Эксперт уверяет, что скрученные 40-50 тысяч километров у "проходных" машин – мелочь по сравнению с тем, что обнаруживается на 10-15-летних авто. Автобизнес встретилися с Сергеем и поговорили о масштабах проблемы.
"50 тысяч проехала за 9 лет, серьезно?"
– Сергей, вы утверждаете, что скрученные 40 тысяч километров у свежих машин – мелочи относительно масштабов сматывания пробегов у более возрастных автомобилей, так?
– То, что сматывается на "проходных" автомобилях, – детский лепет. Сегмент машин возрастом 10-15 лет – вот где творится жесть. Причем эти авто успели сменить нескольких владельцев, зачастую последний сам не в курсе, что в его машине скручен пробег, для него это тоже становится "сюрпризом". Недавно была ситуация, когда машина продавалась с заявленным пробегом 150 тысяч, но, подняв ее историю, выяснили, что она реализована в 2019 году на аукционе во Франции с пробегом 280 тысяч. Владелец клялся, что ничего не знал.
Буквально на днях смотрели на рынке Passat B6, который оказался неожиданно "живым" по кузову, пускай и с локальными окрасами. На одометре – 270 тысяч километров, а при компьютерной диагностике обнаружились ошибки двухлетней давности, рядом с которыми значились 400 с небольшим тысяч. То есть сейчас реальный пробег этой машины приближается к 500 тысячам.
– У автомобилей какого возраста пробеги скручивают больше всего?
– Наиболее значительные скрутки пробегов по моим наблюдениям у автомобилей 2007-2010 годов стоимостью до 10.000 долларов. И все стараются сделать так, чтобы на приборной панели были значения 200+ тысяч километров. Реально у 3-5-летних авто из Европы на одометре 150-180 тысяч, а у всего того, что ездило по Беларуси 10 лет, – около 250 тысяч. Машине 8 лет – пробег 250 тысяч километров, 10 лет – 250 тысяч, 15 лет – тоже 250 тысяч.
На днях смотрели экземпляр, купленный в Беларуси. Под капотом сохранилась наклейка, где были данные о сервисном обслуживании на пробеге 230 тысяч километров в 2012 году. А сегодня автомобиль продается с показаниями на одометре 280 тысяч. За 9 лет 50 тысяч проехал?
– Если сегодня посмотреть европейские аукционы, то видно, что все машины, которые выгодно везти в Беларусь, имеют пробеги 160-200 тысяч. И вряд ли 5-7 лет назад ситуация радикально отличалась и пробеги у пригоняемых авто были меньше.
– Естественно, автомобили с пробегами до 100-120 тысяч априори гораздо дороже, привозить их на продажу невыгодно, ведь они будут стоить здесь существенно выше рынка. И хорошо, если на перепродажу пригоняются машины с реальными пробегами до 200 тысяч – у них еще приличный запас ресурса. Плохо, когда недобросовестные перегонщики покупают на аукционах самые дешевые автомобили с пробегами 300 тысяч и больше, скручивают до 140-160 тысяч и продают.
"Нескрученный пробег – у одной машины из двадцати"
– А есть ли среди свежепригнанных из Европы проблемные машины другого плана – битые? Ведь пускай и нечасто, но такие варианты на лизинговых аукционах попадаются.
– Встречаются, но редко. Однако если машина продается на аукционе как неаварийная – это не гарантия, что она не была в ДТП. На многих свежих авто из Европы обнаруживаются окрасы, правда, обычно они косметические и являются последствием легких ударов или притертостей, в результате которых "безопасность" не срабатывала.
– Реально ли найти "живую" машину в бюджете 5000-7000 долларов, да еще и с нескрученным пробегом?
– С нескрученным пробегом очень сложно. Может, одну из двадцати. Примерно столько же и в принципе "живых" машин за эти деньги – около 5 процентов. Если взять бюджет 7000-10.000 долларов – соотношение приблизительно такое же. Ближе к 10.000 уже реальнее найти достойный экземпляр.
Среди поездивших по Беларуси автомобилей стоимостью выше 10.000 долларов хороших вариантов, конечно, больше. Но если бюджет ограничен цифрами, о которых мы только что говорили, – придется искать что-то за эти деньги. И приличный вариант найдется, просто на поиски потребуется много времени.
Но в таком бюджете у рядового покупателя есть сильные и быстрые конкуренты – "перекупы". Они активно мониторят предложения и оперативно решают вопросы, если в продаже появляются достойные и недорогие машины.
– Кто чаще крутит пробег? В основном "перекупы" или собственники тоже этим занимаются?
– Собственники реже, в основном "перекупы". Обычно на 10-летних машинах минимум 100 тысяч скручено. Как уже говорил, все стараются "нарисовать" на одометре 200-250 тысяч. Видимо, расчет на покупателей из регионов, которые еще верят в такие цифры и не пользуются услугами специалистов.
При этом надо сказать, что и на авторынке, и на комиссионных площадках, и у "перекупов" есть хорошие автомобили. Даже среди тех, у которых скручен пробег. И если находится такая "живая" машина, то факт обнаружения смотанного пробега может стать поводом для хорошего торга.
– Насколько серьезно сегодня подходят к процессу корректировки показаний одометра и максимальному усложнению установления оригинального пробега?
– По-разному. Кто-то скручивает пробеги очень топорно, буквально меняет значения на одометре. В этом случае реальный пробег легко "палится". Другие продавцы серьезно "заморачиваются" и платят специалистам деньги за то, чтобы максимально замести следы и убрать их во всех блоках, где в основном смотрят. Когда речь, например, идет о дорогой модели и разница в цене между пробегом 200 тысяч и 300 тысяч может составлять 10.000 долларов, почему не заплатить за качественную работу? По другую сторону баррикад – такой же покупатель, готовый платить за подбор качественного автомобиля с оригинальным пробегом. Тем более что в автоподборе нет разницы в стоимости осмотра дорогой и дешевой машины.
– Если на относительно свежих машинах еще реально найти какие-то концы, то на 15-20-летних наверняка уже практически невозможно установить, когда, сколько раз и на какое количество километров сматывался пробег?
– На свежих авто многое можно понять по результатам компьютерной диагностики. На старых зачастую приходится судить по косвенным признакам, но нужно иметь представление о том, на каких пробегах в машинах разных марок изнашиваются руль, сиденья, накладки педалей. Есть бюджетные автомобили, где руль "лысый" уже на 100 тысячах километров, а есть Audi, которые на пробеге 250 тысяч выглядят внутри новыми.
"Лучше не экономить и переплатить 500-700 долларов за "живую" машину"
– Есть ли взаимосвязь между ценой машины – низ, середина или верх рынка – и смотанным пробегом? В основном скручивают на дешевых предложениях или на самых дорогих тоже встречается?
– Такой закономерности нет, более того, часто получается совсем не так, что самая дорогая машина – лучшая, а самая дешевая – худшая. И по низу рынка продают хорошие автомобили – срочно нужны деньги и т.п. Обратная сторона – едешь смотреть самые дорогие предложения и не понимаешь, за что платить такие деньги. Возможно, расчет на тех, кто ничего не понимает и думает, что дорогие варианты должны быть лучшими. Но в целом хорошие экземпляры обычно дороже откровенных "дров".
– А сами покупатели, посмотревшие цены в объявлениях и установившие для себя какую-то психологическую планку, готовы ее поднимать?
– Лучше не экономить и переплатить 500-700 долларов за "живую" машину. Буквально на днях искали клиенту дизельный Passat и нашли вариант, немного выбивающийся из его бюджета. При этом продавец уперся и ни в какую не хотел скидывать еще 300 долларов. Благо покупатель ездил с нами на осмотры и видел те "трупы", которые мы смотрели. В итоге нашел недостающую сумму и взял достойный экземпляр.
– Автоподбор сегодня – востребованная услуга, ведь те же покупатели из регионов могут заплатить деньги и избавить себя от регулярных поездок в Минск на осмотр хлама. Но последнее время значительно вырос интерес к машинам из Беларуси и у россиян. Много обращений с их стороны?
– Очень часто обращаются граждане РФ. Их интерес в основном к свежепригнанным дорогим автомобилям премиум-сегмента. Mercedes, BMW, Audi часто привозят на продажу именно с расчетом на россиян. Хотя и в Беларуси есть люди, готовые покупать такие машины.
– Есть ли универсальный совет, как уберечься от покупки автомобиля со смотанным пробегом?
– Универсального совета нет. Самое простое и доступное каждому – "пробивать" машину по всевозможным базам. Если машина приехала из России – смотреть российские сервисы, из Европы – европейские. С "американцами" вообще все просто: VIN в Google – и вся информация с фотографиями у тебя. Но это справедливо только для свежих авто. Пытаться что-то найти по десятилеткам и старше практически бесполезно.