Наш автомобильный рынок вновь кардинально меняется: новые автомобили российской сборки уходят в историю, на горизонте маячит китайский автопром, а может, и иранский. Но все это временно. А вечное – пригон автомобилей из Европы и США. Автобизнес вспоминает наиболее яркие модели и старые-добрые времена.
Mercedes W123
Автомобиль-символ хорошей жизни в позднесоветское время, который сохранял такой статус вплоть до середины 1990-х. Еще бы: самые поздние экземпляры из Европы обходились по цене порядка 4000-5000$, хотя более ранние или "уставшие" машины из-под немецких таксистов могли стоить раза в два дешевле. Но все равно в те годы это были большие деньги для белорусов.
В начале 1990-х многие за автомобилем ехали сами. Гнали из Германии или Нидерландов тоже самостоятельно, что было элементарно опасно: на дорогах тогда промышляли бандиты, поэтому собирались в группы по несколько машин и мчали только с необходимыми остановками.
Но что только не отдашь и чем только не рискнешь за вожделенный 200D! После "Волги" или "жигулей" W123 казался куда более просторным, комфортным и динамичным, а главное – он был феноменально "живучим", что являлось следствием большого ресурса и неприхотливости агрегатов. Однако по мере старения и потери лоска "сто двадцать третьи" переходили из разряда солидных представителей бизнес-класса в "рабочие лошадки", но еще долгие годы продолжали верой и правдой служить своим новым хозяевам.
Audi 100 C3
Люксовые "двухсотки", моторы 2.2 турбо, полный привод Quattro… Давайте начистоту: такие версии хоть и являлись визитными карточками семейства, но на деле пригонялись нечасто. Основу составляли куда более скромные модификации с передним приводом, карбюраторным 1,8-литровым или "впрысковым" 2,0-литровым двигателем или вообще с простым дизелем. Роскошный 2.5 TDI появился лишь на самых поздних версиях, но те, у кого были деньги на такую машину, скорее засматривались на "сотку" следующего поколения.
Однако "сигара" была в топе пригона едва ли не всю первую половину 1990-х. Особенно желанными были рестайлинговые версии с утопленными дверными ручками и более современным салоном, с "полной" панелью и более богатым оснащением. Ну а главное огромное преимущество "сотки" перед одноклассниками – полностью оцинкованный кузов. При этом они стоили чуть дешевле, чем Mercedes W124 и BMW E34, – Audi тогда только боролась за право попасть в премиум-сегмент.
VW Passat B3
Еще один яркий символ пригона 1990-х, причем их середины, автомобиль, который по своей популярности затмевал и BMW E30, и Ford Sierra, и даже Audi 80. Да, все эти модели тоже ввозились в огромном количестве, но именно Passat оказался востребован голодным рынком больше всего. Трехлетки запросто могли стоить и 10.000$ – цена квартиры в Минске! Но были экземпляры и по 6000-8000. Кто-то за машинами ездил сам (стало безопаснее), но к тому моменту уже вовсю работали "перегонщики". Зачем ехать куда-то в Европу, если все есть на рынке "Малиновка"? Правда, иногда приходилось мотаться на границу, чтобы оформить авто на себя.
Оставьте компрессорный G60 и полноприводный Syncro прыщавым подросткам – настоящий белорусский мужик мечтал о практичном и вместительном универсале, пусть даже с бензиновым 1.6 или 1.8. Именно в те годы "распробовали" турбодизель – в случае с этой моделью наиболее популярными были версии 1.6 TD (80 л.с.) и 1.9 TD (75 л.с.).
По сей день представители того семейства довольно часто встречаются на дорогах, причем некоторые еще пребывают во вполне пристойном состоянии. А ведь далеко не все из этих машин жили в Беларуси обычной "семейной" жизнью – просто вспомните характерные очереди из "бензовозов" В3 на границе или заставленные "вариантами" парковки у рынков. Универсалы были очень популярны у коммерсантов.
VW T4
Лучше Passat B3 мог быть только В4. И все же: нет машины лучше в мире, чем Volkswagen T4! Уж насколько любим был предшественник, но куда более современный, динамичный и просторный "тэчик" стал самым желанным микроавтобусом или фургоном на несколько десятилетий. Причем любовь не угасла даже после вывода на рынок модели Т5 – да, еще более современной, но куда более сложной и уже не такой неприхотливой в вопросах эксплуатации. Собственно говоря, Т4 с удовольствием пригоняли и в 2000-х.
BMW E39
Безусловно, "пятерка" этого поколения была популярна во многих странах, ее в 2000-х охотно пригоняли себе и белорусы. Но хороший автомобиль от немецкого дилера был дорог, так что часто искали варианты попроще, подешевле и поближе. Даже не в Польше – в Литве. Ну кто в 2000-х не слышал про автомобильный рынок в Мариямполе? Что же, порой там можно было найти что-то приличное, но часто любители взять отлично выглядевший автомобиль подешевле затем выясняли, что купили "конструктор" из двух умело сваренных "половинок". Историй про "литовские" машины хватало, хотя повторимся, что каждый получал то, чего заслуживал.
Ну а что до "пятерки", то она вполне претендует на символ конца 1990-х – начала 2000-х: доходы растут, автомобили становятся технологичнее, про "одноразовые" никасиловые блоки еще не слышали, а заменить устаревшую Е34 на следующую модель хочется. И вообще 39-й кузов часто называют лучшим у пятой серии, а иногда и "последним настоящим BMW", хотя носитель этого титула обновляется каждые несколько лет.
Chrysler (Grand) Voyager и Dodge (Grand) Caravan
Возможно, не в абсолютном зачете, но точно в категории "пригон из США в 2000-х" первое место достается этим минивэнам третьего и четвертого поколений, которые выпускались под разными марками, но больше всего у нас именно Chrysler и Dodge. Настоящий семейный автомобиль, особенно с приставкой Grand! Не смущал даже приличный объем двигателя – брали и с "шестерками" 3.3 и 3.8. Почему бы и нет? Растаможка все равно стоила недорого, а перевод на газ решал вопрос с расходом топлива.
"Американская сущность" тоже не пугала: сервисная база быстро развилась, машины оказались вполне надежными, жаль, не очень долговечными по кузову. Но ведь тогда работала какая схема? Пригнал – покатал – продал. Машины уходили в Россию, Казахстан или еще куда-то, а белорус просто пригонял следующий автомобиль. Так было вплоть до 2011 года. А затем таможенные пошлины сделали больших "американцев" "непроходными".
Renault Scenic III 1.5 dCi
Именно из-за таможенных пошлин начало 2010-х – время "любви по расчету" малолитражных моторов. И конечно, эпоха Renault с турбодизелем 1.5 dCi. Его ставили на самые разные модели Renault и Nissan, а одним из самых интересных для белорусов оказался Scenic третьего поколения. Тут вам все: и сравнительно небольшая цена покупки "там", и относительно недорогая растаможка "здесь", и практичный салон, который в версии Grand мог быть 7-местным. По сути, Grand Scenic наравне с Citroёn Grand C4 Picasso стал одним из самых популярных автомобилей у белорусов. Жаль, что 1,6-литровый HDI выходил в растаможке дороже.
Hyundai Solaris
Конец 2014-го ознаменовался обвалом российского рубля – для белорусов машины из РФ резко подешевели. Случился кардинальный разворот "потока" пригоняемых автомобилей – повезли с востока. И пусть будет символом Hyundai Solaris. Именно с таким именем, которое раскрывает "происхождение" машины, ведь официально проданные в Беларуси автомобили назывались Accent.
Дело, впрочем, не только в том, что машины массово, но в частном порядке пригоняли из России. Хотя здесь тоже своя "романтика": вместо пошлин надо было разбираться с ПТС и утильсбором. Но дело, собственно говоря, в другом. Почти на десятилетие рынок новых и подержанных автомобилей сделал крен на модели российской спецификации или даже местного производства. В этом были и свои недостатки ("упрощенный" модельный ряд, акцент на "бюджетники"), но были и плюсы. В кои-то веки новый автомобиль, пусть и довольно простой, оказывался вполне досягаем для покупки. Казалось, время "перегонщиков" уходит...
Ford Fusion
Но нет! Пригон из США сохранился, а с появлением 140-го указа "плотину прорвало" – в страну снова хлынул поток американских машин с моторами 2.0 и более. Тем не менее символом пригона 2010-х из США мы считаем Ford Fusion. Ввозить его начали задолго до льготной растаможки, причем автомобили первых лет выпуска оснащались 1,6-литровым EcoBoost, а "проходная" 1,5-литровая версия появилась позже.
Сам же Fusion стал достойным ответом "всем этим вашим "бюджетникам": при сопоставимой с ними цене он предложил комфортный салон, хорошее оснащение, мощный двигатель и классический "автомат". Баланс качеств оказался лучше, чем у более дешевого и компактного Chevrolet Cruze, да и конкуренцию со стороны кроссоверов (в первую очередь родственного Ford Escape и Buick Encore) тоже удалось выдержать.
Peugeot 308
Но и европейское направление никуда не ушло. "Аукционные" машины, в частности, дизельные универсалы – наше все. Возят самые разные модели, популярных тоже хватает, но в качестве символа пригона последних лет выделим, пожалуй, Peugeot 308 второго поколения. Разумеется, с двигателем 1.6 HDI. Весьма востребованный белорусами вариант! Даже несмотря на то, что последние версии с Евро-6 оснащаются впрыском мочевины, а сажевый фильтр в своей работе использует присадку йолис. Но такие вещи уже давно не пугают: пока работает – терпим, как только начинаются проблемы – все отключается и вырезается, благо специалистов хватает. Таковы реалии.