С 1 декабря 2021 года в силу вступают новые требования по маркировке и прослеживаемости шин. На форумах стала появляться информация о том, что возможен дефицит шин, а также их последующее подорожание. Так ли это на самом деле, мы спросили у экспертов.
Если вкратце, с 1 декабря многие продаваемые на территории Таможенного союза товары, в том числе и шины, должны иметь маркировку. Она позволит отследить цепочку от импортера или производителя до конечного потребителя. При этом все шины, производимые сейчас, маркируются самим производителем, а вот маркировка выпущенных ранее ложится на плечи импортеров или розничных продавцов, на чьих складах эти шины хранятся. Естественно, это вносит в процесс реализации лишние операции: привезенные шины нужно внести в базу, а при продаже — отметить выбывающие. К тому же весь имеющийся склад нужно инвентаризировать, промаркировать и точно так же внести в базу. Возникает вопрос: как это скажется на стоимости и ассортименте шин?
«Мы не планируем останавливать отгрузку товара»
«Действительно, с 1 декабря 2021 года вступают в силу новые требования законодательства о маркировке и прослеживаемости шин (указ №243), — рассказали представители онлайн-гипермаркета 21vek.by. — Согласно этим документам мы имеем право пускать в оборот (хранить, перемещать, реализовывать) только промаркированные шины. Что это значит? Во-первых, на товар нужно наносить средство идентификации, во-вторых, в системе маркировки „Электронный знак“ должны быть достоверные сведения о маркировке товара.
На данный момент наши специалисты дорабатывают весь необходимый функционал, выстраивают процессы с учетом новых требований законодательства. Мы не планируем останавливать отгрузку товара, запустим новый функционал в кратчайшие сроки».
«Вчера многие компании не отгружали шины, поскольку не знали, как все сделать правильно»
«Есть несколько видов кодов, шина должна пройти в „системе“, прибыть и выбыть из оборота, — пояснил Александр Брылев, директор шинного интернет-магазина ProShina. — Получается, что сейчас мы не имеем права продать шины, не совершив некоторые манипуляции. Нужно сделать полную инвентаризацию на складе, чтобы разобраться, какие из них промаркированы, а какие нет, и ввести данные в документооборот. И как-то отследить, что промаркированы все шины до единой, что все сделано правильно, сотрудники не ошиблись.
При этом важно понимать, что мы сами шины в РБ не ввозим, а берем их у импортеров или у производителей напрямую. И уже заметно, что некоторые позиции становятся дефицитными, но не могу сказать, что это связано исключительно с маркировкой. Она — лишь один из факторов. В целом уже какое-то время у отдельных производителей заказы принимаются на полгода вперед, поскольку производство шин — это весьма трудоемкий процесс. И периодически возникает дефицит определенных позиций — к примеру, в коммерческом секторе или на популярные модели типа Geely Coolray. Естественно, в таких случаях импортеры могут повысить отпускные цены. Ситуация с поставками, проблемы производства на фоне пандемии, а теперь и маркировка — все это вкупе может дать негативный эффект.
Что будет теперь? Вчера многие крупные компании не отгружали шины, перестраховались. Потому что на складах большие объемы остатков, но никто не знает, как быстро и правильно промаркировать шины, внести их в базу и т. д. Нам в этом плане проще, однако тоже есть нюанс: даже покупая шины у импортера, мы не можем быть на 100% уверены, что все сделано так, как положено по закону. И если проблема была у импортера, она автоматически переходит к нам. Плюс к этому добавляется много новых операций в самом процессе реализации — и пока картина такая, что работать быстро, эффективно и безошибочно смогут не все.
Соответственно, рынок вполне может среагировать на это — возникнет дефицит, вырастут цены, поскольку официально компании в какой-то период не смогут реализовывать шины со склада. Вероятно, кто-то из розничных продавцов уйдет в тень, будет продавать только за наличные и через базы объявлений. Опять же, для того чтобы запустить процесс маркировки и учета, импортерам и крупным ретейлерам придется серьезно потратиться: дополнительно загрузить работников, купить сканеры, зарегистрировать все должным образом, перенастроить ПО и так далее. Это тоже может отразиться на цене для конечного потребителя».
«Есть много нюансов: как клеить, куда клеить»
«Сегодня можно купить коды у национального оператора по цене две копейки, распечатать и наклеить самостоятельно, — пояснил Вячеслав Танин, замдиректора по коммерческим вопросам ЗАО „Голографическая индустрия“. — Там есть свои нюансы. Нужно понимать, как клеить и куда, чтобы код сохранился на шине во время хранения (на резину в принципе сложно что-то приклеить — такой материал), однако проблема решаемая. Но пока ситуация напряженная для всех, МНС организовывает горячую линию и, по нашей информации, не будет наказывать тех, кто по каким-то причинам не смог правильно организовать процесс маркировки шин».
То есть требование маркировать шины вступает в силу с 1 декабря, а штрафовать за его невыполнение начнут позже.