Что творится на рынке перевозок? Настоящая битва за пассажира, и в ней, как считают нелегальные перевозчики, все средства хороши. Кто-то скажет: бизнес – ничего личного! Но темные лошадки могут и не приехать. У нелегалов десятками изымают машины. Объявления по сарафанному радио разносятся быстро, так что на время рейда они просто перестают выезжать на маршруты. Чтобы замерзший пассажир в итоге сказал: какой кошмар, куда только смотрит государство! Это что, шантаж?
Нелегальное такси под прикрытием сервиса «Атлас» перехватывает пассажиров на Логойском направлении. Автомобиль и вовсе блокирует проезд легальной маршрутке, чтобы водитель опоздал на остановку.
Хитрая схема такова. Предприниматель оформляет на себя деятельность по нерегулярной перевозке, то есть он может совершать только корпоративные поездки. К примеру, свадьбы, экскурсии. Такая деятельность не лицензируется. А сам пускает машину по регулярному маршруту. Что категорически запрещено. И дело не только в налоге. Нелегал не виден для мониторинга и контроля.
После трагического ДТП под Смолевичами за наведением порядка в сфере пассажирских перевозок взялись основательно. Транспортная инспекция стала вырезать нелегалов с проезжей части, словно опухоль.
Нелегалы зачастую работают через систему «Атлас» – на платформе легко провернуть аферу. Нарушителя необходимо поймать с поличным.
Популярный маршрут Минск-Логойск нелегалы облюбовали основательно. Транспортники в конце октября изымают очередной борт на этом направлении за запрещенный извоз. Полутеневые предприниматели пошли ва-банк – в одночасье больше не выезжают. На дороге возникает пассажирский коллапс. Люди снимают видео, обрывают горячие линии.
Да, нарушения были, соглашаются перевозчики, которые работают легально. Говорят, не могли противостоять натиску отчаявшихся людей на остановках и брали замерзших пассажиров стоя, понимая, что накажут.
Екатерина Станкевич – один из официальных перевозчиков, работающих на этом маршруте. С трудом держится под напором тех самых нелегалов, в прямом и переносном смысле. Ей угрожали и даже избивали, доставалось и автомобилю.
Юристы рассказывают, на логойском маршруте серая схема такова: предприниматель открывает две фирмы – одну для корпоративных перевозок, другую – для регулярных. Автомобили в обе конторы предоставляют несколько предпринимателей. Под прикрытием регулярки выходили дополнительные машины из корпоративного извоза. Такая игра в шашки. И «невидимых» машин, которые возили пассажиров, лишь стало больше.
Сегодня нелегальные предприниматели упорно пытаются легализоваться. Пугает не только изъятие авто, но и проект нового Указа. Документ предусматривает тщательный контроль и более суровые наказания. А пока добросовестные перевозчики надеются на справедливость в дорожных войнах с наглыми конкурентами.