В редакцию «Автобизнес» обратился читатель Александр, которого возмущает состояние трассы М1. Мол, по дороге он ездит ежедневно, поскольку живет в Фаниполе, а работает в Минске, и сейчас дорога напоминает лунный пейзаж.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
"120 лучше не ехать – оставите подвеску"
"На своем веку многое видел: и как трасса М1, по которой я туда-сюда катаюсь, строилась, и как обслуживалась она дорожными службами, – говорит Александр. – Последнее время ремонтная техника на этой дороге работает очень часто, такого раньше не было. При подъезде к водохранилищу Птичь дорожный пейзаж напоминает лунный, там яма на яме, такое чувство, что метеоритным дождем асфальт побило.
Бывает, трасса загруженная, если бы не одно но – дорогу в том же месте не так давно ремонтировали, год или чуть больше назад. В каждой полосе выбоины довольно глубокие, даже видеорегистратор иногда реагирует и выбирает аварийный режим, записывая аварийное видео (оно не удаляется при циклической записи). О разрешенной на этом участке скорости 120 можно не мечтать – подвеску на дороге оставите. Дальше по трассе картина не лучше.
Дорожники то тут, то там подлатают, иногда определенный участок трассы целиком заасфальтируют, но общее состояние дороги от этого не становится намного лучше, заплатка на заплатке. И так регулярно: подлатали – уехали. Предполагаю, что денег на такие ремонты уходит предостаточно. И я вот задался вопросом: а разве должна новая дорога "жить" год-полтора, чтобы ее начать ремонтировать? Что за технологии такие, что через небольшой промежуток времени дорожное полотно расползается?" – спрашивает Александр.
Найти участок дороги, о котором говорит читатель, оказалось делом несложным. Тем более что в ноябре 2021 года Александр уже обращался в нашу редакцию по поводу ремонта этого же участка дороги, когда в выходные дни дорожные службы, проводившие укладку там асфальта, оставили для транспорта лишь одну полосу и создали на дороге многокилометровую пробку. О правомерности таких решений мы говорили. Тот ремонт дорожники закончили в декабре 2021-го, и путем несложных расчетов приходим к выводу, что дорога на данном участке в районе водохранилища Птичь "прожила" чуть больше года.
Cкриншот с видеорегистратора Александра из ноября 2021 года
Поскольку этим направлением приходится пользоваться регулярно, скажем так: до МКАД-2 ситуация не лучше (дальше ехать необходимости не было). Далее по существу вопроса Александра.
Что говорит регламент
Существует такой документ, как Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011). Этот документ устанавливает стандарты, которые применяются к дорожному покрытию и средствам организации дорожного движения (разметка, ограждения, светофоры, пешеходные переходы и т.п.) на стадии как проектирования дорог, так и их строительства, обслуживания и ремонта.
Регламент, стоит отметить, устанавливает минимальные требования, то есть ниже этих стандартов опускаться нельзя.
Автомобильная дорога – комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
Главное, что следует из документа, – дороги "должны соответствовать требованиям безопасности, куда входит в том числе обеспечение сохранности дорог при воздействии на них транспортных, климатических и других факторов жизненного цикла". Также документ требует строгого соответствия всех процедур проектной документации, где указываются материалы, которые должны использоваться.
На покрытии дороги не должно быть проломов, просадок, выбоин и прочих повреждений или дефектов. То же самое касается и посторонних предметов, которые затрудняют движение по дороге с разрешенной скоростью.
Применение дорожно-строительных материалов должно обеспечивать их надежность в различных элементах дороги в течение жизненного цикла под воздействием транспортных нагрузок и иных факторов. И вновь в регламенте употребляется фраза “жизненный цикл” применительно к используемым при ремонте материалам.
Дорожно-строительные материалы и изделия в течение всего срока службы автомобильной дороги и дорожных сооружений на них должны быть устойчивыми к воздействию транспортных, природных и иных факторов…
Жизнь, она такая….
Только "жизнь" у дорог бывает разная – сколько она должна длиться? Пытаясь найти ответ на этот сложный вопрос, в интернете мы наткнулись на репортаж одного из столичных телеканалов, датируемый ноябрем 2021 года. В нем рассказывалось о строительстве и ремонте дорог, а комментарии давали чиновники дорожной отрасли. Дело было примерно в то же самое время, когда ремонтировали участок трассы в районе водохранилища.
Выдержки:
"При реконструкции или строительстве дорог мы используем такие технологии, как устройство цементобетонного покрытия или асфальтобетонного покрытия. Среди преимуществ – срок службы в первую очередь".
"То, как часто нужно чинить дорогу, зависит от материала, объема дефектов и проектных решений. Сроку службы покрытия из асфальта – 8 лет, цементобетона – 20 лет".
"… Например, разметка, наносимая краской, – срок службы не более года. Наносимая горячим пластиком – не более пяти лет, знаков – 7 лет".
Таким образом, вырисовываются факторы, которые влияют на срок службы дорожного покрытия: используемые материалы, климатические условия, дорожная нагрузка, стандарты строительства и ремонта, технологии укладки.
Отдельно стоит остановиться именно на климатических условиях. Погода у нас, и это нужно признать, из крайности в крайность: сегодня +10 и дождь, а завтра минус и снег. "Здоровья" дорогам это точно не прибавляет. Но на то они и технологии, чтобы такие факторы учитывать. По факту получается, что с технологиями могут быть проблемы, раз через год дорога требует ремонта. Какие уж тут 8 лет, о которых мы узнали из телевизионного репортажа.
Хотя стоит отметить: раз регулярно ремонтируют, значит, дорожники должным образом реагируют на состояние дороги, и это хорошо.
Сколько тратят на дороги?
Министерство финансов Республики Беларусь ежегодно публикует бюджет, в который заложены в том числе и расходы на содержание дорог в стране.
Например, в 2023 году только 164 миллиона рублей будет направлено из фонда национального развития на погашение кредитов, выделенных на строительство отдельных объектов дорожно-коммунального хозяйства. Государственной инвестиционной программой также предусмотрено строительство объектов Китайско-Белорусского индустриального парка, инженерной и транспортной инфраструктуры СЭЗ.
Цифры на скриншоте выше впечатляют. Дороги строятся, ремонтируются, деньги на это выделяются, и это факт. К качеству ремонта и его периодичности есть вопросы, как, например, в нашей истории, но это отдельный повод компетентным органам разобраться, почему так происходит.