Креативный и активный, талантливый поэт и организатор, "Мистер Х", "Усатый нянь", впрочем, в нашем случае - без усов… В эти дни без пяти минут выпускник Рогачевского государственного индустриально-педагогического колледжа Никита Шлеменков проходит практику в детском саду №145 города Гомеля. С первого дня понял, что это его призвание. Уже в середине августа молодой человек прибудет сюда на свое первое рабочее место. Корреспондент БЕЛТА узнала о выборе профессии и планах на будущее, а связаны они с высшим пилотажем в дошкольном образовании.
Охраняя тихий час
Беседуем с будущим воспитателем шепотом, когда в спальне тихо посапывают его подопечные. Разместились в джунглях, точнее - тематически оформленной раздевалке, где на картинках из-за лиан и тропических растений выглядывают слоны, жирафы, зебры и экзотические птицы. В разговоре практикант периодически заботливо заглядывает в спальню, охраняя покой тихого часа, о котором так ностальгируют многие взрослые.
Никита Шлеменков - единственный на всех потоках парень, осваивающий профессию воспитателя в Рогачевском государственном индустриально-педагогическом колледже. Внимания, особенного женского, в избытке. За последние три года выработалась привычка блистать, удивлять, креативить. Именно в Рогачеве его закрутило в вихре творчества. Сначала представлял колледж на молодежном балу в Гомеле и с тех пор открывал все новые грани своих талантов. Потом победил в рогачевском конкурсе "Мистер Х", завоевал десятки дипломов в конкурсах поэзии и других творческих состязаниях. Привык быть в эпицентре событий, успевая и оценки получать на уровне, и имидж колледжа продвигать. Впрочем, молодежные инициативы в учреждении образования знают, как поддерживать. "Созданы все условия и для учебы, и для творчества. Очень нравится база и подход в колледже. Если ты заинтересован в знаниях, в обучении, то однозначно возьмешь максимум", - подтверждает он.
Родом молодой человек из районного центра Корма Гомельской области. После девятого класса парень определялся с поступлением. Балл у выпускника кормянской школы был достаточно высокий, поэтому, признается молодой человек, делал выбор между творческим и педагогическим направлениями. Второе оказалось чуть ближе. Затем выбирал между Гомелем и Рогачевом, сердцу отозвался райцентр. Время показывает, что выбор правильный, подчеркивает парень.
Это касается и практики. Как раз тот случай, когда пришел, увидел, полюбил с первого взгляда. Впрочем, про детский сад №145 Гомеля Никита Шлеменков не раз слышал и метил целенаправленно. О нем узнал от своей родственницы из Гомеля. Тетя молодого человека строитель по специальности, она выполняла профильные работы в учреждении. И изнутри увидела, какая здесь атмосфера, база и коллектив, поэтому и посоветовала родному человеку. "Я как раз рассматривал варианты для прохождения практики, но так как курс выпускной, сразу прицеливался на долгосрочную перспективу. Связался с руководством, озвучил свое намерение пройти практику здесь с возможностью дальнейшего трудоустройства. Меня пригласили познакомиться. Заместитель заведующего Татьяна Михайловна провела мне экскурсию по детскому саду, все показала и рассказала", - делится предысторией молодой человек.
И теперь до середины июня Никита Антонович - не просто проходит практику и работает, а наслаждается процессом. Ожидания и реальность, говорит, полностью совпали. Правда, на некоторое время придется сделать паузу: сдать государственные экзамены, получить диплом и отпраздновать выпускной. А в середине августа молодой специалист планирует прибыть на полноценную работу. Предварительное распределение подтверждено.
Путь к сердцу детей
Никита Антонович - не просто воспитатель, он друг, наставник, помощник. Все дети обожают молодого парня-воспитателя. С ним всем легко и интересно, да и имя-отчество - просто песня, без шипящих, свистящих и "рычащих". Да простят логопеды, все звуки на своих местах и без их помощи. Но не в этом главное. Парень с легкостью находит ключик к каждому маленькому сердечку, которое безошибочно сканирует и считывает искренность и любовь.
"Без любви к детям в нашей профессии невозможно", - железобетонно утверждает воспитатель. Сразу интересуемся, откуда у молодого человека столько любви к неугомонным, порой шкодливым, местами вредным, но таким забавным вечным двигателям. "Так воспитан, наверное. У меня младшие брат и сестра. Все само собой происходит", - отвечает он.
Главным своим принципом и орудием в работе он считает правду. Правда - как щит, а любовь к детям - меч, которым он и завоевывает сердца малышей.
При этом с Никитой Антоновичем не забалуешь, это понимает каждый: и переживающие кризис трехлетки, и егозы-пятилетки, проверяющие границы дозволенного, и готовящиеся к детсадовскому дембелю выпускники. Все потому, что воспитатель знает верную пропорцию любви и строгости. "Дети - не солдаты, им не нужно приказывать, но важно объяснять правила. Так всем все будет понятно", - подчеркивает молодой педагог. Он видит свою задачу в том, чтобы донести крохам классическое: "Что такое хорошо и что такое плохо".
Не обходится и без поощрения за хорошее поведение. Так, однажды устроил сюрприз целой группе: после сна каждый ребенок обнаружил в своем шкафчике наклейку. Счастью детворы не было предела.
Активно использует креативные методы, к примеру, обожают дети нетрадиционные техники рисования. Картины ладошками - одна из любимых техник юных творцов. Кого-то может смутить организация самого процесса с возможным переходом творения не только на "холст", но и другие поверхности, но только не Никиту Антоновича. Он не видит проблемы в том, чтобы после создания шедевра местного значения, элементарно помочь отмыть ладошки 12-15 юным художникам.
На время практики Никита выполняет функции подменного воспитателя. И в течение рабочей недели он попадает в группы разных возрастов. "Обычно мне достаточно пару смен, чтобы запомнить детей, понять их. Всегда найду время для каждого. Кому-то тяжело дается расставание с родителями на целый день, тогда мы обязательно подойдем к окошку и помашем маме и папе, поговорим на важные детские темы и настроимся на хороший день", - говорит он.
Молодой воспитатель изначально исходит из той позиции, что дети - это маленькие люди, уже личности со своим характером и темпераментом. "Кто-то очень активный, кто-то, наоборот, спокойный, но всем без исключения необходимо внимание и забота. Многие очень любят обниматься. Конечно, особенно самым маленьким вдали от родителей это очень важно", - отмечает он.
Когда дети не хотят уходить из сада
Конечно, Никита Антонович ощущает повышенное внимание к своей персоне и от коллег, и от родителей. Столкнулся с тем, что некоторые родители отнеслись с опаской к воспитателю мужского пола. Случались и юморные ситуации. "Поначалу некоторые уточняли, чей я папа, приняв за родителя. Кто-то смущался или переживал, что с детьми остается парень. Понимаю, в нашей стране не так много воспитателей-мужчин, и многим непросто принять сам факт. Но все вопросы исчезали, когда родители видели отношение детей ко мне, когда дети плачут от того, что не хотят, чтобы их забирали из сада", - улыбается он. "Воспитатель - это работник детского сада, ни в одном определении нет градации по половой принадлежности. Логичнее оценивать профессиональный уровень, не так ли", - дополняет Никита Антонович.
Воспитатель не стесняется правды, откровенен в беседах с родителями. "Для каждого родителя свой ребенок - самый любимый, а для меня - все они любимые. Я никого не выделяю", - объясняет позицию педагог.
"А к рекомендациям и подсказкам опытных коллег отношусь хорошо. С благодарностью принимаю и использую некоторые вещи", - говорит воспитатель.
Свой Дед Мороз
В том, что отлично вольется в коллектив детского сада №145, Никита Антонович не сомневается. Коллектив творческий, и сам он пишет стихи, выступает. "Думаю, что все сложится", - отмечает он.
К слову, будущие коллеги уже определили как минимум один волшебный образ для парня-воспитателя. В коллективе шутят, что теперь на новогодние утренники есть штатный Дед Мороз, правда, заботливо добавляют, что до зимы еще есть время немного его откормить.
Человек-настроение
"Никогда не прихожу на работу в плохом настроении. Стараюсь абстрагироваться, если есть какая-то ситуация. Скорее бывает, заступаешь на смену, как чистый лист, который наполняешь совместными с детьми эмоциями", - делится Никита Антонович.
Парень уверен: не бывает плохих детей, просто к каждому нужен свой подход. И он подбирает нужные слова для всех.
Готовы к новаторству
Заведующая Жанна Шкурдова подчеркивает: "Коллектив у нас самый лучший, ответственный, творческий, целеустремленный, с огромным потенциалом. Наш детский сад имеет свою историю, которая ведется с 1983 года, крепкие традиции, заслуженную многолетнюю репутацию, и с вливанием таких молодых специалистов только расширяется общий потенциал".
Жизнь в этом уголке областного центра кипит, территория утопает в зелени и цветах, воспитанники блистают на конкурсах разного уровня. Все потому, что каждый на своем месте вкладывает частичку себя. Что и говорить: в этом пространстве есть даже свой дворец - мини-копия дворцово-паркового ансамбля.
Учреждение востребовано, группы уверенно комплектуются. Выпускники приводят в садик уже своих детей.
В 145-м детском саду применяют инновационные подходы, действуют группы интегрированного обучения, есть специальная группа для мальчишек и девчонок с особенностями психофизического развития. Созданы и действуют интегрированные группы с особенными детками. В штате четыре учителя-дефектолога, педагог-психолог, квалифицированные воспитатели, музыкальные руководители и руководители физического воспитания. Уют, чистоту и комфортные условия для юных воспитанников создает технический персонал.
Педагог-мужчина в женском коллективе детского сада также событие нерядовое, новый опыт для всех. При этом с коммуникацией никаких проблем. Жанна Ивановна перечисляет немало достоинств, одно из которых - тонкое чувство юмора и умение перевести сложные процессы, эмоциональные фразы в легкие и понятные действия.
С начала практики Никита Шлеменков уже адаптировался и на работе, и в областном центре. Обсужден и жилищный вопрос молодого специалиста. В ближайшем будущем он планирует поступать в Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина на заочное отделение, продолжая совершенствоваться по специализации дошкольного образования. Уже сейчас известно точно: и для Никиты Антоновича, и для его воспитанников, и для детского сада начинается большой и интересный путь.