В лагере реконструкторов пахнет свежескошенной травой, идут последние приготовления. Рядом с высоткой на ул. Зубачева снуют люди и машины. Полосатый шлагбаум и часовые отсекают всех посторонних. В гуще деревьев выросло около десятка больших военных палаток, пишет «Вечерний Брест».
Участники реконструкции в Брестской крепости живут здесь днем и ночью. Готовят пищу, чистят оружие, изучают уставы. «Красноармейцы» и «гитлеровцы» одеты и экипированы по образцам начала Великой Отечественной войны. Не допускаются даже изменения формы, введенные в РККА в начале 1943 года, когда появились погоны. Но главное — дух и настрой этих людей перед реконструкцией событий обороны Брестской крепости на рассвете 22 июня.
Клещи штурма
В этом году в памятных событиях в городе над Бугом примут участие около пятисот реконструкторов-энтузиастов из разных уголков Беларуси, России, Прибалтики… Трудно (да и нужно ли?) внести изменения в действующий сценарий. Но организаторы тщательно работают над каждой деталью. На первом месте историческая правда первых часов и дней обрушившегося ада.
Вечером 21 июня в армейском клубе будут танцы. Галантные кавалеры пригласят девушек. Будут разлетаться платья в горошек, волосы, заплетенные в «колоски»… «Утомленное солнце», «Счастье мое», «Рио-Рита» закружат пары и головы. Завтра была война… Всех оглушит ливень бомб и огня, запах гари и смерти. Сжимавшие нежные женские пальчики руки мужчин возьмутся за оружие и будут стоять насмерть. Немногим из них удастся выжить. Но сломать не получится. Здесь начиналась Победа. Это не просто слова, а символ героической обороны Брестской крепости, Победы советского народа в той страшной войне.
Будет все: клещи штурма, приказ № 1 по гарнизону Брестской крепости, желание вывести женщин и детей из каменного капкана… Но мы запомним несломленных духом лейтенанта Кижеватова, реального «шварценеггера» того времени майора Гаврилова и многих-многих других. Мы до сих пор не можем понять, как они смогли выдюжить. И поэтому идем в крепость, чтобы поклониться, прикоснуться к памяти и постараться понять, что и почему произошло, какие вынесли уроки? А теперь уже – какая связь с нынешним временем?
Реконструкторы нам дают такую возможность. Благодаря им оживает картинка, герои снова живы, опять сражаются и умирают, верят, что обнимут любимых. Они уверены, что придет помощь, но не оглядываются назад, когда приходит осознание, что надеяться не на кого, кроме как на самих себя. Поэтому кажется, что они живы и сегодня, хоть прошло 83 года.
– В этом году будет много нового, – рассказал командир военно-исторического клуба «Гарнизон», гвардии подполковник запаса Юрий Киреев. – Внесены определенные изменения в сценарий. Заключили договор с киностудией «Беларусьфильм» по поставкам оружия, униформы, техники. Другие энтузиасты доставят германский штабной автомобиль Kübelwagen, будут также грузовая машина, несколько мотоциклов. Понимаем, что в связи с санкциями многие к нам не приедут, но мы продолжаем четкую линию, направленную на патриотическую работу. Приехало много россиян – от Калининграда до Владивостока. Это наша общая боль и память. И мероприятие направлено на то, чтобы молодежь, все присутствующие поняли, что наша страна – это монолит единства. Планируем, что только пограничников, бойцов Красной армии, войск НКВД СССР будет около 260 человек. С «фашистами» сложнее. Не каждый хочет играть эту роль на героической земле Брестской крепости. Но это необходимо. На них лежит большая нагрузка. Зрители должны понимать, какой враг к нам пришел – серьезный, бескомпромиссный, злой. У нас не было другого выхода, как его победить. Мой дедушка Владимир Федотович Дайнеко погиб в августе 1944 года. Я 17 лет прослужил в войсках ВДВ. Увы, придется сыграть немецкого командира 135-го пехотного полка, который был в Бресте. Надену на сапоги точно такие же шпоры, чтобы выглядеть исторически досконально…
На Кобринском укреплении Брестской крепости подготовили контрольно-следовую полосу, установили пограничный столб, дот. Все оборудовано и замаскировано под 1941 год. Отрадно, что в 2024-м году в реконструкции участвуют кадетские классы. Причем не только из Бреста, но и из Москвы, Новополоцка, Слонима. По словам организаторов, ребят не нужно заставлять, они сами горят желанием, счастливы, что могут участвовать.
– Мальчик стоит со штыком на посту, и он никого не пустит, я вас уверяю, – восхищен Юрий Киреев. – Никто не просочится.
«Мурашки» пробегают по коже
Заходим в палатку, где проживает «вермахт и другое отребье», как здесь говорят. Брестчанин, работник «Гефест-Техники» Григорий Радывонюк участвует в реконструкции с 2018 года. «Заразили» друзья.
– За это время ни разу не пропустил реконструкцию, – рассказывает молодой человек. – Прошлые годы представлял Красную армию, в этом – «темную сторону». Много нюансов, изучал литературу, чтобы не было вопросов по форме, знакам различия, значкам. Нужно очень ответственно подойти. А потом показать, как они зверствовали. Люди должны понимать, что происходило. Стараемся донести правду. Пусть оценят зрители.
Товарищ собеседника, брестчанин Вадим Пацко – представитель силовых структур. Участвует с 2021 года. Первый раз представлял пограничников, затем – немцев.
– Роль скверная и поганая, но кто-то должен это делать, – рассуждает мужчина. – Гости зачастую отказываются ее играть на святой брестской земле… Убьют, буду лежать на сырой земле всю реконструкцию. Можно и пинка получить, и сапогом по лицу…
Учащийся СШ № 26 г. Бреста Артем Парафенюк на протяжении пяти лет играет юного красноармейца. Участвовал в реконструкциях по Брестской области и Беларуси. В лагере также тщательно проверяет и готовит форму, настраивается психологически.
– Ощущаю гордость, что участвую в данном мероприятии, – говорит молодой человек.
Командир «Гарнизона» уверен, что все участники – настоящие патриоты, независимо от того, какую роль исполняют. Они – большие энтузиасты. Помогают коллеги из других клубов, но многое приходится делать за собственные средства, по своей инициативе. К тому же, Григорий и Вадим задолго до приезда основного состава участников помогают обустроить лагерь, привести в порядок быт.
Кадет из Слонима Кирилл Ширко первый раз приехал в Брест. Жизнь в лагере понравилась. Появились новые друзья. Побывал на экскурсии в крепости. Девятиклассник ждет от участия ярких эмоций и хороших воспоминаний на долгие годы. Уверен, что реконструкция нужна для того, чтобы люди не забывали о трагических и героических событиях начала Великой Отечественной войны, сколько бы лет ни прошло.
Брестские школьницы и выпускницы Дарья, Женя, Арина, Маргарита, Катя, Саша будут участвовать как члены семей командиров, мирное население. Для них важно погрузиться в то исторически сложное время.
– Страшно, больно смотреть на все это, – говорят девушки. – Можно и прикладом по голове получить… Но это наша память. То, что нужно сохранить, чтобы никогда больше не повторилось. Готовили платьица в горошек, сделаем прически «волосы в колоски», вплетем белые ленты. Наряды, косынки, туфельки, сумочки, перчатки находили в сундуках бабушек, шили на заказ.
Маргарита участвовала в течение пяти лет.
– Эмоции и впечатления просто незабываемые, когда идет сама реконструкция, — делится девушка. – С прошлых лет осталось много воспоминаний. Атмосфера в лагере тоже незабываемая. Обязательно нужно приходить и участвовать, чтобы не забывать свою историю. На рассвете бывает очень холодно, но это того стоит. Мурашки пробегают по коже, когда за тобой бегут «фашисты». Слезы наворачиваются… А каково было тем людям?
В 4 утра их разбудит канонада взрывов, кромешного огня и грохота. Первые мгновения растерянности сменятся военной выучкой и дисциплиной. Паники не будет. Попытки прорыва не увенчаются успехом. Глоток воды никогда больше не будет иметь такую высокую цену, как и запас боеприпасов, и пищи.
Командир Юрий Киреев еще раз напоминает:
– Очень важно показать, какого врага мы победили. Мы защищали свою землю. И до Берлина дошли. Разбили врага в его логове. Спасибо за это нашим отцам, дедам и прадедам. Любого агрессора, который сунется к нам, будем нещадно бить. Еще раз подчеркну, на это и направлена наша патриотическая работа.
…В ночь на 22 июня Брест не спит.