Состояние автомобиля ужасало, но все же Артем его купил. Ездить машина начала через год после покупки, однако вкладывать деньги в восстановление приходится до сих пор.
– Когда в апреле 2018 года поехал покупать, на машину было жалко смотреть. Вернее, это была не машина: под покосившимся забором стоял кузов на колесах – и все. Кузов когда-то начали готовить к переварке и покраске, поэтому в нем не было заднего и некоторых боковых стекол, передних крыльев, бамперов, фар и задних фонарей, салона и мотора. Разобрали, но так и кинули. Салон позже мне привезли отдельно, а вот двигатель пришлось искать самостоятельно.
Продавец был готов отдать то, что выглядело годным только в металлолом, за $300, но даже мне, неопытному и начинающему, было понятно, что работы тут непочатый край, а вложений – выше крыши. А я тогда только окончил техникум и на работу еще не устроился. Другой на моем месте отказался бы от покупки, однако мой отец в свое время работал мастером кузовных работ. Вот главная причина покупки. Посовещались и решили, что должны справиться.
В то же время я не видел смысла купить автомобиль для того, чтобы поставить его на несколько лет под свой забор и восстанавливать до состояния, с которым он вышел с завода. Для выставок антикварных машин я его готовить не собирался. Мне нужно было на чем-то ездить, поэтому первоначально все усилия были направлены на то, чтобы поставить автомобиль на ход. И через год после покупки он поехал. Правда, еще хватает мелочевки, которую нужно доделывать, поэтому восстановление продолжается до сих пор, хотя и не галопом по Европам, как было изначально.
Если идти по порядку, то первым делом покупались задние фонари. Их не было вовсе. Вместо них предыдущий владелец собирался поставить фонари от уазика и даже испортил заднюю часть кузова, вырезав в корме отверстия под их размер. Я тоже восстанавливал машину под себя, но считал, что надо делать как можно ближе к оригиналу, а чтобы заварить дырки и подготовить места для установки штатных фонарей, нужны были их размеры, а еще лучше – образцы.
После покупки фонарей начались сварные работы, а двигатель я нашел только через пару месяцев, когда восстановление шло полным ходом. Находился мотор в деревне под Лельчицами и стоял на незаконченной самоделке, которую местные умельцы строили, чтобы ездить на рыбалку. Что-то у них не заладилось, и в итоге они махнули на это дело рукой. В общем, за $300 они продали мне два двигателя – который стоит сейчас и на запчасти еще один, заклинивший.
На корме есть шильда 300 TD, но в действительности трехлитровый дизель здесь атмосферный. Это древний вихрекамерный мотор, очень неприхотливый, выносливый и с огромным ресурсом.
Топливный насос – рядный, а не распределительного типа, как на легковых дизелях других марок. Когда слышу про «миллионники», думаю, что этот двигатель из той же серии. Как говорит мой отец, такой мотор до дома всегда довезет, если только он из сгнившего кузова на дорогу не вывалится.
Никаких проблем двигатель на самом деле не создавал. Лишь в этом году в нем регулировались зазоры в клапанах. Гидрокомпенсаторов тут нет, а по мануалу зазоры в клапанах надо проверять и при необходимости регулировать через каждые 20 тысяч километров. Необходимость появилась, когда с момента выезда из восстановления автомобиль проехал более 100 тысяч километров.
Если кому интересно, то расход топлива в городе летом порядка 10 литров на 100 километров, зимой – 12–13. По трассе при скорости 90 км/ч можно уложиться в 7 литров на «сотню», а если ехать 110–120 – примерно в 8 литров.
Тихоходом с этим двигателем я бы машину не назвал, но и покупалась она не для участия в гонках. Этот автомобиль предназначен для спокойной размеренной езды. В городе на нем из потока не выпадаешь, по трассе можно свободно ехать «сотню» – большего мне и не надо. Правда, мотор шумноват. Списываю эту проблему на то, что ему больше 40 лет, а какой у него пробег – никому не известно.
Коробка передач на момент покупки в машине стояла. И стоит до сих пор, так и не потребовав никаких вмешательств. Коробка механическая четырехступенчатая. Иногда на трассе не хватает пятой передачи. Недавно был установлен тахометр. По нему видно, что при скорости свыше 100 обороты превышают 3000. При таких оборотах пятая буквально просится.
Сцепление, которое нам отдали при покупке машины, оказалось нерабочим. Мы его поставили, попробовали ехать и пришли к выводу, что придется заменить. То, что поставили взамен, отходило пять лет, но в прошлом году и оно менялось комплектом.
Естественно, наибольший объем работ пришелся на кузов: пескоструй, сварка, шпатлевка, шлифовка, грунтовка, покраска. Многое делал я под руководством отца, но самые ответственные работы он брал на себя. Изначально кузов был красного цвета. Красный мне не хотелось – решили перекрасить в белый.
После кузовных работ машина приобрела божеский вид, но чтобы она выехала на дороги общего пользования, многое пришлось сделать по технической части. В системе тормозов менялся главный тормозной цилиндр и все тормозные магистрали, перебирались суппорты.
Рулевое управление в этом автомобиле не реечное, как в современных автомобилях, а с редуктором. Менялись рулевые тяги, наконечники, маятник. Менялись все топливные трубки. После этого автомобиль поехал.
Точной бухгалтерии я не вел, но во что обошлось восстановление, приблизительно все же прикинул. На сегодня вложения составили в районе $4 тысяч. Эта сумма могла быть меньше, но, к сожалению, были допущены ошибки, которые увеличили затраты.
Например, в страшном состоянии был салон. Решил его перешить и обратился в мастерскую, которая этим занимается. Вышла перешивка вместе с материалами почти в $600, но проблема заключалась в том, что в мастерской не смогли перешить в старом классическом стиле, хотя задача была поставлена именно так. Они старались, этого не отнимешь, но все равно даже невооруженным глазом было видно, что получилось что-то чужеродное.
В результате принял решение искать другой салон – оригинальный. Нашел его всего за $70. Его дважды пришлось химчистить, потому что разборщики не умеют правильно хранить снятые с «доноров» запчасти. Этот салон лежал на улице, накрытый какой-то драной пленкой. Не могу сказать, что химчистки довели его до идеального состояния, но во всяком случае смотрится он уместно, а не так, как получилось после перешивки современными материалами. Вот и вышло, что $600 – коту под хвост.
Вообще-то салон семиместный. Это очень редкая версия Mercedes в 123-м кузове. И это, к слову, было одной из причин, почему мне хотелось купить именно его. Между прочим, не далее как вчера, когда я приехал к друзьям в Минск, вечером компанией отправились покататься. Остановили сотрудники ГАИ. Им стало интересно, на каком основании в багажном отделении едут пассажиры. Увидели, что сиденье штатное, оборудовано ремнями безопасности, улыбнулись и отпустили.
Первые четыре года автомобиль использовался в качестве повседневного, но все это время меня не покидало желание сделать его машиной выходного дня, а также подменной, когда основной автомобиль находится в ремонте. И вот два года назад я это желание исполнил – купил Mazda 626 2001 года, после чего Mercedes стал ездить реже.
А раньше он мог за день накатать 100–150 км и к настоящему времени успел проехать свыше 100 тысяч. Однажды за выходные машина проехала 1300 километров – из Гомельской области в Гродненскую через Минск и обратно. Ехать приятно – на ходу этот автомобиль очень мягкий, далеко не всякая современная машина может похвастаться такой же плавностью хода.
За рулем очень комфортно. При росте 185 и весе 110 я на месте водителя чувствую себя прекрасно. У сиденья нет электрорегулировок, но и вручную можно сделать посадку весьма удобной. В общем, дальняя дорога меня не утомляет. Насколько комфортно в таких поездках пассажирам третьего ряда, не знаю. Судя по буклетам Mercedes тех лет, третий ряд предназначен для детей, но то, что двум взрослым там не будет тесно, знаю по собственному опыту.
Машина ездила не только по асфальту, но и возила меня в деревню, на рыбалку – через леса, по проселочным дорогам. Несмотря на длинный свес заднего бампера, проходимость неплохая. Во всяком случае дороги с рытвинами преодолеваются – потихоньку, аккуратненько.
Конечно, что-то за более чем 100 тысяч километров выходило из строя. Вскоре после покупки понадобилось поменять кнопку «аварийки», которая в этом автомобиле находится на торпедо между передними сиденьями, а не на передней панели, как во многих других машинах.
Еще в электрооборудовании менялся регулятор печки. Кондиционера в машине нет, но печка здесь двухзонная, то есть передний пассажир может регулировать температуру так, как ему нравится.
Аккумулятор ставился сразу после покупки, а в процессе эксплуатации по мере перегорания менялись лампочки в фарах. Больше электрика ничем не беспокоила, если не считать нюанса с антенной, который возник этой зимой.
Света в темное время суток хватает, но в современных автомобилях он гораздо лучше. Другое дело, что нет современных фар с рифлеными стеклами, как в этой машине, а химичить с ксеноном или светодиодами не собираюсь. Не было их на 123-х Mercedes и не будет, потому что весь шарм этого автомобиля можно враз испортить такой мелочью. Он должен оставаться ламповым, как ламповые телевизоры, радиоприемники, проигрыватели для виниловых пластинок и что-то еще из той эпохи, откуда пришел 123-й.
Может, оно и к лучшему, что изобилием опций 40 лет назад не страдали даже Mercedes. Здесь стеклоподъемники – и те на «веслах». Из дополнительного оборудования – люк на крыше, причем и он открывается вручную, а не с помощью электропривода.
Но, кстати, правое зеркало с электрорегулировкой, а на крыле перед ним выдвижная антенна с электроприводом. Сейчас зеркало работает, а антенна – нет, но не из-за того, что обрезало шестерни привода антенны, как бывает, если в мороз антенну прихватило льдом. В моем случае этой зимой вышло из строя реле, которое стоит под крылом. Видимо, достала-таки его грязь с солью. Скоро поменяю реле, и должен быть порядок.
В прошлом году перебирались вся подвеска и привод. Менялись шаровые опоры, сайлент-блоки, амортизаторы по кругу, муфты кардана, приводы колес. С запчастями для ходовой части ситуация не такая плачевная, как может показаться, если учесть, сколько лет прошло после того, как производство 123-х Mercedes прекратилось. Тормозные колодки и диски, шаровые опоры и прочее есть в наличии. Сам я из Гомельской области. Заказываю – через день-два привозят.
Жаль, с новыми кузовными запчастями дела обстоят неважно. Молдинги, например, делают турки, но с качеством есть вопрос. Начинаешь ставить и видишь, что без подгонки не обойтись. С новыми передними крыльями та же история: кривые, косые, ставишь – зазоры гуляют.
И еще что касается поиска запчастей, то есть клубы и форумы. В частности, руль был куплен у одноклубника. Обошелся он в 500 рублей. Это на дороге 123-й Mercedes не каждый день встретишь, а зайдите в интернет и увидите, что владельцев таких автомобилей не так уж и мало. Люди помогают и с запчастями, и с решением каких-то технических вопросов, исходя из опыта, как они сами справились с такой же проблемой. В телеграм-канале нас 88 человек, а в Вайбере что-то в районе 125.
И коллективный опыт показывает, что некоторые вещи можно брать от машин других марок. Про генератор не знаю, он замены не требовал, а редукторный стартер понадобился сразу после покупки. Оказалось, что подходит от «Газели». Может, он не такой долговечный, как подержанный оригинальный в очень хорошем состоянии, но зато стоит копейки. А поскольку бэушный оригинальный в идеальном состоянии попробуй сегодня найди, так уж лучше взять новый от «Газели». В этом году, когда первый стартер начал барахлить, я его выкинул и приобрел другой. Стоил он $50.
Со времен, когда я купил Mercedes, много воды утекло. О том, что, находясь на безденежье, я сделал такой странный, как многим казалось, выбор, нисколько не жалею. Когда начал ездить на выставки старых автомобилей и клубные мероприятия, понял, что трачу время и деньги на восстановление этой машины не зря. Такие автомобили не должны погибать под забором.
А теперь ситуация и вовсе изменилась: появились кое-какие финансы, и, главное, вошел во вкус – руки чешутся продолжать. Сейчас мы взяли на восстановление такой же древний, но, наверное, еще более редкий Mercedes, потому что он в кузове «купе», и начали им заниматься. Теперь поставили задачу, насколько позволяют нынешние реалии и техническое состояние этого автомобиля, сразу же делать все как можно ближе к оригиналу.