Плату за дороги отвяжут от техосмотра, но ее взимание может обойтись государству в соразмерную сумму

01.02.2019 02:24
Транспорт

Действующий порядок уплаты дорожного сбора (правильно называть его ≪госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении≫) не критиковал только ленивый. Прежде всего потому, что он привязан к прохождению техосмотра. В результате ежегодно, по данным Минтранса, количество транспортных средств, проходящих государственный технический осмотр, сокращалось на 15 %. Как следствие, дорожный фонд недополучал финансирование, а на дорогу выезжали ≪ведра с гайками≫, чье техническое состояние могло представлять угрозу для других участников движения.

В начале февраля глава государства может подписать указ, регулирующий процедуру взимания сбора, уже без привязки к ТО. По сути отменяется обязательная плата за дороги всеми, на ком зарегистрировано авто. Им предоставляется возможность вносить деньги по заявительному принципу, в зависимости от периода эксплуатации транспортного средства. Суммы платы прежние. Однако те, кто ездит постоянно и круглый год, могут внести разовый сбор, причем с понижающим коэффициентом 0,8. Если же автовладелец собрался продавать машину или ездить только на дачу в летний период, никто не запрещает ему вносить плату помесячно, но уже без 20-процентной скидки. Кажется, все вполне логично. Впрочем, и в таком варианте уплаты сбора есть подводные камни.

Прежде всего возникает вопрос о механизме контроля за внесением платежей. Согласно проекту указа, его теперь будет осуществлять транспортная инспекция. Сведения об автомобилях, допустивших нарушения ПДД во время движения, будут сверяться с базой данных о внесении платежа за участие в дорожном движении. Если владелец не уплатил сбор, ему придется вносить его в двойном размере. Еще один элемент будущей системы контроля - использование всевозможных устройств фото- и видеофиксации с функцией автоматического распознавания регистрационных знаков. Разумеется, существующих камер фотофиксации на все дороги не хватит - их надо будет докупать и устанавливать дополнительно. Кто и когда этим займется, пока не ясно. Тем временем автомобильная общественность по-прежнему предлагает вполне удобоваримый вариант: почему бы не включить сумму платежа в стоимость бензина и солярки? Сколько наездишь, за столько и заплатишь. Но такой подход категорически отметают в Минфине. Так, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов РБ Игорь Пуркалик недавно пояснил, почему, с точки зрения ведомства, он не подходит: дескать, топливо используется в самых различных отраслях - речном судоходстве, лесном хозяйстве, в системе ЖКХ. А суммы целевого сбора будут аккумулироваться отдельно и использоваться строго по прямому назначению. 

До 1 февраля проект указа должен быть внесен на рассмотрение президента. И если предложенный порядок взимания платежей будет принят (в чем мало кто сомневается), в Минфине готовы проводить серьезную разъяснительную работу. Игорь Пуркалик прогнозирует: в итоге вносить платежи будут не менее 95 % автомобилистов.

Как говорят, блажен, кто верует. Но вопросы все же остаются. Ведь очевидно, что «топливный» вариант взимания платежей, несмотря на все минусы, имеет два огромных плюса: он менее болезненный для самих автомобилистов (чуть ниже мы это постараемся показать на примере*) и гораздо дешевле в плане контроля. По сути, здесь и контролировать ничего не надо. Не нужно никаких камер, протоколов, «писем счастья» и прочих бюрократических процедур. Оплата гарантированно будет обеспечена на 100 %. Но наши законодатели, как известно, любят изобретать велосипед. Может, поэтому они так пекутся о бедных «рыбаках» и «косарях» - не дай бог те заплатят лишнюю копейку в бюджет, купив на АЗС пару литров топлива для своих агрегатов, по дорогам не ездящим?

P.S. Выходит, что автомобилистов пытаются заставить платить дважды? Безо всяких штрафов. Можно, конечно, уповать на то, что топливо в Европе стоит в среднем в два раза дороже, чем в РБ. И это будет правдой. Как и то, что заработки среднего европейца превышают белорусские (даже по официальной статистике) в 5-6 раз. А вот станут ли лучше наши дороги в результате планируемых нововведений? Как говорят, спросите у Нострадамуса.

Считалка «Вечерки»

*Предположим, вы владелец автомобиля «Рено-Меган» с дизельным двигателем 1,9 TDI. В месяц вам нужно уплатить за дороги 12 рублей. За этот же период вы наезжаете на своем авто около 1000 км, расходуете 80 л солярки. Если включить эти 12 руб. в стоимость топлива, которым вы заправляете свою машину на АЗС, получается, что каждый литр обошелся бы вам дороже на 15 коп. (12:80=0,15), то бишь не 1,51, а 1,66. А теперь вспомните, насколько подорожал этот самый литр за прошлый год при официальной инфляции по стране в 5 %.

Автор: Дмитрий Пай
Фото: с сайта sb-otvet.ru (иллюстрация-титульное)
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 1
Макс
Возможно, для кого-то станет откровением, но дорожный сбор изначально включён в стоимость топлива. И с автомобилистов дерут двойной налог. За стабильность!!!!
01.02.2019 22:02
Больше новостей