеком будущем и позволяет экономить в дальнейшем».

По словам Сергея Талатая, из 100-процентной необходимости разметки на городских улицах едва ли существует хотя бы половина. «На Дубровке, где я живу, краску на дороге видел весной прошлого года, когда подкрашивали пешеходные переходы. С тех пор уже ничего нет», - отмечает Сергей Валерьевич. Связано это с тем, что каждый год дорожные службы вынуждены обновлять одни и те же дороги, имеющие приоритетное значение.

«Если каждый год делать хотя бы 30 % от запланированной разметки не краской, а пластиком, можно охватить весь город за три года, - добавляет Любовь Ковалева. - Однако у нас пока сильны стереотипы. Мы живем днем сегодняшним. И если видим цену краски Х, а цену пластика 2Х, то покупаем первое, потому что это выгоднее именно в этот момент. Не особо задумываясь о перспективе».

РЕШЕНИЕ - В КОМПЛЕКСЕ

Впрочем, Сергей Талатай уверен, что если огулом закатать Брест в пластик - это выйдет и нерационально, и не всегда экономически оправданно. «К дорожной разметке нужно применять комплексный подход, как это делают в Европе, - говорит Сергей Валерьевич. - Далеко не каждая линия на дороге должна быть обязательно выполнена из пластика. Нужно учитывать и интенсивность движения, и характеристики самого асфальта. Понятно, что чем чаще автомобили наезжают на разметку, тем быстрее она изнашивается. Поэтому мы предлагаем комплексный подход. К примеру, крайние линии разметки можно по-прежнему наносить краской. Осевые линии, пешеходные переходы, велодорожки - из холодного толстослойного пластика. И вместо вышеобозначенных условных 105 рублей выйдет 75-85 рублей - выгода же очевидна.


Переход на Пушкинской - классический пример того, как интенсивность трафика влияет на живучесть разметки...

Плюс ко всему нужно учитывать состояние нашего асфальта. Термопластик на старый асфальт наносить бессмысленно - он исчезнет ненамного позже краски. На хорошей битумной основе он сохранится гораздо дольше. Где-то нужнее использовать структурную разметку с возможностью дренажа, где-то можно заливать сплошным пластиком. Все это требует взвешенного подхода».

УДИВИТЬ К 1000-ЛЕТИЮ

Специалисты «СТиМа» уверены: к сентябрю, когда город будет отмечать свой миллениум, дорожный вопрос можно решить. Да, это потребует вложений. Но финансы окупят себя за два-три года, а имиджевый эффект и безопасность разметка даст с ходу.

«В сентябре возможны дожди, при этом предусмотрена вечерняя культурная программа. Представляете, какими яркими и безопасными могут быть дороги в это время года вечером? Уверен, на приглашенных высоких гостей - мэров, дипломатов, артистов из других стран и городов - это произведет большое впечатление. В конце концов, это наш город, здесь живут наши дети, и мы все хотим видеть его красивым и безопасным», - резюмирует нашу беседу Сергей Талатай.

Автор: Дмитрий Шиферштейн
Фото: автора
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости
Больше новостей