Понятно, что топливный "аппетит" автомобиля во многом зависит от конструктивных особенностей и характеристик двигателя и трансмиссии (а это и тип привода, и исполнение коробки, включая передаточные числа). Но поговорим о тех факторах, которые могут быть переменными, в том числе и по воле самого владельца. Ибо в его силах сделать автомобиль более или менее экономичным, пишет Автобизнес.
Аэродинамика
Она начинает оказывать значительное влияние на топливную экономичность со скорости 50 км/ч. Мы неоднократно проводили измерения расхода топлива – и всегда приходили к следующей закономерности: увеличение скорости на очередные 10 км/ч приводит к перерасходу примерно на 10%. И в этом во многом "заслуга" аэродинамики.
Современные автомобили могут похвастать небольшим коэффициентом аэродинамического сопротивления: у лучших в этом отношении моделей он менее 0,25, хотя еще лет 15 назад эти цифры казались почти недостижимыми для серийных машин. Проще всего добиться подобных значений на крупных седанах, купе и лифтбеках, сложнее – на коротких и высоких хэтчбеках и универсалах, не говоря уже про кроссоверы и "каблуки".
Можно ли улучшить аэродинамику собственного автомобиля своими силами? Точечно и кратковременно – да. Например, если устранить (заклеить скотчем) все зазоры между лицевыми панелями, надеть аэродинамические колпаки на колеса, избавить кузов от выступающих элементов вроде дверных ручек, антенны и рейлингов. Но такие меры реальны для участия в экологических ралли, а для повседневной эксплуатации практически не применяются.
А вот ухудшить аэродинамические качества проще простого. Установка поперечин и бокса на рейлинги, неоригинальных спойлеров и прочих аэродинамических элементов сомнительного качества, "мухобоек" и ветровиков грозит созданием лишних завихрений воздуха при движении. Кроме того, аэродинамические качества ухудшает увеличение дорожного просвета, отсутствие предусмотренных конструкцией внешних элементов, а также экранов (щитков) в нижней части кузова, равно как и установка не "родных" брызговиков или стальной защиты моторного отсека.
Другими словами, придерживайтесь "завода", потому что все неоригинальное снаружи автомобиля может приводить к ухудшению его аэродинамических качеств. Само собой, помним о том, что открытые во время езды стекла, люк, крышка багажника тоже увеличивают расход топлива.
Сопротивление качению
Чем лучше накат, тем меньше приходится затрачивать энергии при движении, соответственно тем экономичнее автомобиль. Конечно, здесь весома и роль трансмиссионных потерь. Но если говорим о сопротивлении качению, то имеем в виду работу шин. Это и ширина протектора, и его рисунок, и состав резиновой смеси, но также и давление в колесах. Как раз последний фактор имеет большое значение, а главное – на него может влиять сам водитель.
Лучше всего выставлять давление по рекомендациям производителя, отклонения от предложенных им значений имеют свои последствия. Так, пониженное давление улучшает плавность хода, но влияет на ресурс шин, а также приводит к увеличению расхода топлива. Повышенное давление позволяет снизить сопротивление качению и несколько улучшить топливную экономичность, но обратная сторона медали – неравномерный износ шин, снижение плавности хода и ухудшение амортизирующих качеств шины, что ведет к увеличению нагрузок на подвеску.
Масса автомобиля
Та же история: чем легче автомобиль, тем проще двигателю его разгонять, тем экономичнее машина. В том числе по этой причине производители ведут борьбу за каждый килограмм, облегчая кузов и прочие детали, и как раз поэтому сделать стандартный автомобиль еще легче довольно сложно, разве что выбросить "запаску", снять "лишние" сиденья и элементы отделки, удалить шумоизоляцию и т.д. Так, собственно говоря, и поступают в процессе подготовки автомобиля к соревнованиям, но не ради экономичности, а для улучшения динамических качеств. Опять же для обычной эксплуатации такой подход не применяется.
Единственное, что остается, – не захламлять автомобиль лишними вещами. Ведь если постоянно возить на "всякий случай" половину гаража и кучу вещей, который "ой, забыл забрать из машины", легко наберется 20-30 кг всякого не очень-то нужного. И это также влияет на расход.
Дополнительная нагрузка на двигатель
Размерность колес оказывает влияние и на аэродинамику, и на сопротивление качению. Большие колеса – тяжелые колеса, они дополнительно "нагружают" двигатель. А еще в числе "паразитов" – кондиционер и мощные потребители электроэнергии (подогревы всего и вся, аудиосистема, фары и фонари), которые также увеличивают нагрузку на мотор через генератор. Это к вопросу о том, что все это оборудование, конечно, полезно и необходимо, но его использование без особой надобности не очень-то и целесообразно.
Горюче-смазочные материалы
Само собой, мощность и экономичность двигателя зависят в том числе и от качества топлива, будь то бензин, дизель или газ. Но тут нам остается лишь доверять тем АЗС, на которых мы заправляемся.
А вот в случае с бензином актуальна тема выбора сорта по октановому числу. Теоретически чем оно выше, тем экономичнее должен быть двигатель. Но мы уже этот вопрос разбирали: на практике бывает по-разному, поскольку значение также имеют и конструктивные особенности двигателя (в частности, степень сжатия, наличие наддува, тип топливной системы и т.д.), и то, как прописаны топливные карты, а также программа управления. А ведь есть еще и другие составляющие: режим эксплуатации, стиль вождения, опять же качество топлива.
И здесь рекомендация та же: ориентируйтесь на требования производителя. Скажем, если автомобиль рассчитан на 92-95-й бензин, заливайте 95-й – на этом сорте он, скорее всего, будет экономичнее 92-го. А за 98-й вы просто переплатите.
И точно так же оптимально выбирать масло по спецификации производителя. В современных моторах ставка сделана как раз на экономичность. Ну а самостоятельные эксперименты с вязкостью чреваты, причем это касается не только экономичности, но и ресурса двигателя.
Техническое состояние автомобиля
Наконец, самое интересное. Какое бы влияние на топливную экономичность ни оказывали все вышеперечисленные факторы, самое важное значение имеет именно исправность тех или иных систем. Какой смысл ставить узкие энергосберегающие шины и максимально качать их, если углы установки колес или подклинивающие тормоза ограничивают свободный выбег автомобиля? Вы используете "жиденькое" масло, но у вас неисправные свечи или забитый воздушный фильтр – и вся экономия насмарку. Заливаете качественный бензин с дополнительными присадками, но у вас вопросы с топливной системой или "умирающий" лямбда-зонд провоцирует работу двигателя на слишком богатой смеси.
В общем, все меры экономии без своевременного обслуживания (с применением качественных расходных материалов) и поддержания ключевых узлов и агрегатов в исправном состоянии не имеют смысла. В свою очередь внезапно увеличившийся расход топлива может быть сигналом о том, что где-то есть проблема. Ведь топливная экономичность – это одно из проявлений эффективности. И если она вдруг снижена, то это означает, что двигатель, трансмиссия, тормоза или подвеска работают не так, как надо.