В интернете на днях появилось видео из Столинского района, где под колесами машин гибнет свежесобранная продукция, а автор ролика жалуется на низкую закупочную цену. В то же время на рынках розничная стоимость огурцов в разы выше. Неужели опять посредники бессовестным образом наживаются на производителях и покупателях?
Например, для жителя деревни Пинковичи Пинского района Михаила Якимца выращивание помидоров и огурцов – скорее дань семейной традиции и возможность подзаработать:
– Овощи приношу под заказ коллегам по работе, а также продаю знакомому перекупщику, который приезжает прямо ко мне домой. Вчера он забрал огурцы по 70 копеек за килограмм, помидоры — по 1,40. Конечно, хотелось бы продавать дороже, все же находиться в теплице в летнюю жару — адский труд. Но, с другой стороны, не надо ехать в соседние Купятичи, чтобы сдать свои овощи другим перекупщикам. Потратишь время и деньги на дорогу, и не факт, что тебе предложат большую цену.
Александр Козляк из деревни Почапово сам реализует выращенные овощи на Комаровском рынке в Минске:
– За другими производителями не слежу, а то, что вырастил, продаю по цене, которую считаю приемлемой как для себя, так и для покупателей. Возить сюда и реализовывать дешевле не вижу смысла. Вижу, что люди мне верят, и я их тоже не подвожу. Да вы сами посмотрите – какие могут быть претензии к такому товару?
Огурцы у Александра действительно как на подбор: небольшие, крепкие, видно, что не залеживались в ящиках. Цена – от 1,5 до 3 рублей. Пока, по наблюдениям продавца, вся сельхозпродукция находит своего потребителя, до утилизации нереализованных овощей дело ни у кого из коллег Александра не доходит.
Хороший бизнесмен всегда просчитывает варианты развития событий, особенно если успех зависит от множества факторов.
В этом году предложение огурцов выше, чем спрос. И что мы видим? Многие оперативно реагируют на ситуацию – ищут альтернативные каналы сбыта или продают выращенное сами. А кое-кто, не желая сбрасывать цену, готов давить собранный урожай. Причем урожай этот он сам не выращивал, а использовал труд наемных рабочих. Такое вот понимание рынка. И видеосъемки для интернета в данном случае – это даже не самореклама. Это бессилие эгоиста, которому наплевать на работу тех, кому он эти огурцы мог бы просто раздать.