⚠ ВОЗ назвала самый явный симптом при коронавирусе

Приборы криминалистов увидели скрытые слова на иконе в брестском музее

09.03.2020 11:50
Разное

С помощью современных технологий в музее «Спасенные художественные ценности» приоткрывают историю старинных экспонатов, пишет zarya.by.

Музей «Спасенные художественные ценности» в Бресте уникален. В экспозиции представлены произведения искусства, которые тайно пытались перевезти через границу. Уже стало традицией один раз в два года проводить здесь тематические выставки икон, хранящихся в запасниках музея. За это время научные сотрудники и реставраторы готовят произведения к экспонированию.

Коллекция русской иконописи считается самым ценным собранием музея и богатейшей в стране. В ней представлены иконы XVI – нач. ХХ вв., большинство из которых датируется XVIII – ХIХ вв. Многие являются памятниками редкой иконографии, а некоторые уникальны. С этими иконами я и познакомлю читателей в серии статей. Возможно, после их прочтения, кто-то решит пройтись по тихим экспозиционным залам музея, прикоснувшись взглядом к старинным образам, но уже лучше зная их историю.

Приборы криминалистов увидели скрытые слова на иконе в брестском музее

В зале № 3 представлена икона XVIII века «Чистая душа». Аллегорическое изображение душевной чистоты в виде девы в царском венце восходит к гравюре «Чистота аки девица приукрашена», опубликованной в листовом издании Киево-Печерской лавры в 1627 году. Изображение «Чистой Души» в ХVII – ХVIII вв. входило в состав синодиков, книг для поминания душ умерших, включавших в себя также душеполезное чтение в виде выписок из писаний Отцов Церкви. А назидательные настенные росписи с таким изображением находились в царских и боярских палатах. Так, изображение «Чистой Души» украшало крестовую палату царевны Софьи Алексеевны. В народе были широко распространены красочные лубки с подобным сюжетом, но иконы встречаются крайне редко.

В центре средника иконы из нашего собрания изображена прекрасная дева – аллегория Чистой Души. Она облачена в одежды византийской царевны. Вся Вселенная радуется и ликует, видя, как восходит ко Господу Чистая Душа. Вселенная – не мертвая материя, она одухотворена Святым Духом. Солнце и Луна изображены с человеческими лицами, из их уст исходит дыхание жизни. Вверху иконы показано невидимое небо, Царство Небесное. Среди райских деревьев стоит престол, на нем восседает Господь Вседержитель в золотом царском облачении. Ведомая ангелом-хранителем, архангелами и ангелами душа идет на поклон к Создателю. А внизу, на земле, обитают страсти. Они показаны в облике диких зверей. Лев символизирует плотские похоти, а дракон (змий) – гордость. Это самые главные враги рода человеческого. Страсти взяли власть над «Душой Грешной», изображенной в пещере ада в правом нижнем углу иконы. Скорбит и плачет несчастная в черной пещере. А в назидание всем в среднике помещены тексты, которые говорят, как избежала страшной участи Чистая Душа: «Постом льва связа(ла)», «Смирением змия укроти(ла)» …

Приборы криминалистов увидели скрытые слова на иконе в брестском музее

Приборы криминалистов увидели скрытые слова на иконе в брестском музее

Надписи практически не читаются невооруженным глазом. За несколько столетий покровный слой (олифа) иконы сильно потемнел, местами превратившись в непроницаемую пленку. И здесь на помощь исследователям пришли современные технологии. Брестский областной краеведческий музей в качестве эксперимента в 2016 году получил в ООО «Регула» (г. Минск) спектральные люминесцентные микроскопы, оснащенные инфракрасным и ультрафиолетовым источниками света. В инфракрасном освещении и были прочитаны (восстановлены) некоторые из надписей на иконе.

При исследовании возникло предположение о том, что первоначально ее фон не был золотым, т.к. и из-под него также просматриваются фрагменты старинных надписей. Было решено обратиться за помощью к медикам. В филиале №1 Брестской городской поликлиники сделали рентген иконы. К сожалению, древние тексты из-под золотого фона не удалось рассмотреть. Они написаны краской, состоящей из органических пигментов, не видимых для рентгеновских лучей. Но удалось выяснить, что когда-то икона имела серебряный оклад в виде рамы, а два венца украшали нимбы. Об этом свидетельствуют многочисленные гвозди и их фрагменты, хорошо просматривающиеся на снимке. Примерно через сто лет риза обветшала, и фон иконы покрыли золотом. Так, при помощи современной техники приоткрывается история старинных экспонатов.

Добрым словом хочется вспомнить супругу не известного нам священника, жившую около трехсот лет назад, для которой был написан образ. На обороте иконы сохранился фрагмент процарапанной надписи, где указана заказчица – «попадья», но имя матушки, к сожалению, прочитать пока не удается. В процессе изучения старинных экспонатов практически никогда нельзя поставить точку. Темы для исследований будущим поколениям музейщиков будут всегда.

Е.Е. Куприянюк, ведущий научный сотрудник УК «Брестский областной краеведческий музей»

Источник: Заря
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0