Сегодня расскажем о собрании владельцев Citroen XM — весьма редкой по нынешним временам, интересной и по-французски эпатажной модели. Сколько стоит восстановление, каких запчастей не хватает и за что любят «Икс эм» — читайте в репортаже Av.by.
Citroen XM: почему модель считают легендарной?
Одним из наиболее известных представителей концерна PSA Peugeot Citroen стал Citroen XM, относящийся к премиальному Е-классу. Его массово начали производить в 1989-м, а конвейер модель покинула только в конце 2000-го. На разработку ушло без малого пять лет: над запоминающимся и футуристичным экстерьером трудились в дизайн-бюро Bertone.
Модель быстро завоевала положительную репутацию не только у потребителей, но и у автомобильных экспертов. Так, уже в 1990-м Citroen XM признали лучшим европейским автомобилем года.
Среди одноклассников своей эпохи премиальный «Ситроен» мог похвастаться немалым количеством опций таких как подогревы водительского и пассажирских сидений, электроуправляемый степлопакет и боковые зеркала, гибкую регулировку сидений, кодовый иммобилайзер, а также мультируль. Самой главной особенностью стоит назвать фирменную гидравлическую подвеску Citroen — Hydractive. За всё время производства было продано 333 775 автомобилей.
«Привести Citroen XM в божеское состояние обойдётся в $3 500—4 000»
Александр — один из организаторов встречи, который и предложил нашей редакции осветить слёт. Мужчина владеет Citroen XM, находящимся (пока) не на ходу — белорус планирует использовать его для будущего проекта, то есть восстановить машину. Он поделился историей возникновения сообщества и своим взглядом на французский премиум.
— С гидравлическими автомобилями данной марки знаком достаточно давно. Конкретно XM никогда ранее не владел, хотя всегда хотелось заполучить его в добротном состоянии. Первая попытка вышла неудачной — купил практически «труп»! На тот момент я знал многих единомышленников в числе собственников Citroen BX. Среди них — Сергей, который согласился выкупить «Икс эм», пребывающий в печальном состоянии. Вместе мы приехали в Минск переоформлять авто. Так получилось, что на стоянке, где подписывали бумаги, находился ещё один Citroen XM. Ну не судьба ли! С Алексеем, его хозяином, познакомились, а чуть позже он предложил создать сообщество почитателей модели.
— За четыре-пять лет чат из трёх пользователей разросся до ста десяти человек. Конечно, в реальности только 30% от общего количества общаются и активничают. Другие появляются только по необходимости, когда нужны помощь или совет. Пожалуй, такой контингент стоит отнести не к владельцам, а к наездникам — не чувствуется их связи с автомобилем.
— Нужно понимать, что едва ли не каждый Citroen XM на нашей «вторичке» будет уставший, к тому же он редкий. Профильных сервисов, где готовы обслужить данную машину, нет — сразу отсылают в гараж к дяде Васе. Естественно, приходится крутить и восстанавливать своими руками. Зато мы те люди, которые сами разобрались и готовы помочь другим.
Некоторые покупают XM по незнанию, а доходит дело до мало-мальского ремонта — поднимают лапки кверху. На эту модель уже всё — эксклюзив! Слёт посетили как раз те, кто восстанавливал свои автомобили с нуля — со ржавого и голого остова до идеала. Проще говоря, для одних хобби, для других — хорошая и комфортная машина на каждый день.
— Восстанавливать Citroen XM достаточно дорого. Сейчас в Беларуси продаются за пятьсот-тысячу долларов настоящие «трупы». От двух тысяч уже можно что-то посмотреть. Тем не менее такой экземпляр потребует вложений.
Есть нехватка отдельных позиций среди запчастей. К примеру, задние ступичные подшипники — эксклюзив. Хотя есть соплатформенный Peugeot 605, с ним запчасть не перекликается. Передние подвески полностью идентичные, а задние — нет.
Существует большая проблема c гидравлическими узлами. Самая больная тема — тормозной дозатор, вторая — опорные подушки передних стоек (резиновые и хитро сделанные). Если раньше можно было заказать за бешеные деньги из Европы, сегодня — никак. Благо нашёлся человек, который научился грамотно их восстанавливать — $120 за пару.
— Уже возникает нехватка передних стоек — заменить их аналогами не выйдет. Сейчас обсуждаем с ребятами, как их можно начать восстанавливать. Тормозные трубки научились делать, плюс польская фирма приловчилась изготавливать под развальцовку «Ситроена». Купить XM — не проблема, криво-косо передвигаться — тоже вопрос не стоит. Однако если случается беда с трубками — по всей республике мастера не берутся их ремонтировать. Только перекладывать заново.
Одним словом, привести в божеское состояние купленный за двести-пятьсот долларов Citroen XM обойдётся в $3 500—4 000. Раскупают данные авто активно, а на дорогах их становится меньше. Нередко у одного человека может быть в запасе пара доноров.
— За что вы любите данную модель?
— Для меня работа над Citroen XM — воплощение детской мечты. Ещё в девяностых у меня во дворе стоял Citroen BX — тогда я впервые познакомился с маркой. За что можно уважать французский бренд, так это за ходовую. У большинства людей нет понимания, как должна работать исправная гидравлическая подвеска. Пускай тот, кто ругает «Ситроен», проедет на исправной Hydractive по грунтовке и по асфальту — человек забудет весь негатив.
По ездовым характеристикам он не уступал Mercedes-Benz и BMW, а по внутренней «начинке» даже опережал знаменитых «немцев». Электронных наворотов и фишек они добавили очень много, вложили свою душу. Правда, это сыграло с ними злую шутку. Сэкономили на проводке, которая потом начала сыпаться… Очень плохого качества разъёмы, и, хотя в рестайлинге они исправили, репутацию уже было не спасти. Наверное, оттуда и пошёл стереотип, якобы у «французов» плохая электрика.
Плюс футуристический дизайн многих не оставляет равнодушным. Хочется ценить и уважать труд инженеров, которые в своё время потратили много времени на создание модели. Жаль, что всё предано забвению. Для конца восьмидесятых конструкторы создали весьма достойный аппарат!
В завершение диалога Александр отметил, что осенью клуб фанатов Citroen XM планирует собраться вновь, однако на этот раз в Минске. Также мужчина призвал других владельцев модели присоединяться — он готов координировать следующие мероприятия.
«Одни только вкладыши стоят от 200 до 400 рублей!»
Игорь присутствовал на встрече вместе с серебристым универсалом Citroen XM. Дорестайлинговый экземпляр 1992 года выпуска оснащён 2,1-литровым дизельным двигателем и АКПП. Весьма редкая для наших краёв модификация на «автомате»! Правда, с момента проведения мероприятия мужчине пришлось расстаться с любимой машиной. «Так сложились обстоятельства — верный друг уже продан», — с нескрываемой грустью в голосе отмечает собеседник.
— Раньше я владел Citroen Xantia, которая впечатляла меня своими ездовыми характеристиками. Правда, сменил её на другой автомобиль мечты — BMW 5-Series (E34). Признаюсь: не зашло, поэтому «баварца» продал уже через месяц. В качестве временной подмены приобрёл VW Golf, попутно начав поиск Citroen XM. Всё-таки это премиальный класс, да и «Ксантия» оставила приятные воспоминания.
— Целенаправленно подбирал универсал: три месяца пропадал, штудировал объявления! Одно попалось без фотографий и мало-мальского описания, но продавцу я всё-таки позвонил. Основной моей целью был целый кузов — остальное я и своими руками могу сделать. А вот варить, к сожалению, не особо умею.
По телефону владелец убедил меня, что силовая конструкция в хорошем состоянии. Хотя изначально я искал дорестайлинговый экземпляр, универсал 1992-го был куплен. Машина могла двигаться максимум пару метров, то есть практически не на ходу. В 2019-м «Ситроен» поставили на учёт, а восстановительные работы растянулись ещё на год.
— Автоматическая «коробка» — большая редкость для Беларуси, — уточняем мы.
— Не знаю, комплектация заводская или её собирали. Предыстория следующая: сперва «Ситроеном» владел бельгиец, а после машину пригнали к нам в страну. Вплоть до 2019-го автомобиль эксплуатировал дедушка, у которого универсал доживал свои дни. Видимо, хозяин авто увлекался рыбалкой, потому как я устал отмывать днище от песка и торфа, — не без улыбки уточняет Игорь.
— Обычно в ХМ задних арок, считай, нет, а здесь было всё хорошо. Вероятно, он никогда и не красился — к сожалению, хотя за всё время владения я толком не проверил.
Размер вложений зависит от подхода. Можно обойтись минимальными тратами, а некоторые стараются сделать качественнее. Поначалу я приводил машину в рабочее состояние, чтобы она передвигалась, далее стал заниматься более специфическим ремонтом.
— К примеру, распределитель давления обнаружил в Германии — купил совершенно новый, прямо со склада. Восстанавливали одну стойку амортизатора, так как вторая ещё заводская стояла. Двигатель перебирали. АКПП, в чём большая удача, вообще не трогали. По сути, прошлись по мелочам. Разве что электрика в Citroen XM слабенькая.
Незадолго до слёта пришлось прибегнуть к сварке — поставили латки (15—20 см) в обоих лонжеронах, а также порогах. Думаю, всего вложено в автомобиль полторы стоимости, а покупал я его за 1 000 евро.
Мотор успели перебрать до взлёта цен, и уже тогда одни только вкладыши стоили от 200 до 400 рублей. Недавно покупал у нас термостат опережения зажигания (предпусковой) — суммы начинаются от 200 BYN. В Германии заказал за 40 евро. Термостат регулировки холостого хода стоил в районе 80 рублей. Маленькая деталь, которая может не подойти, а возврату она не подлежит. Распределитель давления нашёл новый — сторговался до 80 евро, хотя сразу просили 150.
— Запчасти находятся с большим трудом. Я хотел поставить круиз-контроль, но отыскать его практически нереально. Если встречаются, то отдельные детали, а ведь нужны «мозги», вакуумные шланги… К тому же на дорестайлинговые Citroen XM они в принципе редко ставились. Большинство запчастей схоже с компонентами Peugeot 605, ведь это соплатформенные модели — только кузова разные и гидравлические подвески.
— Машину делал для себя, жалко, что из-за обстоятельств Citroen XM пришлось продать. Поначалу я считал расходы на автомобиль, но после перестал, чтобы не расстраиваться.
Любить Citroen XM можно много за что! В первую очередь, конечно, за гидравлическую подвеску. Садишься в машину, а ощущение, словно ты в самолёте или на круизном лайнере: она плывёт по дороге. В это влюбляешься! Места очень много, климат-контроль, стеклоподъёмники, кондиционер, отделка деревом, электрорегулировка подлокотника и зеркал — практически максимальная комплектация. Плюс ко всему у «Ситроена» эпатажный и завораживающий стиль. Сидя в кресле, чувствуешь себя на своём месте.
«Заводские стойки потекли после 450 тыс. км. Какой ещё амортизатор отходит такой километраж?»
Владислав владеет лифтбэком Citroen XM с 2,5-литровым дизелем под капотом, агрегатированным механической КПП. Выпущен экземпляр в 2000-м. Автомобиль появился у мужчины три года назад.
— Мой отец владел Citroen XM порядка семи лет, а до него была более ранняя модель — BX. Поэтому можно сказать, что это семейная «болезнь», — не без иронии начинает белорус. — В семье гидравлические «Ситроены» эксплуатируют с 2007 года. Изначально машина приобреталась для каждодневной езды, однако со временем, когда появлялась возможность восстанавливать, проводились необходимые работы. Жалко такой автомобиль — трудно удержаться и не довести его до ума.
— У меня «Ситроен» в редком обвесе, благодаря которому я на авто и положил глаз. Для французского бренда элемент изготавливали несколько тюнинг-ателье: Musketier, Zender и Vestateс. Выделяются задний бампер, насадки на глушитель, спойлер, накладки на крышке багажника и порогах, а также передняя губа. Таких экземпляров в Беларуси отыщется два или три. Сейчас одноклубники активно делают матрицы, чтобы создавать обвесы для себя.
— Хотя мой XM на момент покупки показался самым живым среди остальных, он тоже имел свои скелеты в шкафу. Я владею им три года и непрерывно его восстанавливаю. Сама по себе машина надёжная, если за ней хорошо следили — меняй расходники по регламенту и не переживай. «Ситроен» достался мне с проблемами по системе охлаждения, были забиты радиаторы, пробито ГБЦ. Обслужить весь узел обошлось в сумму порядка тысячи долларов.
ГБЦ приобреталась бэушная, но с ремкомплектом прокладок и других компонентов. На вторичном рынке они сейчас стоят около $300.
— 2,5-литровые дизельные двигатели подвержены перегреву, если за ними не следят — боятся жёсткой эксплуатации. Стоимость расходников по подвеске выходит намного меньше по сравнению, к примеру, с немецким премиумом. Всё-таки гидравлика малорычажная — она заменяет многие узлы ходовой части авто. При этом Hydractive — как плюс, так и минус. Извечная болезнь — трубки. Когда ломаются, то глобально. Опять же, повторюсь, правильно обслуженная гидравлика будет работать годами, радуя владельца.
Проблемой станет поиск задних амортизационных стоек. Они разрушаются и выгнивают, потому как за ними никогда не следят. Новые в продаже не найти, а хорошие бэушные отыщешь скорее в Польше, нежели в Беларуси. Тем не менее в обслуженных экземплярах Citroen XM они долговечные — у меня, например, ещё заводские потекли на пробеге 450 тысяч километров. Какой амортизатор отходит такое значение?
Подушки передних стоек тоже изнашиваются и «выстреливают». Есть умельцы, которые их восстанавливают, но нужно быть ярым автолюбителем, чтобы иметь среди знакомых подобных специалистов.
— Достаточно непросто найти аксессуарные детали: элементы освещения, кузовные шильдики и накладки. Машины нещадно уходят в распил и утиль. К сожалению, бережным отношением к марке и не пахнет!
— Подсчитывали, сколько вложено в ваш Citroen XM?
— Не хотел бы афишировать конкретную сумму. Однозначно скажу, что расходы перевалили за стартовую стоимость самой машины. В целом после базовых реставрационных работ годовая сумма затрат на обслуживание не превысит 300—400 долларов. Безусловно, при более педантичном подходе вкладываться придётся постоянно. У меня доходило до того, что я покупал целый рулевой переключатель ради одной секции, где обозначения кнопок не потеряли свой цвет и краску. Всё познаётся в сравнении, — подмечает мужчина.
— Citroen XM — машина, в которой нужно хоть раз самому проехать, и тогда любые словесные описания будут излишни. Комфорт, максимальное удобство и продуманная эргономика, а как эстетично модель смотрится внешне! Есть в ней что-то влекущее и завораживающее.
«Собрал с нуля своими руками, потратив $2 500»
Завершая общение с владельцами редких Citroen XM, мы побеседовали также с Юрием — хозяином 2,1-литрового дизельного лифтбэка на «автомате», выпущенного в 1997 году.
— Меня привлёк необычный внешний вид автомобиля, а в дальнейшем — комфорт, когда я впервые прокатился за рулём. Влюбился в гидравлическую подвеску! — рассказывает мужчина. — У меня ещё два «Ситроена»: одним владею пятнадцать лет, вторым — десять. Данный лифтбэк восстановил совсем недавно — буквально три месяца назад.
— Истории автомобиля особо нет, потому как я его собрал сам с нуля. Приобретал на разборке турбобензиновый, но установил дизельный мотор и АКПП. На решение восстановить «Ситроен» повлияло неплохое состояние силовой конструкции кузова. Получился повседневный лифтбэк на «автомате», — усмехается Юрий. — Два других Citroen, более возрастных, у меня служат машинами выходного дня.
— Почти все запчасти я приобретал в Европе. Представленные в Беларуси далеко не в адекватном состоянии. Для восстановления брал два 2,1-литровых донора — выбрал более живой двигатель, а КПП — со второго. По результату перебрать полностью мотор обошлось в $600. Заменял ГРМ, кольца, полностью детали по ГБЦ, компенсаторы, маслосъёмные колпачки, а также восстанавливался ТНВД. Всё воспроизвести в памяти непросто, когда машина до болтика собиралась.
Естественно, не обошлось без обслуживания гидравлики. Оно потянуло $300—400. Магистральные трубки заменены на медные, гидравлические, которые идут к опорам, изготавливались новые, стальные. Механическая часть подвески тоже ставилась не бэушная. Имею в виду сайлент-блоки, шаровые опоры и наконечники…
Кузовщиной занимался самостоятельно: красил и варил. Крылья и часть дверей привозил из Европы. Задние арки от доноров монтировались и вваривались.
— Подсчитывали сумму вложений?
— Да, затраты заканчиваются на $2 500. И это притом, что всё по машине делал своими руками. Если бы отдавал на восстановление кому-то, цифра вышла бы значительно более внушительная, — замечает мужчина. — Мне нравится автомобиль — с женой не можем поделить, постоянно спорим, кто будет за рулём. Citroen XM очень комфортен для дальних поездок и весьма экономичен. Ломается не больше, чем остальные.
**