Когда вы будете читать этот материал, где-то по ледяным дорожкам под Великим Новгородом будет мчать VW Polo, на котором белорусы Дмитрий Никозаченко и Дмитрий Радаман будут участвовать в ралли "Суворов". Почему Polo и почему Россия? Пилот расскажет об этом сам:
Почему Россия?
– В белорусском ралли все меньше и меньше соревнований. Да, проводим тренировки, пытаемся привлекать новых участников, есть определенные подвижки и в этом направлении, но не все сразу. А ездить хочется, – объясняет Дмитрий Никозаченко. – Из соседних стран проще всего участвовать в России, особенно сейчас, в условиях пандемии.
Поскольку участвуем в официальных соревнованиях, получаем через автомобильную федерацию разрешительные документы. В 2021 году мы так съездили на несколько российских соревнований, так что опыт участия у соседей имеется. В этом году планируем ехать в Кубке России в классе 1600Н.
Главная цель – очки для финала
Едем не все этапы, так как география этой серии большая: Карелия, Урал, Крым. Но по регламенту надо проехать хотя бы четыре этапа и набрать в них очки, чтобы можно было участвовать в финале. А там за первые три места очки даются в десятикратном размере. Поэтому решающим будет финальный этап, а это "Пушкинские горы" осенью.
Поэтому наша задача – получить четыре финиша перед финалом. Мы на всякий случай нацелились на пять этапов: один зимний и четыре, которые пройдут весной и летом, то есть уже по грунту.
Сейчас отправляемся на ралли "Суворов" в Новгородскую область. Также у нас в планах в конце апреля "Голубые озера" в Псковской области, потом еще будут гонки "Выборг" и "Санкт-Петербург" в Ленинградской области и "900 озер" опять в Псковской. Кроме этого, собираемся участвовать в ралли "Псков" – оно относится к чемпионату России, но параллельным зачетом будет проходить и совместный (выездной) этап белорусского чемпионата, так что тоже поедем.
Под российскими флагами
Мы участвуем в российских соревнованиях, и на этот сезон там получили спортивные лицензии, поэтому и флаги на машине российские: по спортивным правилам именно лицензия определяет принадлежность участника к той или иной стране.
Я езжу в ралли с конца 2016 года, а с 2021-го у меня новый штурман Дмитрий Радаман. Он быстро освоил свою работу, хорошо влился в коллектив и оказывает всяческую поддержку.
На льду хватит и Polo
На зимний этап мы поедем на проверенном боевом Volkswagen Polo. У нас их два, ездим то на одном, то на другом. Автомобиль подготовили с учетом российских технических требований.
Само собой, автомобиль подготовлен для участия в ралли. Каркас безопасности, спортивные кресла, спортивная подвеска с выносными бачками. На эту гонку еще и "люстру" светодиодную прикупили для вечерних спецучастков.
Соперникам, конечно, уступаем по мощности: двигатель стандартный, от Polo GTI, при объеме 1,6 литра развивает всего 125 лошадиных сил и 152 ньютон-метра. Но делаем упор на надежность, которая очень важна в ралли. И зимой на таком двигателе ехать проще, чем на зажатом, с которым надо очень точно дозировать тягу и контролировать обороты: то не тянет, то срывает колеса в букс. Да и в целом по динамике для зимы машина неплохая.
Выручают короткие передачи в коробке. Ее, кстати, перед гонкой сняли для профилактического ремонта – и правильно сделали: пусть и некритичные, но вопросы по ней обнаружились, так что их закрыли своевременно. Коробка, кстати, не кулачковая, с синхронизаторами, но в ней – прямозубый ряд Volkswagen Motorsport. Блокировка дисковая.
По гравию поедет Civic
А на лето у нас план такой. У меня есть кольцевая Honda Civic, на которой я в странах Балтии выступал. Мы решили дать ей вторую жизнь: подготовить под ралли, поставить на гравийную подвеску. У нее 1,6-литровый двигатель, так что машина также попадает в российский класс Р1600. Он слегка доработан, в основе 170-сильная версия, но сейчас там 190 сил. И в загашнике два запасных мотора, так что есть из чего выбирать. А еще есть две хорошо собранные коробки с короткими передачами и дисковыми блокировками. Скажем так: моторами и коробками Civic обеспечен на несколько сезонов.
Почему сразу не едем на Honda? Во-первых, автомобиль еще пока не приведен в то состояние, в котором можно выезжать на ралли. Во-вторых, для зимы, думаю, лучше подойдет Polo – даже на нем не всегда получается ехать в "полный газ". Трассу обещают накрученную, поэтому, думаю, с точки зрения мощности мне вполне хватит и этой машины.
В первый выезд мы не нацелены на самые высокие места: главная задача – набрать очки. А как пойдет, посмотрим: ралли – дисциплина непредсказуемая. Я всегда трезво оцениваю свой уровень, но скажу так: заехать в тройку шансы есть всегда. В предварительном списке участников в нашем классе – 7 экипажей, может, еще кто-то добавится. Думаю, будет жарко.
Тренировки
В прошлом году организовали одну тренировку перед зимой – попрощались с гравием на полгода. На шипах мы еще не выезжали: процесс подготовки машины несколько затянулся, все, на что я могу рассчитывать, это немного протрясти машину перед выездом на гонку.
В этом году мы планируем целый ряд учебно-тренировочных сборов, чтобы и действующие спортсмены могли выехать, и новички. И сами будем, конечно, тренироваться.
О расходах
Стартовый взнос в нашем классе – около 250 долларов. Но это не самая большая часть расходов. В случае с российскими гонками немало уходит на транспортные расходы, проживание и т.д. При этом выезжать мы стараемся бюджетно: в роли тягача для прицепа, "технички" и автомобиля ознакомления с трассой выступает пикап Toyota Tundra, в который загружаем все вещи и инструменты и едем вчетвером (я, штурман и наши помощники). Туда около 1000 километров, обратно столько же, плюс там добрых 500. То есть на круг не менее 2500 километров.
Ну и топливо для спортивного автомобиля. Хотя в этом отношении Polo можно считать экономичным: расходует он примерно 30 литров на 100 километров в боевом режиме и около 10 литров на 100 километров на перегонах. Итого на гонку около 80 литров 98-го бензина. Плюс российские страховки на обе машины, проживание – гостиницы мы тоже пытаемся брать из числа бюджетных. И это статьи расходов, которые сопровождают любой выезд. А после гонки надо восстанавливать автомобиль и готовить его к следующему этапу. Тут уже надо смотреть, как досталось машине в последний раз. Бывает по-разному...
Наш вердикт
Подход Дмитрия лично мне понятен и близок, потому что сам так в свое время в ралли ездил: бюджетный класс техники и выезд на гонку без излишеств обеспечивают относительно низкий уровень расходов. Лучше бюджетно выехать пять раз и получить как можно больше "наката" в разных соревнованиях, чем за те же деньги "освоить" всего две или три гонки "богато" и на более дорогой машине. Скорость в этой дисциплине в очень большой степени зависит от "наката", слаженности экипажа и водительского мастерства. Так что, если бюджет ограничен, вкладывать в первую очередь стоит в тренировки, гонки, надежность автомобиля и уже затем в его скорость.