Ее жизнь можно разделить на условные два периода. Первый вместил в себя постоянные переезды из одной страны соцлагеря в другую, службу в армии и кошмар 90-х. Второй, для уравновешивания, тихий и размеренный. Семья Соколовых перебралась в Беларусь в начале «нулевых», чтобы именно здесь растить своих детей. В Ставах они живут 20 лет, и почти 18 из них Ольга заведует Ставским сельским Домом культуры. И чувствует, что именно здесь она на своем месте.
Ольга родилась и выросла в семье советских военнослужащих, из-за чего их немало помотало по свету. Ее родители познакомились, поженились и родили первую дочку в Рустави (Грузия). В Ольгином же свидетельстве о рождении записан Улан-Батор: в это время отец уже служил в Монголии. Через 5 лет семью с двумя детьми ждал новый переезд – в белорусский город Молодечно, который, как говорится, запал им в душу. Здесь Ольга пошла в школу, активно занималась легкой атлетикой, ходила в художественную школу и солировала в школьном хоре. Петь вообще очень любила. И даже заняла второе место на республиканском этапе молодежного фестиваля политической песни «Красная гвоздика». Старшее поколение наверняка этот фестиваль помнит…
Увы, отца в очередной раз перевели. На этот раз – в Будапешт, где базировались управление и штаб Южной группы войск. Здесь Ольга закончила школу и отучилась на курсах машинистки-стенографистки. Потом опять были Молодечно, опять Рустави… В Грузии они оставались до 1993 года, когда Советский Союз уже развалился, а отношение к русским стало резко негативным. И только когда семьи военнослужащих вывезли военно-транспортными самолетами в Ставропольский край, в город Невинномыск, они почувствовали себя в безопасности.
Встретила свою судьбу
Но именно там, в Рустави, Ольга познакомилась с Петром, своим будущим мужем-белорусом. Его родители тоже были военнослужащими и жили в соседнем подъезде. Случилась любовь-морковь, в 1991 году, когда Петр проходил срочную службу, у них родился первенец, потом Ольгин муж отправился служить по контракту на Северном Кавказе. …Но и в Невинномыске, где они сначала жили в общежитии, а потом снимали квартиру, было неспокойно. Ольга к тому времени стала военнослужащей, приняла присягу и ходила на службу в военной форме. И все чаще в семье поговаривали, что надо уехать в Беларусь, тихую и спокойную, которую Ольга успела полюбить всем сердцем. Решающим фактором для переезда стала ее вторая беременность. Ольга долго скрывала ее на службе, ходила в бесформенном камуфляже, до ухода в декрет бегала и стреляла на учениях вместе со всеми, но уже твердо знала: второго ребенка она будет рожать не здесь.
Уехали в тихую Беларусь
Так и получилось. В 1999 году Соколовы приехали в Высокое, где уже жили родители Петра, и родили второго мальчика. Спустя несколько лет с помощью тех же родителей они купили дом в Ставах. Ольга устроилась нянечкой в детский сад, проработала в нем около года. Пока однажды, прогуливаясь с Петром по деревне, не обратила внимания на здание с массивной деревянной дверью и амбарным замком. «Это сельский клуб», – пояснил Петр. «Надо же, – обрадовалась Ольга. – А я петь умею. И рисовать тоже. Как бы я хотела здесь работать!» Через пару дней она набралась решимости позвонить и предложить свои услуги. А через две недели ей перезвонили и предложили должность заведующей клубом. Было это в феврале 2004 года.
«Пришла, а здесь ничего нет. Чтобы дискотеки для молодежи проводить, приносила из дома свой музыкальной центр, – улыбаясь, вспоминает Ольга. – А к 9 мая свой первый концерт кровь из носа нужно готовить. Спасибо Николаю Константиновичу Громику, проникся нашей ситуацией, привез аппаратуру. Концерт, судя по откликам, получился замечательный».
И поет, и рисует
С тех пор Ольга Викторовна успела поступить на заочное отделение в Пинское государственное училище искусств, закончить его по специальности режиссер и ведущий массовых программ и с головой погрузиться в работу клуба. Сейчас она здесь единственный культработник. Ведет кружки декоративно-прикладного искусства для детей (жгут, декупаж, джутовая филигрань, роспись по стеклу и т. д.), ставит с ними инсценировки, водит на экскурсии, устраивает праздники, придумывает игровые программы, к подготовке больших мероприятий привлекает взрослых. В клубе выставлено множество очень интересных работ, выполненных детьми и их наставницей в разных техниках. С Ольгой понятно: художественная школа за плечами, пусть и незаконченная. Но и работы некоторых детей выполнены почти профессионально. К примеру, Вики Нестерук. «Очень талантливая девочка», – отзывается о ней Ольга. Много лет на пике популярности держится роспись по стеклу, учиться ей ходят даже мальчики. Некоторым техникам Ольга вначале училась сама. В том числе – росписи по батику и работе с кожей. Сделанные ею кожаные бутылочки (стеклянные бутылки красивой формы обтягиваются мягкой натуральной кожей со старых курток, которая искусственно «старится» на сгибах) смотрятся настолько солидно и эффектно, что лучше подарка и не придумаешь. Ольга их и дарит. Ее бутылочки добрались даже до Москвы, Голландии и Польши.
А еще она поет и учит петь детей: в клубе работает вокальный кружок. Дважды сама Ольга Викторовна и две девочки из этого кружка участвовали в российском вокальном дистанционном конкурсе «Серебряный дождь» и оба раза становились дипломантами. «Потому что я люблю свою работу, и мне хочется, чтобы и другие видели и оценили, что мы умеем и ради чего сюда приходим», – поясняет Ольга Соколова.
За 18 лет в клуб к ней приходило столько детей, что уже и не счесть. Сейчас, к сожалению, все по-другому. Самих детей в деревне осталось немного: всего 54, включая самых маленьких. Но уже с детсадовского возраста некоторых из них мамы приводят в клуб петь, рисовать и мастерить поделки. Или дети сами прибегают. Вместе им интересно. Ольга Викторовна всегда что-нибудь такое придумает! Недавно вот ходили на погранзаставу. Там их встретили как дорогих гостей: сводили в музей, показали, как учат собак брать след и задерживать нарушителей, позволили посидеть в кабине военного автомобиля. Впечатлений было – выше крыши…
Вот только молодежи в деревне мало, огорчается Ольга. Дети вырастают, уезжают учиться и не возвращаются. Нынешнее поколение наверняка поступит также. Но ей хочется верить: время, проведенное детьми в сельском клубе, делает их как личностей ярче, интереснее и успешнее.
Собственно, ради этого она и работает.