Польская таможня перестала пропускать машины с объёмом двигателя более 1 900 куб. см, которые предназначаются для экспорта в страны ЕАЭС — в частности, Беларусь и Россию. Новость всколыхнула отечественное инфополе, а также привела к огромным очередям на границе. Редакция av.by попыталась разобраться в сути изменений и поговорила с представителями автобизнеса.
Кратко: что происходит на польской границе?
С вечера пятницы по чатам перегонщиков и дальнобоев стала гулять информация, якобы Польша теперь не пропускает экспортируемые в Беларусь и Россию автомобили с объёмом двигателя более 1 900 кубических сантиметров.
Сперва сведения передавались с чьих-то слов, однако уже в субботу стали мелькать фотографии с объявлением, размещённым, как утверждается, польскими таможенниками в пункте пропуска. bolshoi_autoblog опубликовал пост с этими снимками. Блогер сообщил редакции, что изображения ему прислали подписчики.
— Я сам только из Бяла-Подляски — наблюдал там даже драку в очереди. Фото с уведомлением друг другу отправляли перегонщики — эта бумажка висит на польской стороне, её много кто снимал с разных ракурсов.
![]() |
![]() |
Согласно уведомлению, теперь для вывоза машины нужно предоставить таможне документ от производителя, подтверждающий право экспорта автомобиля за пределы Евросоюза.
Вдобавок автоизготовителю придётся подтвердить, что ему известен конечный собственник машины и она будет перемещаться через территорию Беларуси и России транзитом в третью страну, а во время транзита авто не перепродадут.
Более того, официальная бумага должна указывать, что производитель знает продавца и покупателя транспортного средства, а сама сделка не будет использована для обхода международных санкций.
![]() |
![]() |
В конце текста присутствует ссылка на Регламент Совета (ЕС) № 833/2014, где перечислены группы товаров и отдельные наименования, подпадающие под санкции.
Директор «БелАукцион-Групп»: «С объёмом более 1,9 л и дороже €50 тысяч — развернут, авто из США — пропустят»
Мы обратились за комментарием к постоянному эксперту редакции — Виталию Скребцу, директору «БелАукцион-Групп». По его словам, вместе с партнёрами по бизнесу они следят за ситуацией на границе, но пока не переживают, ожидая официальной информации от таможенной службы Польши.
— Наверное, как и многие игроки автобизнеса, мы ждём понедельника, так как информация, что польская таможня не оформляет экспортные декларации на машины с объёмом двигателя более 1 900 «кубиков» и дороже 50 тысяч евро, появилась только в пятницу. Даже если экспортная декларация была оформлена заранее и в другой стране, такой автомобиль всё равно не пропускают.
Мы перечитывали и перепроверяли закон — никаких изменений не произошло, потому предположу: вероятно, у польской таможни появилась некая внутренняя инструкция. Так ли это, станет известно только на предстоящей неделе.
После первого разговора Виталий связался со своими партнёрами для уточнения деталей. Затем наш диалог продолжился.
— Обстановка следующая: не пропускают как машины, идущие «самоходом» (методом индивидуального перегона. — Прим. авт.), так и тралы. Отбирают по двум критериям: если объём двигателя превышает 1 900 кубических сантиметров, а также если стоимость — более 50 тысяч евро.
Уже есть ситуации, когда условные «Пежо» с двигателями 1 920 «кубиков» не пропускали. Если на автовозе машина, подпадающая под один из критериев, то её разворачивают. Тогда водитель отправляется на стоянку, где снимает «непроходной» автомобиль. Далее возвращается в очередь.
Вероятно, многие будут ждать понедельника, после чего попытаются проехать через Латвию. Путь неблизкий, не факт, что успеют, если страна тоже введёт дополнительные ограничения.
— При этом автомобили из Америки, на которые оформляется транзитная декларация, в Беларусь, скорее всего, доедут. Экспортные декларации на машины из Европы, подпадающие под эти два критерия, не оформляются.
— Мне кажется, польское правительство узнало про какие-то лазейки и серые схемы для ввоза «подсанкционки» или зафиксировало их, вот там и решили разобраться. К примеру, когда дорогостоящие модели вроде Ferrari или Bentley перевозили в Беларусь «самоходом». Разумеется, их государственные организации в выходные недоступны, потому пояснения и порядок действий станут известны завтра (беседа происходила накануне публикации материала. — Прим. авт.).
— Сейчас водители автовозов расселились по отелям и попросту ждут рабочего дня. У нас тоже есть машины, которые в понедельник планируем забирать в Клайпеде. Как только водители доберутся туда, станет более понятно.
Водитель автовоза: «Все сидят в гостиницах — ждут команды»
Поговорили и с другим представителем сферы доставки транспорта в Беларусь — водителем автовоза (с ним редакция проводила интервью ещё в 2022-м). Мужчина оперативно вышел на связь, однако уточнил, что находится на отдыхе. При этом, по его словам, активно следит за происходящим.
— Ситуация складывается так, что сейчас я знаю ровно столько, сколько и вы. Польша не пропускает машины с объёмом двигателя более 1 900 «кубиков», будь это легковушка или коммерческий транспорт. Причина — санкции. Как перевозить автомобили, пока непонятно. Вот только начали искать информацию и возможные пути.
Водители сидят в гостиницах с момента, когда всё это случилось. Ждут команды, но другого выхода нет, — комментирует мужчина.
Автоподборщики: «Ограничения и так были, но Польша просто их не придерживалась»
Представители компании Selectcar, которая занимается подбором авто в Беларуси и Европе, также высказались о произошедшем.
— Со вчерашнего дня Польша разворачивает все автомобили объёмом больше 1,9 л. Некоторым аннулируют уже выданный ЕХ, экспортную декларацию — документ, подтверждающий вывоз товара за пределы Европейского союза.
— Объясняют по-разному, но понятно, что причина в санкциях. У меня нет сведений о том, почему ограничения применяются к авто, принадлежащим жителям Грузии и Казахстана. Мы отправляем машины из Европы только в Беларусь.
Есть информация, что у некоторых получается оформить автомобиль и выехать через Латвию. Но там тоже нужен свой набор документов — и чтобы всё было в порядке и прозрачно.
Мнение коллег разделяют в avto-device.by, где соотечественникам также подбирают автомобили в странах ЕС и Беларуси.
— Информация от моих коллег и партнёров не отличается от того, что вы можете найти в интернете. Мол, приехал министр транспорта Польши и распорядился не выпускать автомобили с объёмом двигателя более 1,9 литра. В целом эти ограничения в рамках последнего пакета санкций и так действовали, но Польша просто не придерживалась его, по-прежнему оформляя машины. Вероятно, что-то произошло, так как они до 1 апреля приостановили экспорт данных авто.
На самом деле этого следовало ожидать, ведь Литва уже давным-давно не пропускает экземпляры с объёмом более 1 500 куб. см.
— Чтобы машины проехали, нужно предоставить справку от производителя, что тот не против вывоза автомобиля на территорию ЕАЭС. Естественно, маловероятно получение такого разрешения физическим лицом от завода-изготовителя. Не вижу, как это может быть возможно, — отмечает собеседник. — На мой взгляд, заниматься подобным им невыгодно и бессмысленно.
Некоторые знакомые говорят: сейчас вообще не пропускают авто, перегоняемые самостоятельно. Уточняют, якобы автовозы, где машины оформляются как груз, всё-таки проезжают. На сегодня остаётся вариант ехать через Латвию и пробовать там — это уже круг в 500 км. Вдобавок латыши сами по себе достаточно специфические ребята, могут отказать в оформлении. Тем не менее пока сохраняются способы, как это сделать.