Дефицит машин у дилеров и взлет цен на них – автомобильный рынок в Беларуси переживает сегодня трудные времена. Характеризуя объемы продаж в последние месяцы, аналитики БАА констатируют, что подобные наблюдались лет двадцать назад.
Почему цены уже не вернутся на уровень прошлого года и что происходит в отрасли на самом деле, более детально Myfin.by разбирается с председателем правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергеем Вариводой.
Ситуация едва ли радует...
– Сергей, белорусы не первый месяц наблюдают сокращение ассортимента машин и существенный рост цены. На ваш взгляд, какие основные факторы оказали влияние на происходящую ситуацию с продажами автомобилей в 2022 году?
– Беспрецедентное для страны сокращение рынка новых легковых автомобилей в текущем году является следствием сильного негативного влияния факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения. При этом в отдельные месяцы года доминировала то одна, то другая группа факторов, но в целом в 2022 году спрос и предложение одинаково не радуют.
В целом сложно назвать рынком то количество сделок, которые декларируют последние полгода автомобильные дилеры – члены Автомобильной ассоциации «БАА». Подобные объемы продаж новых легковых автомобилей в стране наблюдались двадцать лет назад.
При этом значительная часть потребителей предпочла рынок бывших в употреблении автомобилей. Поэтому, по нашим оценкам, совокупный рынок легковых автомобилей, впервые ввезенных по всем каналам ввоза и произведенных в стране, окажется не менее 60 тысяч. Это примерно соответствует аналогичному показателю 2016–2017 гг. При этом дилерские продажи, включая марку Geely, с учетом «тучного» первого квартала не превысят и четверти совокупного рынка легковых автомобилей.
– Можно сказать, что образовался дефицит новых автомобилей? Дилеры уже все распродали?
– Ситуация на рынке различна для отдельных марок и автодилеров. У кого-то в наличии еще как минимум квартальный запас автомобилей, у кого-то на складах уже пусто. Статистика БАА свидетельствует, что за неполный год модельный ряд у дилеров сократился втрое.
Наличие и перспективы поставок автомобилей отдельных брендов потребители могут уточнять в автосалонах официальных дилеров. Хотя, очевидно, даже официальные представители брендов не обладают всей полнотой информации о стабильности будущих поставок.
Нужно понимать, что белорусский дилер – лишь последнее перед потребителем звено в цепочке товародвижения от изготовителя до непосредственно рынка. Поэтому решения, принимаемые в штаб-квартирах автоконцернов, доходят до нашего рынка с большим опозданием.
Могу лишь сказать одно: в целом совокупные запасы автодилеров – членов БАА превышают текущий 3-месячный объем продаж.
Пик роста цен пришелся на второй квартал
– В этом году заметно взлетели цены на автомобили. Почему?
– Белорусский авторынок тотально зависим от поставок из Российской Федерации. В силу этого высокий рост цен в Беларуси – это следствие двух факторов: роста цен у российских дистрибьюторов (автопроизводителей) и сильного укрепления российского рубля к белорусскому.
Пик роста цен пришелся на второй квартал текущего года. Во второй половине года оба фактора изменили свою направленность, что сказывается на уровне цен и в Беларуси.
По тем брендам, которые продолжают поставки из России в нашу страну, наметился тренд на снижение цен.
Подчеркиваю, здесь важно учитывать стабильность поставок. Любой дефицит толкает цены вверх.
– Вернутся ли цены в конечном итоге на уровень прошлого года?
– Конечно, нет. При столь высоком уровне инфляции в мировой экономике, подорожавшей логистике, структуре внешней торговли страны, что напрямую влияет на валютный курс, и по ряду иных причин можно надеяться лишь на стабилизацию цен на новые легковые автомобили.
Рынок подержанных авто есть всегда
– Какова ситуация с подержанными автомобилями? Сегодня их ввозят к нам и довольно активно?
– Мне сложно давать компетентные оценки этой части авторынка, так как участники «неорганизованного» рынка не являются членами «БАА». Правда, по моим ощущениям, импорт подержанных легковых автомобилей физическими лицами, в том числе с использованием таможенных льгот, в разы превышает ввоз и производство новых автомобилей внутри страны.
Уверен, есть эксперты, которые обладают всеми необходимыми данными для своевременного принятия регуляторных решений в отрасли. Рынок есть всегда. Вопрос: кто и что на нем продает.
Очевидно, что «БАА» пытается сохранить сформированные за последние двадцать лет в стране дилерские сети. Это большие накопленные инвестиции, отчисления в бюджет и тысячи рабочих мест.
– Что с китайскими автомобилями? Насколько активно они увеличивают свою долю рынка?
– В Беларуси наблюдается тот же процесс, что и в России. Валовые продажи китайских марок не растут, у многих брендов падают к уровню 2021 года, но их доля на рынке существенно выросла за счет падения продаж брендов других стран.
Как переживают кризис автодилеры
– Верно ли мнение, что основным вектором выживания для автодилеров становится послепродажное обслуживание?
– Послепродажное обслуживание автодилера может позволить продержаться на плаву, пока не истекут гарантийные сроки на проданные автомобили. К сожалению, потребитель сейчас даже более, чем раньше, склонен к экономии и уходу после истечения гарантии в независимый сервис.
Я бы сказал, что часть дилеров пытаются выживать за счет продаж «бэушки». Пока с переменным успехом. На этом рынке сложились свои правила игры: все должно быть просто –расчет «из рук в руки», желательно в СКВ и тому подобное.
Вероятнее всего, дилеры уступят этот рынок «перекупам», а владельцы дилерских компаний предпочтут закрыть бизнес, чем работать на чуждом им рынке.
– Подходит к концу 2022 год. Какие цифры ожидаются к завершению года по объемам продаж? Может ли БАА дать какой-то прогноз на будущее в отрасли на фоне наметившихся трендов?
– Думаю, что автодилеры продадут в нынешнем году около 14 тысяч новых легковых автомобилей, из которых более 8 тысяч продано в первом квартале.
Небольшой рост продаж к концу года возможен по отношению к предыдущим месяцам, но глубокое падение рынка относительно соответствующего периода прошлого года удастся преодолеть не ранее второго квартала 2023 года.
Официального прогноза продаж ассоциации на будущий год нет. В текущей ситуации такое прогнозирование бессмысленно.
– Стоит ли белорусам ждать нормализации рынка в ближайшее время?
– Созданные дилерские сети рассчитаны на продажи не менее 50 тысяч легковых автомобилей в год. Такой рынок мы видели в Беларуси в 2018–2019 годах. Очевидно, что подобного уровня «нормализации» ждать в ближайшие годы не приходится.
Что спасет авторынок
–Что может спасти рынок, на ваш взгляд?
– Общий рынок формируют продажи трех основных игроков: местного автопроизводителя, официальных дилеров-импортеров, физических лиц, осуществляющих в разных формах подобного рода предпринимательскую деятельность.
Необходимо тактическое решение, которое может поддержать местного автопроизводителя и официальные дилерские сети. Например, можно методами нормативного регулирования создать стимулы и запреты, которые позволят изменить структуру рынка в разрезе каналов ввоза.
Без разумного ограничения незаконной предпринимательской деятельности, подчеркиваю – незаконной, официальному бизнесу вряд ли удастся пережить сложные времена без невосполнимых потерь.
–Что вы бы посоветовали сегодня тем белорусам, кто хочет купить автомобиль: отказаться пока от покупки и ждать нормализации ситуации или наоборот?
– Я всегда рекомендую приобретать автомобиль, если это необходимо и есть запас денежных средств и стабильные доходы.