Фото носит иллюстративный характер
Институт социологии НАН Беларуси провел оценку и анализ финансовой грамотности населения нашей страны в контексте различных социальных групп.
В исследовании говорится о том, что примерно две трети белорусов не осуществляют регулярный письменный учет семейного бюджета. Тех, кто считает свои траты, оказалось всего 33-37% в зависимости от изучаемой группы.
Исследователи отмечают, что преобладающей стратегией управления финансами для наших соотечественников является «остаточное сбережение», когда откладываются средства, которые не были израсходованы после всех необходимых трат – ее придерживается 41-46% представителей всех социальных групп.
«В то же время «эффективную стратегию трат», предполагающую приоритетное формирование сбережений и расходование оставшихся средств, реализует только треть опрошенных среди молодежи и четверть в каждой из остальных групп», – отмечают социологи.
При этом чуть менее 20% опрошенных во всех группах, кроме пенсионеров, вообще не делает сбережений из-за недостатка средств. Среди пенсионеров эта доля составляет 23%.
Инфографика: журнал "Банковский вестник"
Те белорусы, которым все же удается копить, в большинстве имеют финансовую подушку, которой в случае потери основного источника дохода хватит лишь на довольно короткий период – от одного до трех месяцев.
Инфографика: журнал "Банковский вестник"
С утверждением о необходимости откладывать деньги на будущую пенсию согласны около 40% белорусов (молодежи – 38,2%, работающих – 39,6%, пенсионеров – 41,2%).
При этом молодые люди более оптимистично смотрят на свое будущее: лишь 18,2% из них считают, что из-за финансового положения никогда не получат в жизни то, что хотят (среди работающих – 23,6%, пенсионеров – 39,9%)
Также респондентов попросили представить, что они выиграли 50 тыс. рублей, а затем поделиться тем, куда они направили бы эти деньги.
Среди молодежи большинство улучшили бы жилищные условия (31,1% опрошенных), а работающие белорусы и пенсионеры в основном отложили бы полученные средства (25,9% и 35,3% респондентов соответственно).