Штрафы за отдых и топливо, 900 евро на руки за три месяца. Проблемы дальнобойщиков в Европе

12.10.2021 23:38
Транспорт

Дальнобойщиков в Европе все еще не хватает, но дорожат ли компании кадрами? Автобизнес разбирался, какие проблемы возникают между водителями и нанимателями.

Фото носит иллюстративный характер
Фото носит иллюстративный характер

Страховка при езде задним ходом не работает

Павел из Гродно трудится в одной литовской фирме, где после введения новых лимитов по топливу с водителей стали удерживать немалые суммы за "пережог".

"Первое время работа устраивала. Изначально платили 65 евро за сутки, потом 67, но после того как на фирме нашлись водители, у которых расход топлива оказался меньше, чем было запланировано, руководство пересмотрело нормы. Теперь они требуют от нас, чтобы машины расходовали меньше, чем предусмотрел производитель. Получилось, что за три месяца работы я израсходовал на 700 литров топлива больше, чем положено. У кого-то выходило 650 литров, у других – 800. С учетом такого количества "лишнего" топлива моя зарплата за каденцию будет почти на 1000 долларов меньше", – жалуется Павел.

Вычеты за перерасход топлива не единственная проблема, с которой можно столкнуться.

"Начальство утверждает, что страховая компания выплачивает компенсацию только в тех случаях, когда повреждения получает передняя часть авто либо боковины. Если же машина двигалась задним ходом, то страховка не выплачивается. Соответственно все расходы на ремонт в таких случаях ложатся на водителя".

Довольно странная система получения страховых выплат удивила Павла, он уточнил этот вопрос в компании, где были застрахованы автомобили фирмы.

"В офисе мне объяснили, что страховые выплаты по КАСКО начисляются независимо от направления движения. В принципе они только подтвердили мои догадки", – признается Павел.

Он предполагает, что работодатель предпочитает взыскивать деньги с водителя, чтобы лишний раз не обращаться в страховую и не терять накопленные баллы, за которые потом можно получить скидку.

По России заставляют ездить на двух чипах

Александр из Минска в отличие от гродненского коллеги на работу устроился не за границей, а в Беларуси. Перевозчик крупный, есть фуры, зарегистрированные в Беларуси, России и Казахстане. Водитель работал на "казахской" машине и должен был выполнять рейсы из Западной Европы до Казахстана и российско-китайской границы.

"При трудоустройстве обещали, что круг будет длиться месяц, потом столько же времени можно отдыхать дома. Оплата посуточная в зависимости от страны, где едешь: по Европе это 75 евро, по СНГ – 55. Наименьший тариф – 25 евро, пока ждешь, когда твой прицеп вернется из Китая в Россию и ты сможешь ехать обратно. Ждать приходится недели две. Однажды коллега провел возле границы с Китаем 42 дня.

Понятно, что при таком раскладе ни о каком обещанном режиме работы речи не идет. На практике водителям приходится ездить 2-3 месяца, а потом всего пару недель дома", – говорит собеседник.

Значительная разница между обещаниями и реальностью была не единственной проблемой, уверяет Александр: "Пока едешь по территории Европы и Беларуси, то полностью соблюдаешь режим труда и отдыха, но как только проезжаешь Красную Горку, ты должен пользоваться двумя чипами и работать уже не только за себя, но и за того парня. Руководство ставит задачу проехать 5000 километров за 4-5 дней".

Почти месяц жил в хостеле в ожидании расчета

Игорь из Гродно трудится в крупной польской фирме, где за первую каденцию ему платили 50 евро за сутки, за вторую – 60. Часть денег перечисляли на карту, пока водитель ездил по Европе. Полный расчет за каденцию обещали провести по приезде на базу.

"Пока находишься в рейсе, тебе начисляют аванс на карту. В зависимости от того, сколько ты там работаешь, сумма может разниться, впрочем, как и сама зарплата. Новичкам платят 50 евро в сутки, со временем ставка растет и может достигнуть 73 евро. За полгода нахождения в рейсе мне перевели на карту 3300 евро. По приезде на базу водителей рассчитывают, но только после того, как пройдешь технический отдел и CMR. Они передают данные в бухгалтерию, после чего ты узнаешь реальную сумму, которую заработал за рейс. Естественно, по итогу выходит уже не 60 евро за сутки, а меньше".

С Игоря высчитали 463 евро за пережог топлива и оштрафовали на 400 евро за утерянный акт передачи прицепа и ремни. Еще 1380 евро "заморозили", пообещав выплатить их, когда водитель приедет на следующую каденцию.

"Понятное дело, что расчет сразу не происходит. Если ты не готов уезжать домой фактически без денег, то тебе приходится какое-то время жить в хостеле, проживание оплачивает фирма. Я ждал три недели, ежедневно напоминая о себе. Мне выплатили сумму за вычетом штрафов (863 евро), 1380 евро обещают вернуть по возвращении на работу.

Судя по всему, у этой организации такая специфика, что они постоянно что-то должны водителю. С прошлой каденции фирма оставалась должна мне 300 евро. Деньги, как и обещали, вернули, но теперь сумма долга значительно выше. Думаю, что так делают специально, чтобы ты снова возвращался к ним на работу", – признается Игорь.

Украинский опыт

Историями о проблемных работодателях с нами поделились не только белорусские водители, но и украинские. К примеру, Роман работает в Литве, за три месяца получил меньше, чем должны были заплатить за месяц.

"В фирме, где я работаю, есть множество шансов получить внушительный штраф. Например, меня могут лишить 1000 евро, если я откажусь нарушать режим труда и отдыха в случаях, когда этого требует менеджер. Также нас заставляют вынимать чипы, пока крутим 45-ку. За невыполнение требования тоже штраф.

Во Франции нельзя проводить 45-часовой перерыв в кабине, нужно селиться в отеле. Наниматель ничего не оплачивает. Я находился в кабине, приехала проверка, фирму оштрафовали на 1500 евро, и эти деньги списали с меня. Сказали: я сам виноват в том, что признался им, что был в машине. Работодатель говорит, что мне нужно было придумать историю, мол, ночевал у родственника или знакомого, а в машину только пришел. С учетом всех "косяков" за трехмесячную каденцию я получил всего 900 евро зарплаты", – рассказывает Роман.

Он продолжает работать в этой же организации, через две недели у него завершается вторая каденция. После ее окончания водитель намерен уволиться.

"Мне приходится терпеть все это лишь из-за литовского вида на жительство. По возвращении я подаю документы и увольняюсь. За эти три месяца мне пока выплатили только 1250 евро, должны еще 2000. Сколько из них в итоге отдадут, пока сказать сложно", – рассуждает Роман.

Александр из Одессы числился в польской фирме, которая принадлежит молдованину. Первые три месяца ему должны были платить по 1800 евро, потом по 2000. Мужчина трудился на фирме всего несколько месяцев и говорит, что, пока не заявил о желании уволиться, с задержкой зарплат проблем не было.

"Продолжать здесь работать я не захотел из-за того, что машины в парке были старыми, владелец за ними особо не следил. Когда в моей фуре перестали работать холодильник и кондиционер, владелец отказался их ремонтировать, сказав, что это роскошь, без которой можно обойтись. Меня такие условия труда не устроили, я сказал ему, что буду увольняться. Договорились, что поезжу еще пару недель, пока он будет искать водителя, – вспоминает Александр. – Я работал до 17 августа, и так получилось, что за эти 17 дней до сих пор не получил свои деньги. У нас было заведено, что за предыдущий месяц выплачивают в период с 15-го по 20-е число следующего, поэтому я спокойно вернулся в Украину в надежде на то, что чуть позже меня рассчитают и переведут оставшуюся сумму. Однако этого до сих пор не случилось, владелец начал кормить "завтраками". Мое терпение подходило к концу, я продолжал спрашивать, когда он заплатит мне за работу, и предупредил, что если этого не случиться, то я расскажу в различных тематических группах в соцсетях, что он мошенник".

Скрин

Скрин

Скрин

Скрин

Очередной раз, не дождавшись своих денег, Александр выполнил обещание и выложил информацию в интернет. Работодатель увидел это и пообещал рассчитаться только после публичных извинений нашего собеседника.

"Виктор обиделся, что я его оклеветал, хотя я так не считаю, – говорит Александр.– Он обещал рассчитаться, но на протяжении нескольких недель так и не сделал этого, придирался, давал пустые обещания. Теперь он пугает меня судом, если не извинюсь. Но я этого делать не собираюсь, пока он не вернет мне заработанные деньги. Возможно, в дальнейшем пожалуюсь на работодателя в комиссию по труду".

Подобных историй, когда работодатель не выплачивает всю сумму уволенному водителю, немало. Все они чем-то похожи. Антирекорд среди наших собеседников – у Александра из Борисполя. Польский работодатель так и остался должен ему 9000 злотых (около 2000 евро).

"Работал у этого поляка не первый год, задержки в зарплатах были всегда, но незначительные, порядка двух недель. С наступлением пандемии ситуация ухудшилась, суммы и сроки росли. В итоге набежало 11.000 злотых долга, 2000 мне отдали сразу, а вернуть еще 9000 так и не удалось".

Власть в руках транспортных компаний

Создатель "Цифрового профсоюза водителей" Максим, более известный по YouTube-каналу "Злой Дальнобой", считает, что подобные случаи можно охарактеризовать как мошенничество со стороны транспортных компаний.

"На сегодня транспортный сектор Европы испытывает самый большой кадровый голод в истории, около 400 тысяч вакансий остаются пустыми, – уверяет Максим. – Европейские автопарки растут в геометрической прогрессии. Являясь крупнейшими налогоплательщиками региона, большие транспортные компании фактически берут в заложники такие страны, как Литва, Латвия и Польша. Они легко искривляют правовое пространство под свои нужды. При любых попытках контролирующих органов вернуть деятельность таких компаний в правовое поле, ответ всегда один: "Если вам не нравятся огромные налоги, которые мы платим в бюджет, то мы можем поменять юрисдикцию". После таких заявлений вопросов им больше не задают".

Блогер считает, что транспортные профсоюзы Европы также попали под это влияние и превратились в пособников противоправной деятельности. Фактически находясь в сговоре с руководящими сотрудниками транспортных компаний, они самоустраняются от решения актуальных проблем водителей. "Им проще получать регулярные крупные денежные выплаты от транспортных компаний, чем рисковать, отстаивая права очередного водителя из Беларуси или Украины", – говорит Злой Дальнобой.

Чтобы минимизировать риск попадания в плохую фирму, Максим советует тщательно изучать отзывы в интернете о компании, в которую решили пойти работать, читать отзывы в профильных группах в соцсетях.

"Лучше потратьте много времени на изучение всех нюансов, прежде чем принять решение о трудоустройстве. Также старайтесь не допускать случаев, когда у работодателя накапливаются долги по зарплате за длительный срок", – рекомендует блогер.