В 1961 году началась история карьерной техники марки БЕЛАЗ: 14 сентября в Жодино был собран первый опытный образец самосвала БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн.
К 60-летнему юбилею самосвала-первенца Белорусский автозавод запустил в своем официальном телеграм-канале медиапроект "Самосвал БЕЛАЗ-540: первому и легендарному – 60!" Публиковавшиеся там в течение двух месяцев материалы позволили вспомнить основные факты из истории создания этого автомобиля и оценить всю важность его появления.
Разработан БелАЗ-540 был собственной конструкторской службой Белорусского автозавода, которая появилась в 1960 году. Перед ней ставилась задача совершенствования серийного самосвала МАЗ-525, производство которого было передано в Жодино за два года до этого. Однако главный конструктор Заля Львович Сироткин предложил своему отделу сделать абсолютно новую – от капота до колес – машину. Идею восприняли с энтузиазмом. Над проектом работали по 10–11 часов, работали и дома. При этом сверхурочные никто не оплачивал – новый самосвал создавался в инициативном порядке.
В новой машине конструкторы постарались воплотить все самые прогрессивные на тот момент решения: самосвал получил гидромеханическую трансмиссию, пневмогидравлическую подвеску, объемный руль. Целый ряд принципиальных новшеств был закреплен несколькими десятками авторских свидетельств.
Автором оригинального и запоминающегося дизайна первого карьерного самосвала БелАЗ стал художник-конструктор Валентин Сергеевич Кобылинский, который в начале 1960-х работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) в Москве.
Впервые в Жодино Кобылинский был командирован в ноябре 1960 года. Буквально за 20 дней он определил для себя будущий облик машины и выполнил эскиз и чертежи общего вида. В начале 1961 года Кобылинский вернулся на завод и выполнил пластилиновую модель в масштабе 1:10 – по ней конструкторы-кузовщики разработали кабину, облицовку и все оперение будущего БелАЗ-540.
Воплощение в металле абсолютно нового самосвала проходило с не малыми сложностями: сказывались слабость экспериментальной базы, недостаточность станочного оборудования. Кроме того, пришлось проектировать и изготавливать испытательные стенды для различных систем автомобиля. Как вспоминают ветераны БЕЛАЗа, не сразу все получалось. Не раз конструкторам вместе с рабочими приходилось снимать узлы со стендов, разбирать их, ликвидировать неисправности, дорабатывать узел и опять проводить испытания. Работали в напряженном темпе.
Тем не менее уже в августе стартовала сборка первого опытного образца. А завершить ее удалось в ночную смену 14 сентября 1961 года – машину самоотверженно готовили в качестве подарка Белорусского автозавода XXII съезду КПСС. Тем же утром самосвал-первенец БелАЗ-540 был опробован в экспериментальном цехе и выехал из его ворот. Это было поистине знаменательное событие для всех "белазовцев"
"Первый выезд самосвала БелАЗ из заводских ворот вообще забыть невозможно! – вспоминает техник-технолог Леонтий Хоха. – Это было такое великое событие! Все и рабочие, и технологи, и конструкторы оставили свои рабочие места и толпой выстроились перед воротами в ожидании. И когда завели первый БелАЗ, все дружно аплодировали и кричали "ура".
В октябре 1961 года первый опытный образец БелАЗ-540 был отправлен в Москву к открытию ХХII съезда КПСС. Кстати, до Москвы самосвал добирался своим ходом – вести новую машину в столицу Советского Союза доверили водителю-испытателю Сергею Лютаревичу. Поездка прошла хорошо, без поломок и остановок.
Затем в течение двух месяцев БелАЗ-540 экспонировался у павильона машиностроения на ВДНХ СССР и произвел там настоящий фурор. По итогам выставки новый самосвал удостоили диплома I степени.
До весны 1962 года опытный БелАЗ-540 проходил заводские испытания. Затем начались государственные. По их результатам в конструкцию были внесены некоторые изменения, самосвал рекомендовали к серийному производству. Оно началось 10 сентября 1965 года на новом конвейере. А 13 сентября со старого главного конвейера сошел последний 25-тонный самосвал МАЗ-525. Таким образом, завод полностью перешел на серийный выпуск 27-тонных автосамосвалов собственной марки БелАЗ-540.
БелАЗ-540 (в 1967 году начался выпуск более совершенной модификации БелАЗ-540А) с самого начала удачно вписался в технологию добычи твердых полезных ископаемых. Самосвал безукоризненно подходил для работы в карьерах в условиях бездорожья и сурового климата. Это был удачный проект, который предопределил успешность всех последующих поколений самосвалов марки БЕЛАЗ.
17 декабря 1976 года со сборочного конвейера Белорусского автозавода сошел юбилейный 25-тысячный БелАЗ-540А. Производство модели продолжалось до 1985 года.