Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, легко ли в столичных торговых сетях найти 10-процентные скидки для социально уязвимых категорий граждан.
Магазин крупной сети в Партизанском районе. На входе небольшой плакат, оповещающий о начале социальной программы «Добрые 10 %». Быстро пробежался по тексту и узнал очень важную деталь: оказывается, компания будет предоставлять скидку также инвалидам и семьям, воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет. Что ж, это заслуживающая уважения инициатива, которую стоит перенять остальным сетям.
Зашел в торговый зал. Не спеша осмотрел его полностью и… не обнаружил ни единого намека на новую акцию. Возможно, просто невнимателен? Решил поинтересоваться. Мне повезло — на расспросы ответил директор магазина. А я решил предстать в образе заботливого внука:
— Бабушка попросила узнать, что это за 10-процентные скидки и на какие именно товары они действуют.
— У нас на ценниках указано — «Добрые 10 %». Найдете их, например, на полках с молочными продуктами, в витринах с курятиной и свининой, — пояснила директор.
Мы подошли к молочному отделу. Пожалуй, рассмотреть на ценнике на нижней полке вертикальную приписку о принадлежности товара к социальной программе пенсионеру будет сложно. Может, ценник сделать поярче? Или выложить такие товары на самое видное место, чтобы было удобно взять пакет молока или пачку творога?
— Бабушка сама хочет прийти за покупками. Что ей нужно взять с собой? — продолжаю допытываться.
— У нее должны быть наша карта и пенсионное удостоверение. Если карты нет, ее нужно купить всего за 1 копейку и затем зарегистрировать. Когда ваша бабушка придет к нам, мы ей все подскажем. Пока и сами привыкаем к акции, она же только началась.
В магазине увидел немало людей преклонного возраста. Решил дождаться кого-нибудь из них у выхода.
— Знаете о 10-процентных скидках? — поинтересовался у пенсионерки, представившейся Еленой Александровной.
— Слышала о них, но в магазине мне никто не предложил ими воспользоваться. Я обязательно узнаю все подробности — дело-то хорошее.
Пришлось рассказать Елене Александровне, на покупке каких товаров она сможет впоследствии сэкономить.
Перешел дорогу и заглянул в маленький магазинчик другой популярной торговой сети. Здесь тоже не нашел ничего, что послужило бы мне подсказкой о новой акции. Зато с завидной периодичностью здесь крутили звуковую рекламу, вещавшую о преимуществах бонусной карты магазина. А почему бы еще не объявлять и о том, что с 17 января действует 10-процентная скидка, напоминать, кто может рассчитывать на нее и что для этого нужно?
Перемещаюсь в Первомайский район. Здесь моя цель — супермаркет крупной компании, также присоединившейся к акции. Захожу внутрь — все та же картина! И где хотя бы мало-мальская реклама очень нужной инициативы государственной власти и торговых сетей? Конечно, люди к новшеству привыкнут, во всем разберутся, но ведь можно было бы сократить время на акклиматизацию. Или возрастным покупателям в этом магазине все уже понятно?
— Читала о скидках — вот решила прийти и посмотреть. Я всегда новинками интересуюсь. Хотя, честно говоря, условия акции не совсем понимаю. Надеюсь, сегодня мне объяснят. Карта магазина у меня есть, спрошу на кассе, что да как, — поделилась впечатлениями Тамара Анатольевна.
— Вижу, что продукты у вас в корзинке те самые, за которые можно получить скидку, — хлеб, курица, подсолнечное масло. Но для этого надо будет оформить социальную карту, — уточнил я.
— Она мне точно не помешает! Новая акция для пенсионеров — это только плюс. Спасибо тем, кто о нас позаботился, — улыбнулась на прощание Тамара Анатольевна.
Далее еду на окраину города — во Фрунзенский район. Выбираю один из сетевых супермаркетов около станции метро «Каменная Горка». Вот я и в огромном торговом зале. От изобилия продуктов разбегаются глаза. Ну и где среди них те самые, со скидкой? Медленно прошелся по молочному и мясному отделам, придирчиво изучил бакалейные ряды и фруктово-овощную продукцию. Нигде ни одного скромного и тем более кричащего ценника не увидел. Честно говоря, не совсем понял, почему в третьем подряд магазине не нашел и полунамека на скидку 10 %. Ведь другие свои акции сетевики разрекламировать почему-то не забывают.
Подошел к администратору. Вновь рассказал о бабушке, которая отправила меня все разузнать, а затем задал миловидной женщине главный вопрос:
— Как у вас можно определить, какие товары продаются со скидкой 10 %?
— Для этого понадобится наша социальная карточка. Она у вас уже есть? Если нет, то необходимо заполнить анкету и получить ее.
— Хорошо, мы карточку сделаем. И все-таки, эти товары будут как-то выделяться? Бабуля сама хочет прийти за покупками, а зрение у нее не очень.
— Нет, не будут. Просто покупателям нужно знать, какие товары относятся к социально значимым.
— В магазине где-то можно найти список этих товаров?
— Посмотрите в районе 13-й кассы — там должна быть вывеска с их указанием.
Сходил туда и ничего не нашел. Потому что касса 13-я или потому, что вывески не было?
P.S. Все новое имеет обыкновение приживаться с трудом. На самом деле, должно пройти какое-то время, чтобы скидка 10 % стала обыденной и абсолютно понятной. Пока в магазинах с этим хватает неувязок. Товары первой необходимости люди купят в любом случае, но важно на первых порах объяснять им, что можно и сэкономить. Иначе зачем эта акция?
Справочно
С 17 января скидку 10 % предоставляют многодетным семьям и пенсионерам, а также малообеспеченным гражданам, которые получают государственную адресную социальную помощь в виде ежемесячного пособия. Соглашение о новой скидочной системе с Министерством антимонопольного регулирования и торговли подписали 16 компаний.