Когда вы будете читать этот материал, где-то по ледяным дорожкам под Великим Новгородом будет мчать VW Polo, на котором белорусы Дмитрий Никозаченко и Дмитрий Радаман будут участвовать в ралли "Суворов". Почему Polo и почему Россия? Пилот расскажет об этом сам:

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Почему Россия?

– В белорусском ралли все меньше и меньше соревнований. Да, проводим тренировки, пытаемся привлекать новых участников, есть определенные подвижки и в этом направлении, но не все сразу. А ездить хочется, – объясняет Дмитрий Никозаченко. – Из соседних стран проще всего участвовать в России, особенно сейчас, в условиях пандемии.

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Поскольку участвуем в официальных соревнованиях, получаем через автомобильную федерацию разрешительные документы. В 2021 году мы так съездили на несколько российских соревнований, так что опыт участия у соседей имеется. В этом году планируем ехать в Кубке России в классе 1600Н.

Главная цель – очки для финала

Едем не все этапы, так как география этой серии большая: Карелия, Урал, Крым. Но по регламенту надо проехать хотя бы четыре этапа и набрать в них очки, чтобы можно было участвовать в финале. А там за первые три места очки даются в десятикратном размере. Поэтому решающим будет финальный этап, а это "Пушкинские горы" осенью.

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Поэтому наша задача – получить четыре финиша перед финалом. Мы на всякий случай нацелились на пять этапов: один зимний и четыре, которые пройдут весной и летом, то есть уже по грунту.

Сейчас отправляемся на ралли "Суворов" в Новгородскую область. Также у нас в планах в конце апреля "Голубые озера" в Псковской области, потом еще будут гонки "Выборг" и "Санкт-Петербург" в Ленинградской области и "900 озер" опять в Псковской. Кроме этого, собираемся участвовать в ралли "Псков" – оно относится к чемпионату России, но параллельным зачетом будет проходить и совместный (выездной) этап белорусского чемпионата, так что тоже поедем.

Под российскими флагами

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Мы участвуем в российских соревнованиях, и на этот сезон там получили спортивные лицензии, поэтому и флаги на машине российские: по спортивным правилам именно лицензия определяет принадлежность участника к той или иной стране.

Я езжу в ралли с конца 2016 года, а с 2021-го у меня новый штурман Дмитрий Радаман. Он быстро освоил свою работу, хорошо влился в коллектив и оказывает всяческую поддержку.

На льду хватит и Polo

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

На зимний этап мы поедем на проверенном боевом Volkswagen Polo. У нас их два, ездим то на одном, то на другом. Автомобиль подготовили с учетом российских технических требований.

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Само собой, автомобиль подготовлен для участия в ралли. Каркас безопасности, спортивные кресла, спортивная подвеска с выносными бачками. На эту гонку еще и "люстру" светодиодную прикупили для вечерних спецучастков.

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Соперникам, конечно, уступаем по мощности: двигатель стандартный, от Polo GTI, при объеме 1,6 литра развивает всего 125 лошадиных сил и 152 ньютон-метра. Но делаем упор на надежность, которая очень важна в ралли. И зимой на таком двигателе ехать проще, чем на зажатом, с которым надо очень точно дозировать тягу и контролировать обороты: то не тянет, то срывает колеса в букс. Да и в целом по динамике для зимы машина неплохая.

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Выручают короткие передачи в коробке. Ее, кстати, перед гонкой сняли для профилактического ремонта – и правильно сделали: пусть и некритичные, но вопросы по ней обнаружились, так что их закрыли своевременно. Коробка, кстати, не кулачковая, с синхронизаторами, но в ней – прямозубый ряд Volkswagen Motorsport. Блокировка дисковая.

По гравию поедет Civic

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

А на лето у нас план такой. У меня есть кольцевая Honda Civic, на которой я в странах Балтии выступал. Мы решили дать ей вторую жизнь: подготовить под ралли, поставить на гравийную подвеску. У нее 1,6-литровый двигатель, так что машина также попадает в российский класс Р1600. Он слегка доработан, в основе 170-сильная версия, но сейчас там 190 сил. И в загашнике два запасных мотора, так что есть из чего выбирать. А еще есть две хорошо собранные коробки с короткими передачами и дисковыми блокировками. Скажем так: моторами и коробками Civic обеспечен на несколько сезонов.

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Почему сразу не едем на Honda? Во-первых, автомобиль еще пока не приведен в то состояние, в котором можно выезжать на ралли. Во-вторых, для зимы, думаю, лучше подойдет Polo – даже на нем не всегда получается ехать в "полный газ". Трассу обещают накрученную, поэтому, думаю, с точки зрения мощности мне вполне хватит и этой машины.

В первый выезд мы не нацелены на самые высокие места: главная задача – набрать очки. А как пойдет, посмотрим: ралли – дисциплина непредсказуемая. Я всегда трезво оцениваю свой уровень, но скажу так: заехать в тройку шансы есть всегда. В предварительном списке участников в нашем классе – 7 экипажей, может, еще кто-то добавится. Думаю, будет жарко.

Тренировки

В прошлом году организовали одну тренировку перед зимой – попрощались с гравием на полгода. На шипах мы еще не выезжали: процесс подготовки машины несколько затянулся, все, на что я могу рассчитывать, это немного протрясти машину перед выездом на гонку.

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

В этом году мы планируем целый ряд учебно-тренировочных сборов, чтобы и действующие спортсмены могли выехать, и новички. И сами будем, конечно, тренироваться.

О расходах

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Стартовый взнос в нашем классе – около 250 долларов. Но это не самая большая часть расходов. В случае с российскими гонками немало уходит на транспортные расходы, проживание и т.д. При этом выезжать мы стараемся бюджетно: в роли тягача для прицепа, "технички" и автомобиля ознакомления с трассой выступает пикап Toyota Tundra, в который загружаем все вещи и инструменты и едем вчетвером (я, штурман и наши помощники). Туда около 1000 километров, обратно столько же, плюс там добрых 500. То есть на круг не менее 2500 километров.

Polo на зиму, Civic на лето, но бюджетно. Белорусы рассказали, как недорого ехать в российском ралли

Ну и топливо для спортивного автомобиля. Хотя в этом отношении Polo можно считать экономичным: расходует он примерно 30 литров на 100 километров в боевом режиме и около 10 литров на 100 километров на перегонах. Итого на гонку около 80 литров 98-го бензина. Плюс российские страховки на обе машины, проживание – гостиницы мы тоже пытаемся брать из числа бюджетных. И это статьи расходов, которые сопровождают любой выезд. А после гонки надо восстанавливать автомобиль и готовить его к следующему этапу. Тут уже надо смотреть, как досталось машине в последний раз. Бывает по-разному...

Наш вердикт

Подход Дмитрия лично мне понятен и близок, потому что сам так в свое время в ралли ездил: бюджетный класс техники и выезд на гонку без излишеств обеспечивают относительно низкий уровень расходов. Лучше бюджетно выехать пять раз и получить как можно больше "наката" в разных соревнованиях, чем за те же деньги "освоить" всего две или три гонки "богато" и на более дорогой машине. Скорость в этой дисциплине в очень большой степени зависит от "наката", слаженности экипажа и водительского мастерства. Так что, если бюджет ограничен, вкладывать в первую очередь стоит в тренировки, гонки, надежность автомобиля и уже затем в его скорость.