Права ребенка vs права учителя: где искать идеальную формулу образования?

16.09.2019 15:10
Общество

Школа, доска.

Колумнист Sputnik Александр Шпаковский задался вопросом: не перестарались ли мы с защитой прав учеников и, как следствие, поставили учителя в очень уязвимое положение?

Неприятный инцидент в гомельской школе, когда ученики 4-го класса сняли на видео, как учитель ругается матом на их одноклассника и при этом держит над его головой парту, дает повод задуматься о наличии определенных проблем в отечественной системе среднего образования.

Это вопросы дисциплины и безопасности образовательного процесса, которые связаны не только с соблюдением прав несовершеннолетних, но также с созданием определенного механизма защиты для педагогов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Нет человека – нет проблемы?

Не нужно забывать, что за последние несколько лет в Беларуси вследствие нападений со стороны школьников один учитель был тяжело ранен, а второй – вообще убит. После этого много рассуждали о появлении в школах неких охранных структур, однако дальше разговоров дело не пошло.

Подавляющее большинство педагогического состава (более 85%) в наших школах – женщины. И как им защитить себя от случаев физической агрессии – совершенно непонятно. Не говоря уже об оскорблениях и насмешках со стороны учащихся, на которые вообще никто давно не обращает особого внимания.

Можно, конечно, начать рассуждать о том, что профессиональный педагог сумеет выстроить свои отношения с учениками так, чтобы до подобных ситуаций не доходило. И в гомельской школе мы имеем дело не со вчерашним выпускником университета, а с опытным учителем высшей категории, у которой за плечами 37 лет педагогического стажа не только без взысканий, но и с многочисленными благодарностями, грамотами и поощрениями.

Вспомните недавнюю историю с осуждением директора средней школы в Пинске, который также был далеко не мальчиком в педагогике, имел прекрасные характеристики, но из-за конфликта не справился с эмоциями и нанес незначительные телесные увечья провоцировавшим его несовершеннолетним.

Можно припомнить и другие эпизоды, когда учителя срывались и доходили до нецензурной брани и физического насилия, за что впоследствии несли дисциплинарную и уголовную ответственность.

Реакция со стороны государства в таких ситуациях объективно формальная – "закон суров, но это закон", и педагог несет всю полноту наказания согласно нормам трудового, административного и уголовного законодательства. Ту же гомельскую учительницу чиновники просто уволили по статье, одним решением перечеркнув все былые заслуги.

Но сталинская формула "нет человека – нет проблемы" в данном случае не работает. Ведь вопрос не в отдельно взятой личности, а в недостатках системы.

Как защитить учителей?

Удивительно, что никто не задается вопросом, почему взрослые, хорошо образованные, законопослушные люди вдруг начинают выходить из себя, нецензурно ругаться, а то и решать конфликт с помощью физического воздействия.

А ведь, на самом деле, какие инструменты есть у учителя для того, чтобы защитить свою честь и достоинство? Кричать нельзя, выставить нарушителя за дверь нельзя, а о том, чтобы поставить в угол, как это было в нашем босоногом детстве, даже подумать страшно – "психологическое насилие над ребенком". При малейшей чрезвычайной ситуации в школу прибегают современные мамы-папы, отлично знающие свои права, пишут жалобы "куда надо", и педагог теряет работу.

Школьники конспиративно записывают учителей на диктофон, снимают на камеры, а впоследствии монтируют эти материалы таким образом, чтобы исключительно педагога выставить в негативном свете, и распространяют в социальных сетях.

Парадоксально, но факт: подобная "самодеятельность", которая является абсолютно незаконной, в итоге принимается компетентными структурами в качестве доказательства вины и служит основанием для принятия решений о судьбе человека.

Так как же вести себя педагогу в случае возникновения внештатной ситуации, с учетом столь пристального внимания к "правам ребенка"? Сделать устное замечание? Смешно и неудобно, ибо хулиганы плевать на это хотели! В обычной ситуации учителя просто проигнорируют, а могут и матом послать по известному адресу или кое-что похуже.

Может, стоит вызвать милицию? Так это значит ввязаться в тяжбу по административному правонарушению с родителями учащегося, да и далеко не всякая администрация будет рада "скандалу" в родной альма-матер. Звонок из районного управления образования с вопросом "что там у вас опять произошло?" чаще всего вызывает нервную дрожь у директора, которая затем по цепочке передается заместителям по учебной и воспитательной работе, а впоследствии доходит до несчастного педагога, который из жертвы становится обвиняемым, потому как "это все произошло из-за вас, Мария Петровна".

Поэтому у рядовых учителей и даже у руководителей учреждений образования иногда сдают нервы, что их, естественно, не оправдывает с точки зрения закона, но позволяет понять "по совести". Степень эмоционального выгорания у белорусских учителей чрезвычайно высока, о чем, собственно, и свидетельствуют все вышеперечисленные казусы. Ведь, чтобы заработать в школе мало-мальски приличные деньги, педагог должен вести по шесть уроков в день плюс классное руководство, а кроме того, безропотно участвовать в различных мероприятиях, которые имеют весьма формальное отношение к образовательному процессу, но спускаются на школу в виде "общественной нагрузки".

В сухом остатке

Сейчас крайне остро стоит вопрос о защите прав учителей. В погоне за "правами ребенка" общество несколько упустило из виду эту тему. Крайне важно определиться с тем, как мы видим процесс образования: либо школа – цирк, а учителя в ней клоуны или "старшие партнеры" для детей, либо это реальная кладовая знаний и кузница кадров.

Если второе, то необходимо иметь совершенно конкретные меры воздействия на тех, кто мешает организации образовательного процесса, а также к их родителям. Не исключено, что стоит оборудовать классные помещения видеокамерами, чтобы иметь возможность полно и надлежаще разбираться в каждом конфликте, наделить администрацию школы правом временного отстранения отдельных учащихся от занятий до прибытия родителей.

Нужно перестать гнаться за показателями и не бояться выставлять двоечникам заслуженные "ноли" и "колы", вернуть практику отчисления из школ и выдачи справок вместо аттестата о среднем образовании.

Не нужно забывать, что учитель – это опора государства и он должен быть всесторонне защищен законом, в этом случае неповиновение законному требованию учителя должно иметь конкретные правовые последствия, как в случае с неповиновением законному требованию сотрудника милиции.

Наведение порядка в этом вопросе – первоочередная задача, иначе подобных "тревожных звоночков" будет все больше.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Источник: Sputnik
Фото: из открытых источников (иллюстрация)
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 1
Виталий Харько
Абсолютно согласен с автором
17.09.2019 21:58
Популярные новости
Больше новостей