Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

«Растаможиваю даже 7-летние электрокары без НДС». Это как? Спросили у ГТК

25.12.2022 05:05
Транспорт

До весны 2022 года при растаможке электромобиля гражданам Беларуси не нужно было уплачивать налог на добавленную стоимость. С 1 марта такая возможность осталась только для электрокаров на старше пяти лет. Однако наш читатель уверяет, что после этой даты смог ввезти даже семилетний экземпляр без уплаты НДС.

Фото

Как рассказал Николай, в 2022 году (последний раз — в ноябре) он лично растаможивал несколько «электричек» старше 2017 г. в., но оплачивал только утильсбор. В одном из случаев НДС насчитали, но затем всё равно вернули уплаченную сумму налога.

Напомним, что в отношении электротранспорта до недавнего времени действовал Указ от 19.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей», в котором говорилось следующее: по 31 декабря 2025 года ставка НДС применяется в размере 0 процентов. Указом от 22.11.2021 № 447 документ был скорректирован: нулевая ставка НДС действует, только если с даты выпуска ввозимых электромобилей прошло не более пяти лет.

«Растаможиваю даже 7-летние электрокары без НДС». Это как? Спросили у ГТК

Получается, данное условие является не таким уж обязательным? За разъяснениями мы обратились в Государственный таможенный комитет.

В ведомстве сразу отметили, что при ввозе на территорию Республики Беларусь в качестве товаров для личного пользования гражданами РБ, которые постоянно проживают в стране, транспортных средств категорий M, MG, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем, указанные лица имеют право воспользоваться освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов согласно пункту 9 приложения 3 к Решению № 107.

Он гласит: физическое лицо может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС сроком по 31 декабря 2023 года включительно любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов моторные транспортные средства с электрическими двигателями, классифицируемые кодом 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС (моторные транспортные средства с электрическими двигателями), в рамках количества, предусмотренного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 39 (для Беларуси это 10 тыс. шт. в 2022-м и 15 тыс. шт. в 2023-м. — Прим. ред.), при одновременном соблюдении следующих условий:

  • ✔ наличие гражданства одной из стран ЕАЭС (за исключением России);
  • ✔ постоянное место жительства в государстве-члене, гражданином которого он является;
  • ✔ представление в таможенный орган соответствующего государства-члена документа, выданного уполномоченным органом указанного государства-члена и содержащего сведения о лице, осуществляющем ввоз таких товаров, количестве ввозимых этим лицом товаров и их стоимости.

— Указанное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применяется независимо от даты выпуска электромобиля, — рассказали в ГТК.

Сколько именно уже было ввезено электрокаров с нулевым НДС из предусмотренных на этот год десяти тысяч машин, к сожалению, узнать не удалось. На таможне лишь отметили, что самыми популярными электромобилями, доставляемыми в Республику Беларусь, являются Chevrolet Bolt, Nissan Leaf, BMW i3, электротранспорт фирмы BYD и, конечно же, Tesla (преимущественно Model S и Model 3).

— Необходимо отметить, что освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренное пунктом 9 приложения 3 к Решению № 107, сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими транспортными средствами.

В случае если гражданин Беларуси, постоянно проживающий в стране, не воспользуется правом на освобождение от таможенных пошлин, налогов, предусмотренное пунктом 9 приложения 3 к Решению № 107, при выпуске электромобиля в свободное обращение будут подлежать уплате таможенные пошлины, налоги в размере, предусмотренном пунктом 4 таблицы 2 приложения 2 к Решению № 107 в виде совокупного таможенного платежа.

Под совокупным таможенным платежом понимается сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьёй 53 ТК ЕАЭС.

Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Они формируются комиссией на основании сведений, представленных уполномоченными государственными органами государств-членов, и размещены на официальном сайте Союза.

От себя поясним: размер таможенной пошлины регулируется решениями ЕЭК и никакой указ никакого отдельного государства — участника ЕАЭС на него не влияет, на отдельной территории данный параметр не может быть изменён. А вот НДС в каждой стране устанавливается отдельно, без привязки к ЕАЭС.

— При этом при исчислении совокупного таможенного платежа в части исчисления налога на добавленную стоимость в отношении электромобилей, с даты выпуска которых прошло не более пяти лет, могут быть применены положения подпункта 1.4 пункта 1 Указа от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей». Так, ставка НДС в отношении электромобиля, с даты выпуска которого прошло не более пяти лет, будет применяться в размере ноль процентов.

В иных случаях при исчислении совокупного таможенного платежа в части исчисления налога на добавленную стоимость станет использоваться ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов, напомнили в комитете.

«Растаможиваю даже 7-летние электрокары без НДС». Это как? Спросили у ГТК

Резюмируя всё вышесказанное: белорус может воспользоваться освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренным регламентом ЕЭК, при соблюдении всех условий, перечисленных выше. В том числе возможностью ввезти в страну электрокар с нулевым НДС, даже если с даты выпуска автомобиля прошло более пяти лет.