Недавняя история в Барановичах, где автомобиль вдруг завелся и поехал сам, дает повод задуматься, почему вообще происходят ситуации с бесконтрольным движением транспорта и что мы можем этому противопоставить, пишет Автобизнес.
Когда технический фактор накладывается на человеческий
Причины, по которым автомобиль начинает самопроизвольное движение, как правило, связаны с его техническим состоянием, но часто свою лепту вносит и человеческий фактор.
Самое банальное – припаркованная на горе машина просто скатывается под действием силы тяжести. Причина может быть в самом водителе, который просто забыл поставить на передачу или стояночный тормоз. Бывает и так, что из-за неисправного ручника автомобиль удерживается на месте на относительно горизонтальных поверхностях, но на уклоне может скатываться. Назвать эту причину чисто технической сложно.
Напомним, что согласно п.9.3 ПДД. водитель обязан "содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения", а в соответствии с п.9.10 ПДД он может "покидать свое место или оставлять транспортное средство только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства".
Автомобиль может завестись и начать движение, если неправильно установлена/настроена система автозапуска, в результате чего не срабатывает "защита от дурака". Но ведь и это человеческий фактор со стороны того, кто эту самую систему устанавливал и настраивал. Или того автовладельца, который потребовал упростить замысловатый алгоритм "программной нейтрали" – определенной последовательности действий, при которых автомобиль с МКПП переводится в режим автозапуска.
Наконец, изредка бывают случаи самопроизвольного движения из-за короткого замыкания (обычно в районе замка зажигания), в том числе и в процессе пожара из-за самовозгорания. Если машина с "механикой" оставлена на передаче, а провода в районе рулевой колонки по той или иной причине закоротило, это вполне вероятный сценарий. Казалось бы, чисто техническая причина, но ведь и человеческий фактор может быть: короткое замыкание возникло после неквалифицированного ремонта, водитель игнорировал предшествующие происшествию признаки неисправности.
Может быть забавно, а может – трагично
Анекдот на тему. От остановки отъезжает автобус. За ним бежит мужик, отчаянно машет руками, что-то там кричит, спотыкается, падает, снова бежит. Пассажиры, глядя на него, ржут, показывают пальцами. Очередной раз упав, мужик поднимается и с одышкой говорит: "Ладно, посмотрим, как вы посмеетесь, когда узнаете, что я – водитель этого автобуса".
Хаотично движущийся автомобиль и разбегающиеся от него в панике люди выглядят забавно на мониторе компьютера или экране смартфона. На деле же ситуация может быть куда более драматичной и даже иметь тяжелые последствия.
И вот здесь важно понимать: в зависимости от этих самых последствий, а также обстоятельств, их вызвавших, виновнику может угрожать не только гражданский иск от пострадавшей стороны, но также административная или даже уголовная ответственность. Причем претензии могут быть не только к водителю, но и, например, к собственнику автомобиля – источника повышенной опасности. Или к должностным лицам, выпустившим неисправную машину в рейс.
Пожалуй, самый резонансный случай, связанный с самопроизвольным движением автомобиля, – гибель американского актера русского происхождения Антона Ельчина в 2016 году. Он был смертельно травмирован, когда его прижало собственным Jeep Grand Cherokee к воротам. По основной версии автомобиль скатился с уклона, когда Ельчин пошел к воротам.
Автомобиль был обнаружен с заведенным двигателем, "автомат" находился на нейтральной передаче. Родители Ельчина подали в суд на производителя автомобиля концерн Fiat Chrysler, а через какое-то время отозвали иск – предполагается, что с FCA было достигнуто соглашение о выплате существенной компенсации.
Вскоре концерн признал проблему, затронувшую Jeep Grand Cherokee и связанную… с конструкцией рычага "автомата". Дело в том, что он не имеет фиксируемых положений, режим работы коробки выбирается путем покачивания рычага в ту или иную сторону. По этой причине не всегда понятно, точно ли включен режим "паркинг". На эту особенность жаловались многие владельцы, но после трагического случая с Ельчиным производитель организовал отзывную кампанию, призванную устранить данную особенность и предотвратить подобные истории в будущем.
Можно ли подстраховаться?
На современных автомобилях с электромеханическим ручником, который срабатывает каждый раз сам на стоянке, все просто. На некоторых моделях АКПП автоматически переходит в режим "паркинг", а стояночный тормоз включается уже при открывании водительской двери, что также снижает риск самопроизвольного движения при невнимательности водителя.
Впрочем, стоит помнить о возможном "восстании машин". Не так давно одному китайцу пришлось пять часов мчать по трассе на скорости 100 км/ч, пока на его автомобиле не закончился бензин, – "завис" автопилот, а автомобиль никак не реагировал на попытки затормозить, сменить передачу или заглушить двигатель. Так что, возможно, "чистая механика" понадежнее будет. Главное – ею пользоваться.
Как минимум снизить риск проблемы или ее масштабы можно путем самых простых, даже банальных, действий и мер. Но именно они и работают, если стали привычкой.
В первую очередь это необходимость поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии, и в данном случае речь идет прежде всего о системе стояночного тормоза. Не секрет, что многие ручником особо не пользуются, запускают и просто не контролируют его техническое состояние. Сюда же отнесем и реагирование на признаки-предвестники проблемы. Это и про все тот же ручник, и про электрооборудование – часто короткому замыканию предшествуют какие-то "глюки", а еще – ремонт электрооборудования…
Также возьмите за правило оставлять автомобиль не только на передаче (на машинах с МКПП) или на паркинге (с АКПП), но и на стояночном тормозе. Особенно на уклонах. Во-первых, вы снижаете риск скатывания или самопроизвольного движения с заведенным двигателем на передаче. Во-вторых, снимаете нагрузку с двигателя и КПП и предотвращаете потенциальные поломки (на крутых уклонах в машинах с цепным приводом ГРМ при определенных обстоятельствах может перескочить цепь, в АКПП страдает система парковочного режима со штырем-фиксатором).
В-третьих, постоянно пользуясь стояночным тормозом, вы поддерживаете его в работоспособном состоянии – меньше риск закисания тросов или механизма. Правда, зимой длительное использование ручника имеет свой минус – его может "прихватить" на морозе, что также следует учитывать. Но для кратковременных остановок и стоянок эта проблема не актуальна.
Оставляя автомобиль на уклоне у бордюра, можно выворачивать колеса в сторону таким образом, чтобы передние или задние колеса получили упор.
Лучше всего указанные выше действия предпринимать постоянно, чтобы делать так уже автоматически. Это снижает вероятность ошибки и, как следствие, вероятность самопроизвольного движения автомобиля или масштабы последствий.
Как убегать и ловить
Что делать, если автомобиль – ваш или чужой – вдруг начал самопроизвольное неуправляемое движение? Главное – обеспечивать безопасность, личную и окружающих людей. Это значит не стоять на возможной траектории движения машины и убирать с нее тех, кому сложно сориентироваться и самостоятельно уйти с пути машины (дети, пожилые люди).
Вернемся к видео из Барановичей – на нем автомобиль ездит на небольшой скорости по кругу, что дает время предпринять те или иные попытки для его остановки. В конечном итоге было разбито стекло водительской двери, что позволило проникнуть в машину и остановить ее. Но ведь так может и не получиться.
Запрыгнуть в салон возможно далеко не всегда, даже когда замки дверей не заблокированы. Здесь важно помнить про безопасность: при попытке попасть в автомобиль можно оказаться под его колесами или не успеть остановить его до того, как он попадет в аварию или сорвется с обрыва, упадет в реку и т.д.
Пытаться остановить машину, кидая ей под колеса какие-то объемные/тяжелые предметы, практически бесполезно: даже на малой скорости автомобиль запросто может преодолевать бордюры и сносить скамейки и мусорные баки, а вам вряд ли удастся использовать что-то более внушительное и массивное. Вариант с натянутой цепью или тросом – из области фантастики: где взять, как быстро натянуть и к чему привязать? При этом стоит понимать, что попытка остановить машину может привести к изменению курса ее движения – так можно сделать только хуже.
Затормозить другой машиной, оказавшись впереди, более осуществимо. Но опять же если время и обстоятельства позволяют сориентироваться в ситуации. Также следует понимать, что автомобиль-буфер наверняка пострадает, неуправляемая машина от удара изменит направление движения, и в конечном итоге дело может закончиться серьезной аварией.
В общем, действия и их эффективность будут зависит от обстоятельств. В любом случае на первом месте должна быть безопасность, личная и окружающих. Если ничему, кроме железа, ситуация не угрожает, вряд ли стоит рисковать.
Вердикт
Как видим, причины, по которым автомобиль может превратиться в "самобеглую коляску", могут быть разными, но в той или иной мере все равно они связаны с человеческим фактором. Так что все в ваших руках – следить за исправностью автомобиля и приучить себя надежно его фиксировать как при кратковременной остановке, так и при более длительной стоянке. Тогда, глядишь, гоняться за самовольно уехавшей машиной не придется.