Начало 2021 года принесло белорусам новый Кодекс об административных правонарушениях, а в конце года страна получила новый Закон РБ "О дорожном движении". Автобизнес изучил документ и выбрал самые важные и любопытные моменты, пишет «Автобизнес».
Про медсправки
Отныне Минздрав будет вести учет выданных медсправок для водителей и тех, кто не допущен к вождению транспорта по результатам медосвидетельствований. Медики предоставят такую информацию ГАИ.
Что важно: если у водителя при обязательном или внеочередном осмотре работающих, или при медицинском освидетельствовании, или при оказании медпомощи будут выявлены противопоказания к управлению механическим транспортным средством, то информация об этом будет внесена в базу данных, водителя направят на досрочное переосвидетельствование. Если его не пройти за 60 дней, то по истечении этого срока водитель будет считаться "бесправником" до того момента, пока наконец-то не получит справку с разрешением садиться за руль (ст.27 Закона).
Статья 18.14 КоАП. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления
1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
"Права" на "автомате"
Свершилось! Теперь экзамен можно сдавать на автомобиле с автоматической КПП, при этом в водительском удостоверении будет стоять соответствующая отметка (ст.26 Закона). Сел за руль авто с "механикой" – считаешься "бесправником" со всеми вытекающими последствиями. И тут важно напомнить: если при таких обстоятельствах попасться инспекторам ГАИ на глаза неоднократно, светит "уголовка", предусмотренная ст.317-2 Уголовного кодекса.
Примечание к ст. 317-2 УК РБ: для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо в течение одного года после наложения административного взыскания за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, предусмотренного частью 2 статьи 18.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, вновь управляло транспортным средством, не имея права управления этим средством.
Тем же, кто сдал экзамен на машине с механической КПП, предоставлено право (дословно) "управления любым механическим транспортным средством любой категории", то есть как на "автомате", так и на "механике".
Впрочем, эта статья обновленного закона вступит в силу только через девять месяцев, так что ГАИ вряд ли начнет принимать экзамены на машинах с "автоматами" раньше осени 2022 года.
Из водителей в пешеходы за долги
Ранее водитель считался не имеющим права управления после того, как у него закончился срок действия "прав" или медсправки, подтверждающей наличие противопоказаний или заболеваний, или если он отказался от медицинского переосвидетельствования. Также можно было лишиться "прав" по решению суда.
Теперь же со дня, когда судебный исполнитель сообщил должнику об ограничении на право управления транспортом, тот считается "бесправником". Под такую "кару" можно попасть за неоплаченные кредиты, алименты, жилищно-коммунальные услуги, задолженности по штрафам и прочее.
Про иностранцев в Беларуси
Иностранцы с международными в/у считаются "бесправниками" по истечении 90 дней с даты получения паспорта гражданина Беларуси, биометрического вида на жительство или удостоверения беженца.
При этом граждане России после получения вида на жительство в Беларуси или белорусского гражданства могут управлять транспортными средствами на основании "прав", полученных в России. Остальным иностранцам, получившим вид на жительство или паспорт гражданина Беларуси, – дорога в ГАИ за получением водительского удостоверения.
Про техосмотр
Как следует из ст.33 Закона, государственный технический осмотр транспортных средств будет проводиться на основании договора на оказание таких услуг. Ранее наличие договора не подразумевалось.
При этом диагностические станции будут вести учет сведений о машинах, проходящих техосмотр. Данные предоставят государственным органам на бесплатной основе.
Искусственный интеллект в помощь
Если в старом законе регулирование дорожного движения осуществлялось техническими средствами (например, светофором) или регулировщиком, то в нынешней версии добавлена интеллектуальная транспортная система (ст.18 Закона). Точнее, "подсистема транспорта для управления дорожным движением и осуществлением транспортной деятельности, основанная на применении информационных и коммуникационных технологий". Пока слабо понятно что это, но поживем – увидим.