Услуги сертифицированного косметолога в Бресте. Подробнее ...

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

01.04.2024 00:32
Транспорт

Чумовая самоделка! Рассказываем, как минчанин примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Сегодня показываем диковинную самоделку минчанина Ярослава — мотоцикл с 1,4-литровым турбодизелем от VW Polo. О процессе создания проекта и его дальнейшей судьбе — в материале av.by.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

«Готовых решений нет: мощность большая, и всё просто сыплется…»

С минчанином Ярославом, создателем канала MotoGO в Youtube, встречаемся в его гараже, который на привычное мужское логово никак не похож — это ж полноценная мастерская! Здесь находятся на ремонте как другие его мотоциклы, так и основы для будущих проектов. Однако сегодня на самом видном месте — турбодизельный «двухколёсник». О нём и поговорим.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Честно говоря, не помню, как именно пришла мысль о создании турбодизельного мотоцикла. Сами по себе такие байки делают, однако чаще используют маленькие и слабенькие двигатели от мотоблоков. Грубо говоря, нашли на свалке мотор — с ним и построили…

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Я люблю быстрые мотоциклы — соответственно, главная задача заключалась в поиске мощного турбодизельного двигателя, ведь его в последующем можно будет модернизировать. Пожалуй, с возникновения идеи до старта её реализации прошло около двух недель: в процессе обдумывания не хотел переключаться на другой проект.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Начал я с покупки TDI — всё-таки с дизелем раньше не сталкивался. Чаще работал с бензиновыми ДВС, которые казались проще. А теперь меня и дизельные моторы не пугают: разобрался в специфике работы этих силовых установок. Главной задачей было найти минимальный по габаритам агрегат. В данном случае выбор пал на трёхцилиндровый дизель от VW Polo 2004 года выпуска (он же используется в Skoda Fabia).

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Мотор короткий и высокий, но за счёт трёх цилиндров имеет в поддоне балансировочный механизм.

Пробег имел для вас какое-либо значение?

— Нет, главное, чтобы двигатель был в рабочем состоянии. Километраж — до 200 тыс. км. Да и этот агрегат достаточно надёжный! Когда его разбирал, менял прокладки, снимал поддон и клапанную крышку — был чистенький внутри! То есть нормально обслуженный. При первом пуске после масляного сервиса не дымил и не коптил, — отмечает Ярослав.

— Сколько стоил двигатель?

— В районе 450 долларов — на тот момент на рынке это был самый дешёвый вариант. Так я поехал и сразу купил его!

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

«Дизельное сердце, а КПП — от бензинового BMW»

— Пришлось ли менять компоновку? Неужели мотор достаточно положить на бок без дополнительных манипуляций и переделок? Невольно вспоминается «летающий кирпич» от BMW.

— Вот как раз в двигатель лезть глубоко не пришлось. Главный вопрос в КПП: как передать крутящий момент и всю мощность на колесо? Часто такие проекты делают с «коробками» от советских мотоциклов «Днепр». В моём случае это никак не реализуешь: мощность очень большая, всё попросту посыплется...

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Так вот, здесь установлена «коробка» от мотоцикла BMW 1100. Интегрировать удалось успешно! Разве что от трансмиссии VW Polo, которая шла в комплекте с 1.4 TDI, пришлось отрезать кусочек, дабы соединить агрегаты. Грубо говоря, сделал переходной колокол.

Маховик ещё ваговский, а дальше всё переделано и выточено для сцепления BMW.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Двигатель дизельный, «коробка» — от бензинового ДВС. У дизеля максимальные обороты в минуту — порядка 4 000—4 500, а эта КПП рассчитана на 7 500. Соответственно, на данный момент максимальная скорость на пятой передаче — около 120 км/ч. Трансмиссию в дальнейшем буду дорабатывать — менять шестерёнки внутри, чтобы скоростной лимит поднять до 150—160 км/ч. Либо чтобы ездить на скорости 100—120 км/ч при нормальных оборотах, а не пиковой нагрузке.

В общем, подружить дизель с бензиновой «коробкой» никак по-другому не получится — только изготовлением на заводе новых шестерёнок.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Конкретно в этом двигателе мощность — 75 л. с., но программно её можно будет увеличить до 100 сил. Захочется ещё больше отдачи — потребуется установка другой турбины с последующей настройкой. В целом это уже легко делается.

Какой будет расход топлива… Если ориентироваться на заводские значения, автомобиль с 1.4 TDI потребляет около шести литров на «сотню». Учитывая, что мотоцикл значительно легче, расход тоже должен быть ниже.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Двигатели в мотоциклах раскручиваются до куда более высоких оборотов. Выдержит ли дизельный мотор нагрузки?

— Ну, вес мотоцикла намного меньше, соответственно нагрузка окажется ниже. Вдобавок это дизель — да, ему нагреться сложнее, чем бензиновому! Однако силовая установка со всех сторон открыта — вокруг нет бампера, капота, за счёт чего мотор будет охлаждаться во время движения. Плюс ко всему проект не для ежедневной эксплуатации, так — для удовольствия и веселья. Да и на дороги общего пользования пока нельзя выезжать — могу только покататься в ГСК.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Поворачивают двигатель для подобных проектов как удобнее — строгих правил нет. К примеру, этот 1.4 TDI в VW Polo стоял поперечно, а в моём случае установлен продольно.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— На мотоцикле поддон двигателя находится низко, расстояние до земли — всего 100 мм. С одной стороны, немного. С другой — такое же у Harley-Davidson Sportster. В целом нормальный дорожный просвет. Вдобавок трёхцилиндровый мотор весьма высокий, из-за чего поддон невозможно было сместить вверх. Если бы поднимал ещё выше, задняя подвеска смотрелась бы не так эффектно: сейчас двигатель, коробка и задний маятник идут параллельно земле.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

«Тормозит мотоцикл очень хорошо — проверял!»

Когда наш герой завершил процесс синхронизации турбодизельного двигателя 1.4 TDI и трансмиссии мотоцикла BMW, наступил следующий этап — создание рамы.

— Далее я стал заниматься рамой, колёсами и подвеской. Сложно понять, как должна выглядеть финальная версия проекта, ведь 3D-эскиза не создавалось. Вижу образ в голове — руки делают! Поставил двигатель с «коробкой», имея при этом точки, к которым должна быть приделана рама, — от них и отталкивался.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Рассчитать необходимую выносливость рамы достаточно сложно, поэтому я делал с хорошим запасом. Качественно сваривал и добавлял усиления. В случае с моим проектом очень много точек крепления как КПП, так и двигателя. Соединено всё настолько монолитно, что, даже если где-то рама треснет, остальные места контакта не позволят ей куда-либо уйти — она всё равно останется на моторе. В ближайшее время у меня будет финальная разборка под покраску — планирую повторить контроль всех швов и при необходимости снова их проварить.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Учитывая, что двигатель достаточно тяжёлый, требовалось разработать переднюю подвеску, которая выдержит такой вес. Причём хотелось иметь возможность усилить её при необходимости. В данном случае использована вилка Girder. Мы нашли её 3D-модель на просторах интернета. Схему немного доработал, после чего отдал на лазерную резку.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Если брать заводскую вилку, то она будет определённого размера под конкретный мотоцикл. Естественно, пришлось бы модернизировать. Лишних действий не хотелось, потому изготавливали её с нуля, чтобы не возникло осложнений. Работает она отлично: амортизаторы спереди и сзади — от обычных мотоциклов.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Колёса — от BMW R1100 RT. С ними была проблема: нет в наличии. Переднее заказывал в Польше, а заднее — в Нидерландах. «Коробка» и маятник с редуктором тоже от BMW, но другой модели — K1100 LT, причём появились они даже раньше, чем двигатель.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Подножки — от Harley-Davidson, руль — Yamaha XVS Bolt. Ручки, пульты и приборную панель заказывал на AliExpress — они универсальные, но сделаны в стиле «Харлея». От какой конкретно модели передняя тормозная машинка, не помню. Задний тормозной цилиндр — Suzuki.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Какая получилась масса у мотоцикла? С учётом его объёма, видимо, есть особые требования к работе тормозной системы.

— Задний тормоз стандартный — сразу идёт система с суппортом от БМВ. Для переда взял два суппорта BMW K1100 — они отличные уже прямо с завода, но была задача купить правильную тормозную машинку, которая справлялась бы с ними. Останавливается мотоцикл очень хорошо — проверял! Рассчитываю, что общий вес достигнет порядка 250 кг.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— Сейчас перед вами достаточно сырой проект дизельного мотоцикла, — говорит мужчина. — Местами видна сварка, но в ближайшие дни буду разбирать его для контроля рамы и финальной обработки. При необходимости — снова варить, зачищать. Одним словом, наводить красоту!

Всё-таки некоторые решения при разборке будут переделаны — например, заменю водопроводные краники. Задний «хвост» напечатаем на 3D-принтере или выльем из пластика — с этим ещё не определились.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

— А что планируете делать в будущем с проектом?

— Знаю, что в Беларуси даже трициклы собирали! Если это возможно, пройду сертификацию, чтобы в дальнейшем поставить его на учёт и мотоцикл имел все необходимые документы. Получится или нет — пока не знаю, но мне ничто не мешает попробовать, — с улыбкой завершает беседу Ярослав.

Рассказываем, как белорус примостил мотор 1.4 TDI от VW Polo на мотоцикл

Фото: Алиса Зацаринная