Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Штраф до 20 базовых и выселение. Что грозит жителям квартир, где царит антисанитария и существует угроза пожара

23.03.2022 05:28
Общество

Как действуют жилищные службы и что грозит нарушителям, корреспонденту газеты «Минский курьер» рассказали в ЖЭУ № 3 Первомайского района (Минск).

За нарушение Правил пользования жилыми помещениями в части антисанитарии предусмотрена ответственность в виде штрафа до 20 базовых величин по статье 22.12, пункт 4, Кодекса об административных правонарушениях.

За 2021 год работники ЖЭУ № 3 Первомайского района составили 27 соответствующих протоколов. За два неполных месяца 2022-го было оформлено и передано в суд 10 протоколов, еще 8 находились на рассмотрении у начальника юридического отдела. Негативная динамика налицо.

Возрастает и число кандидатов на выселение — речь о собственниках и нанимателях, которые в течение календарного года три и более раз привлекались к административной ответственности за нарушение Правил. Согласно статье 79 Жилищного кодекса, проживающих в государственных квартирах (арендных, социальных) по решению суда могут выселить без предоставления другой жилплощади, проще говоря, на улицу. В отношении собственников применяется статья 137 Жилищного кодекса. Суд выносит постановление о понуждении к отчуждению жилого помещения, после чего нарушителю дается год, чтобы он реализовал один из двух вариантов. Первый — продать квартиру. Второй — привести ее в надлежащее санитарное состояние. При отказе предпринять названные действия суд принимает решение о продаже жилья с публичных торгов. Из вырученной суммы местный исполнительный и распорядительный орган направляет необходимые средства на приведение квартиры в порядок, а также на возмещение расходов по проведению торгов, а за остальную сумму приобретает и передает в собственность гражданина другую жилплощадь, и необязательно в Минске. Остаток денег, если таковой будет, выдают на руки.

Пример 1. Плюшкин в трешке

Иванов (здесь и далее фамилии жильцов изменены) — собственник и единственный проживающий в трехкомнатной квартире дома № 36 на улице Я. Коласа. Пенсионер, не работает.

— Когда наша комиссия в составе представителей ЖЭУ, ОВД, МЧС, администрации района, санэпидслужбы зашла в подъезд, сразу поняли, куда надо двигаться, по зловонному запаху. В самой квартире в две комнаты двери уже не открывались: всё под потолок забито хламом, который хозяин собирал на улицах, свалках и тащил домой. В третьей комнате, собственно, проживал, но, похоже, на пакетах с мусором и спал — не было видно кровати. К туалету, ванной и на кухню вел узкий проход между вещами, — вспоминает Алексей Скалдин. — На Иванова неоднократно жаловались соседи. На наши предупреждения он не реагировал. Штрафы взыскивались из пенсии, но для судебного разбирательства не набиралось достаточного количества протоколов. В 2021 году наконец составили три протокола, после чего участковый милиционер нашел его дальних родственников, объяснил им ситуацию и последствия. Вскоре оформили четвертый протокол. Администрация района направила владельцу последнее предупреждение: если в течение месяца квартира не будет приведена в порядок, в суд направят иск о понуждении к отчуждению жилого помещения.

Через месяц состоялась комиссионная проверка. Ревизоры не поверили своим глазам: весь хлам из квартиры вывезен, везде абсолютная чистота, даже напольное покрытие заменено. Вероятно, это заслуга родственников.

Но недолго музыка играла. Уже в январе 2022-го в квартиру пришли работники ЖЭУ по заявке о залитии — прорвало стояк на техническом этаже. Вновь обнаружив в жилище пенсионера скопление хлама, вынесли предупреждение. Наверное, непросто побороть синдром Плюшкина. Кстати, коммунальные платежи Иванов, как и многие другие «антисанитарийщики», вносил своевременно и в полном объеме.

Пример 2. Последний шанс

В непростой ситуации оказался 60-летний Петров. Он зарегистрирован и живет один в однокомнатной квартире в доме № 15 на улице Кедышко как член семьи собственника. Владелец — его сын, который уже давно находится в местах лишения свободы (МЛС). Петров регулярно устраивает пьянки с собутыльниками. Квартира горела и в 2019-м, и в 2020 году, причем в последний раз выгорела только прихожая, из которой пламя перекинулось в подъезд и пронеслось по лестничным пролетам. С наступлением 2022-го всего за полтора месяца на Петрова составили уже три протокола за антисанитарию.

— Ему грозит выселение по статье 79 Жилищного кодекса, где говорится, что члены семьи собственника, которые в течение календарного года три и более раз привлекались к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника или других заинтересованных лиц. В связи с тем, что владелец квартиры находится в МЛС и не может подать никакого иска, заинтересованной стороной выступает местный исполнительный и распорядительный орган. Если выселение состоится, квартиру, скорее всего, опечатают и она будет ждать собственника. Администрация района уже направила Петрову предупреждение, в марте истекает срок. Как обычно, будет комиссионная проверка, — прокомментировал начальник юридического отдела ЖЭУ № 3 Первомайского района.

Пример 3. Затворница в тумане

История о том, что пострадавшими от поведения асоциальных жильцов могут быть не только соседи по подъезду. В доме № 23 на улице Козлова расположена 5-комнатная квартира с четырьмя совладельцами — у каждого своя доля в жилом помещении, лицевые счета разделены. Одну комнату занимает Сидорова, собственники остальных — два ее сына и один сторонний человек. Фактически сыновья живут в других местах, один из них в России. Мать с ними контакты не поддерживает. Живет как затворница, пристрастилась к спиртному, причем пьет в одиночку в своей комнате. Про уборку давно забыла. По комнате бегают тараканы, в диване завелись клопы. Понятно, что эти насекомые не ограничиваются пространством комнаты.

Последний из четырех совладельцев и подал жалобу. В 2022 году на женщину составили два протокола за антисанитарию. В ближайшее время — очередная проверка. Но в ЖЭУ № 3 не надеются на лучшее: с Сидоровой даже поговорить, чтобы разъяснить ее положение, не удается — постоянно находится в состоянии алкогольного опьянения. Так что вероятен третий протокол и дальнейшая процедура согласно статье 137 Жилищного кодекса, прогнозирует Алексей Скалдин.

Источник: Минск-Новости