Во время последнего скачка на бирже некоторых белорусов поджидала неприятность: при покупках онлайн списывалась курсовая разница, а при покупке офлайн — цена отличалась от заявленной. Возможно ли легально продать товар по цене, которая доподлинно не известна покупателю?
Елена из Минска рассказала, что удивилась заказу в «Острове чистоты». Говорит, вроде и магазин белорусский, и суммы зафиксированы в рублях на момент покупки, а в итоге то же самое: сумма заказа выросла без ее ведома.
— Третьего марта я сделала очередной заказ на 70 рублей в онлайн-магазине «Остров чистоты», его должны были доставить 6 марта. Чуть позже я решила проверить точное время доставки, чтобы не забыть про него. Зашла в личный кабинет, проверила, заодно получила сюрприз — увеличение стоимости заказа на 10 рублей, — рассказывает Елена из Минска. — Извините, но меня «бомбануло»: никто не звонил, не присылал СМС об увеличении стоимости, на самом сайте тоже никакой информации не нашла о том, что магазин может молча увеличить сумму заказа. Она хоть и небольшая, но сам факт рассердил, пришлось отказаться от покупки.
Мы обратились с вопросом к магазину: почему стоимость товаров изменилась после самого заказа? Нас обнадежили — дело не в курсовых разницах.
— Повышение цен не связано со скачками курсов, — сообщили Onlíner в магазине. — На определенный перечень товаров действовали специальные цены с 17 февраля по 2 марта 2022 года. Периодичность смены товаров по специальным ценам обычно составляет две недели, и вся эта информация также доводится клиентам посредством публикации электронного и печатного буклета. Более того, в последний акционный день на сайте присутствует ограниченное предложение «Только 2 марта», которым наш клиент и воспользовался — это видно по заказу. С 3 марта вступил в силу новый перечень товаров по специальным ценам, который будет действовать до 16 марта.
Заказ девушки, который стал дороже.
Сравнение цен на один товар в магазине в период акции и послее нее
Почему клиента не предупредили об изменении стоимости? Магазин предполагает, что могла произойти накладка из-за ажиотажа в предпраздничные дни.
— «Остров чистоты» всегда идет навстречу клиенту, и заказы, не важно, самовывоз это или доставка курьерской службой, отпускаются по ценам на момент формирования заказа. Допускаем, что в пункте самовывоза произошла накладка, так как это были суматошные предпраздничные дни. Мы уже принесли свои извинения клиенту, и в ближайшее время заказ будет доставлен по ценам на 02.03, когда и был сформирован заказ, — объяснили в магазине.
Однако Елена говорит, что не получала никаких сообщений и извинений, да и заказ ей уже пришел из другого онлайн-магазина.
— Никаких извинений я не получала, и заказ я сделала после отмены в другом магазине. От «Острова чистоты» мне ничего не надо, главное, что люди будут знать и постараются быть повнимательнее, — прокомментировала она.
А вот с такой ситуацией столкнулись читатели форума Onlíner. В одном из магазинов предупредили покупателей: стоимость в торговом зале и на кассе на один товар может отличаться.
Юристы говорят, что такие объявления незаконны, ведь покупатель должен знать стоимость покупки, прежде чем оплатить ее: никто не будет добровольно покупать кота в мешке.
— В соответствии с действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей продавец обязан предоставить покупателю всю необходимую информацию о товаре. Так, в п. 2 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» содержится перечень данных, которые должна содержать информация о товарах, в том числе — цена и условия оплаты товаров. И здесь важно отметить, что информация о цене товара должна быть представлена продавцом еще до заключения договора купли-продажи, — говорит Александра Юмудова, юрист Регионального общества защиты потребителей. — Кроме того, такая информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском или русском языке четким и разборчивым шрифтом в документации, прилагаемой к товарам, на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. По нашему мнению, размещение каких-либо объявлений о возможном изменении стоимости товаров не может освободить продавца от ответственности. Так, руководствуясь ст. 16, 18 Закона «О защите прав потребителей», потребитель, в случае нарушения его права на достоверную информацию, может потребовать от продавца расторжения договора купли-продажи, возврата денежных средств, а также компенсации морального вреда.
По закону информация о стоимости товара должна быть представлена продавцом еще до заключения договора купли-продажи (совершения покупки).
Но сами работники торговли говорят, что ответственность магазина за такое куда серьезнее, чем возможная выгода, а в крупных магазинах, где цена вбивается не вручную, даже технически невозможно повысить ценник на самой кассе. Так что наиболее вероятная причина лаконична — нехватка сотрудников в конкретном магазине.
— Сама по себе цена на кассе в супермаркете не меняется, это сложная система: у главного магазина подписывают и проводят акты переоценки магазины поменьше, а если в ваш магазин товар распределяют, то акты переоценки присылают из главного офиса (например, у нас обычно в 4 утра). Третий вариант: стоимость поднимает поставщик, и тогда цена повышается вместе с приходом нового товара (соответственно поднимается цена на то, что пришло по накладной), — объясняет один из экспертов в сфере торговли. — Полагаю, проблема может быть в небольшом количестве продавцов. То есть товар активно приходит, а мерчандайзеров/продавцов мало, потому магазин не имеет возможности с каждым приходом распечатывать новые ценники и ходить сверять их, поэтому как временное решение повесили ни к чему не обязывающую бумажку — «технические причины». То есть происходит это явно не для собственной выгоды, ведь в случае жалобы магазину грозят большие проблемы, вплоть до закрытия.