Имя спортсмена Шаварша Карапетяна в мире знают в первую очередь благодаря его поступкам вне спорта. Хотя Карапетян семнадцать раз выигрывал чемпионат мира по подводному плаванию, тринадцать раз — чемпионат Европы и семь раз становился лучшим в СССР. Но кто об этом помнит? В историю спортсмен вошел как человек, который сталкивался с экстремальными ситуациями и не мог оставаться в стороне. В сентябре 1976 года на глазах у Карапетяна троллейбус с людьми упал в водохранилище. Пловец без промедлений бросился в холодную воду, чтобы вытащить оказавшихся на дне водоема людей. Onliner рассказывает, как самый настоящий супергерой из мира спорта, рискуя жизнью, постоянно кого-то спасал.
Суровая мама и сын-рекордсмен
Мама будущего пловца как будто чувствовала, что сына нужно готовить к испытаниям с ранних лет. Шаварш был старшим ребенком в семье, но его мама относилась ко всем трем сыновьям одинаково строго и требовательно. Имея перед глазами пример для подражания, Шаварш быстро учился ответственности.
Родители решили, что старший сын непременно должен заниматься спортом. Мальчик был не против, с желанием шел на первую тренировку по гимнастике. Но не сложилось. Наставники заявили, что для гимнастики у Шаварша слишком высокий рост.
Альтернативу нашли быстро. Юношу без вопросов приняли в секцию плавания. И пусть Шаварш поначалу с трудом удерживался на воде, зато в ближайшие пять он лет выиграл все союзные соревнования. Правда, палки в колеса талантливого спортсмена начали ставить чиновники из высоких кабинетов. Карапетяну так и сказали: постоянного тренера у тебя нет, поэтому вынуждены тебя отстранить. Раздосадованный парень не знал, как быть. Но случайная встреча со знакомым тренером по подводному плаванию оказалась неслучайной. Выяснилось, что специалист совсем недавно остался без работы и искал новое место.
Тренер и спортсмен быстро сработались. Не прошло и двух лет, как Карапетян стал мастером спорта и получил приглашение в сборную страны. А затем спортсмен стал устанавливать мировые рекорды и побеждать на соревнованиях. Выигрывал не только в СССР. Шаварш раз за разом брал золото на чемпионатах Европы.
Советская школа подводного плавания была в то время одной из лучших и высоко котировалась на международном уровне. Но Карапетян даже в СССР считался топовым пловцом. Разумеется, после рекордов и успехов Шаварша чиновники резко поменяли свое отношение к спортсмену, поздравляли, обнимали и желали успеха. Но осадок, как говорится, все равно остался.
Армянин продолжал упорно тренироваться, выигрывал турнир за турниром и ставил рекорды. Выносливостью Карапетяна восхищались и соперники, и специалисты. Но временами пловец сталкивался с неприятными моментами, когда то ли завистники, то ли еще кто-то пытался строить козни. Например, однажды на союзном чемпионате Шаваршу предстояло проплыть с аквалангом восемьсот метров. Но уже во время заплыва спортсмен почувствовал, что воздух в акваланге закончился. Очевидно, что это было подстроено с целью не дать парню победить. Оставалось преодолеть еще 75 метров. Но Карапетян решил бороться и приплыл к финишу, задержав дыхание, после чего прямо в воде потерял сознание. Лишь придя в себя, узнал, что выиграл очередное золото.
Подвиг советского супермена
В январе 1974 года в жизни Шаварша Карапетяна произошло одно из таких событий, которые запоминаешь навсегда. Пловец вместе с братом Камо возвращался со спортивной базы в Ереван. Ехали на автобусе. Из-за неисправности с двигателем водитель остановил транспорт и вышел посмотреть, что случилось.
Выходя из салона, водитель забыл поставить находящийся на склоне автобус на ручной тормоз. Разумеется, неуправляемый автобус покатился по склону вниз. В это время в салоне находились порядка тридцати пассажиров. Быстрее всех осознал происходящее и среагировал Карапетян. Пловец рванул к водительской кабине, стекло которой разбил локтем, дотянулся до руля и направил автобус в сторону горы. Расторопность спортсмена спасла всем жизнь: автобус катился как раз в ущелье. Позже Шаварш скромно отмечал, что он просто-напросто находился ближе всех к кабине.
Но эта история оказалась мелочью по сравнению с трагедией, произошедшей в Ереване 16 сентября 1976 года. Такие передряги делят жизнь на «до» и «после». В этот день пловец должен был выступать на чемпионате мира в Ганновере, но не сложилось. Спортсмен заболел, не успел полностью восстановиться и во время отбора показал не очень хороший результат, из-за чего никуда не полетел. Оставшись дома, Шаварш продолжил тренировки.
Сентябрьским утром пловец вместе с братом вышли на традиционную 20-километровую пробежку по берегу Ереванского водохранилища. На спине у Шаварша висел 25-килограммовый рюкзак, который спортсмен всегда надевал для утяжеления на время бега. Мимо бегунов проезжал троллейбус, который вдруг на скорости вылетел с дороги, попал прямо в водохранилище и начал погружаться на дно. Спортсмены, недолго думая, бросились к воде, на ходу срывая с себя одежду.
Как потом отмечали, температура воды не превышала тринадцати градусов. Однако спортсмен думал не о холоде, а о том, как помочь людям, оказавшимся в ловушке. «Троллейбус упал на дно носом под углом в двадцать градусов. На поверхности торчали только концы железных „рогов“. В хвосте салона образовалась воздушная подушка, благодаря которой люди могли некоторое время дышать. Это и спасло многим жизнь», — через много лет рассказывал пловец.
Когда Шаварш в первый раз скрылся под водой, ему удалось нащупать троллейбус. Правда, чтобы начать вытаскивать людей, нужно было разбить заднее стекло. Очевидно, что никаких тяжелых предметов у спортсмена не нашлось. Тогда он схватился за нижнюю перекладину лестницы, ведущей на крышу троллейбуса, и изо всех сил ударил по окну ногой. Стекло разбилось, спортсмен порезался и на мгновение почувствовал жгучую боль. Но Шаварш сосредоточился на своих действиях, не обращая внимания на раны.
Нырять приходилось при нулевой видимости. Мало того что вода в водохранилище была грязной, так еще и троллейбус, ударившись о дно, поднял весь ил. Пловец погружался в воду на глубину от шести до десяти метров. Он хватал человека и поднимался наверх. Там его уже ждал брат, сидевший в лодке и принимавший людей. Шаварш делал несколько вдохов-выдохов и снова уходил на глубину.
К месту происшествия уже успели прибыть спасательные катера и лодки. Подоспели скорые, которые забирали людей. Кого-то откачивали на месте, кому-то помощь оказывали в находившейся поблизости больнице.
Карапетян вспоминал, что кто-то привез акваланги для ныряния, но они оказались без воздуха, поэтому пловцу приходилось полагаться лишь на свои легкие. Шаварш успел вытащить 46 человек, двадцать из которых смогли выжить. Часть людей, умевших плавать, смогли покинуть салон троллейбуса самостоятельно.
Пловец нырял примерно минут двадцать. Ближе к концу этого марафона по вытаскиванию людей из воды спортсмену стало плохо, не хватало кислорода. «Один раз я вытащил из-под воды подушку от сиденья троллейбуса. Я был в пограничном состоянии и не почувствовал, что это не человек. Потом эта подушка мне снилась: мог ведь спасти еще одну жизнь!» — сетовал Шаварш.
Он перестал нырять за людьми, когда ему сказали, что последние пассажиры, которых он поднял на поверхность, оказались мертвыми. Среди оставшихся в троллейбусе живых уже не было.
За тем, как ныряет его сын, наблюдал отец Шаварша. Узнав о произошедшем, он сразу же приехал к месту происшествия. Карапетян-старший, который работал на автобазе, распорядился пригнать автокран. Чтобы зацепить за троллейбус крюки, Шаваршу снова пришлось нырять. Затем троллейбус с оставшимися телами вытащили на берег. Говорят, что за то время, пока отец героя наблюдал за действиями своего сына, он полностью поседел.
Когда врачи скорой забрали обессилевшего спортсмена, он уже не понимал, что происходит, и бредил. Помимо крупных порезов, медики позже диагностировали нервное истощение и воспаление легких. Ведь пловец получил серьезное переохлаждение. Доктора поражались и сходились во мнении, что выдержать такое количество погружений в холодную воду мог только закаленный и тренированный организм.
Последний рекорд и закат карьеры
Позже выяснилось, что в троллейбусе на момент аварии находилось 92 человека. Говорили, будто бы причиной произошедшего стал конфликт между водителем и одним из пассажиров. Якобы у обоих было уголовное прошлое, а пассажир потребовал высадить его на дамбе. Водитель отказал в грубой форме, на что проситель ответил ударом разводным ключом. Неуправляемый троллейбус покатился в воду. К слову, оба участника конфликта спастись не смогли. Но официальная версия гласит, что троллейбус колесом зацепил бордюр, из-за чего съехал в воду.
Спортсмена-героя ждало долгое и мучительное лечение. К двустороннему воспалению легких добавилось заражение крови, вызванное множественными порезами. Чтобы восстановиться, Карапетяну понадобилось полтора месяца. Из-за пневмонии в легких пловца образовались спайки, которые мешали дышать. Каждый вдох давался с болью. Спортсмена мучил удушливый кашель. О возвращении в спорт и речи не шло — врачи категорически запрещали. А ведь Карапетяну было всего 23 года! Казалось, что еще можно плавать и плавать.
Несмотря на все предостережения, Шаварш потихоньку вернулся к тренировкам и стал набирать форму. И в 1977-м пловец снова стал чемпионом Европы и установил одиннадцатый мировой рекорд. Карапетян еще несколько лет входил в сборную СССР, но понимал, что его спортивная карьера близится к концу.
Организм героя так и не смог оправиться от потрясения, случившегося в сентябре 1976-го. Если раньше Шаварш выходил на пробежку и без проблем преодолевал 21 километр, то теперь потолком стала десятка. Плавать так же, как и раньше, здоровье тоже уже не позволяло. Спортсмен начинал задыхаться. Тренировки давались все тяжелее. Карапетян начал буквально ненавидеть воду. На спортивной карьере пришлось поставить крест.
Незаметный герой
Самое интересное, что о подвиге спортсмена никто не знал и ничего не говорил. Падение троллейбуса в водохранилище и гибель десятков людей — ЧП всесоюзного масштаба, но его предпочли замолчать, замять и как можно быстрее забыть. Поэтому о Карапетяне тоже никто не вспоминал. Сам спортсмен рассказывал, что сразу после рокового случая о нем хотели написать в какой-то газете. Но публикацию завернули цензоры. Выжившие благодаря усилиям пловца пассажиры думали, что с того света их вытащила слаженная работа спасателей. О подвиге не знали даже мама и жена Шаварша.
Только спустя шесть лет после того злополучного происшествия страна узнала своего героя. Все произошло случайно. В 1982-м Шаварш приехал в Москву на чемпионат Европы по подводному плаванию. В бассейне старший тренер сборной Советского Союза познакомил Карапетяна с журналистом «Комсомольской правды» Сергеем Лесковым. А когда пловец отошел в сторону, тренер вкратце рассказал журналисту о подвиге его нового знакомого.
Лескова эта история заинтересовала. Он выбил себе командировку и отправился в Ереван, чтобы на месте собрать как можно больше информации. В армянской столице журналист ходил по отделениям милиции, искал адреса спасенных людей. Потом отправился по домам и узнавал подробности. Но выжившие почти ничего не могли сказать о том, кто их вытащил, а некоторые и вовсе не хотели вспоминать те страшные моменты.
Итогом проделанной работы журналиста стал материал в «Комсомолке». Только после него о пловце-герое узнали, в том числе и спасенные им люди. Обидно, но даже после того как о поступке Шаварша заговорили массы, никто не спешил как-то оценить подвиг Карапетяна и вручить ему хоть какую-нибудь награду. Письма шли даже в ЦК Компартии, люди обращались и обращались к властям с просьбой наградить пловца.
Карапетян едет на работу в автобусе, 1983 год. Фото: Gerbert Bagdasaryan/TASS
В итоге Шаваршу дали лишь медаль «За спасение утопающих» и назначили его директором юношеской школы. Позже о спортсмене узнали за пределами СССР. Глава ЮНЕСКО в Париже вручил армянину специальный наградной знак. О подвиге говорили даже с трибуны ООН.
Нырнул в огонь и помог справиться с пожаром
В феврале 1985-го Шаварш Карапетян снова оказался в центре ЧП, когда пришлось рисковать жизнью. Тогда в ереванском спортивно-концертном комплексе, который открыли меньше двух лет назад, случился пожар. По воспоминаниям пловца, горевшее здание на тот момент было одним из самых красивых в армянской столице.
Пожарные толком ничего не могли сделать с бушевавшим пламенем и лишь отдавали друг другу команды. Очаг возгорания находился слишком далеко. Лезть внутрь с целью потушить его было смерти подобно. Но Карапетян не испугался и решил забраться с брандспойтом в самое пекло. Правда, Шаваршу требовался помощник, но несколько пожарных прямо отказались идти на верную гибель.
Одного из спасателей спортсмен все-таки уговорил, и они отправились внутрь здания. Спортсмен проскочил полосу огня и добрался до места, где не горело. Очаг возгорания удалось потушить. На это ушло примерно полчаса. Здание комплекса спасли, но на пожаре Карапетян отдал все силы, отравился угарным газом и упал без сознания. Шаварш оказался в реанимации и месяц провел на больничной койке.
Письма с благодарностями, которые Шаваршу присылали со всего Советского Союза. Фото: Олег Макаров
Разумеется, после всех испытаний, с которыми столкнулся пловец, у него не раз спрашивали, не обидно ли ему, что он так и не стал официальным героем. Ведь помимо своих всем известных подвигов, спортсмен нередко отличался и в более прозаичных ситуациях: спасал тонущих на водоемах и в бассейнах.
На все расспросы Карапетян отвечал, что лучшая награда для него — спасенные жизни. Люди знали Шаварша, подходили на улице, жали руку, фотографировались. Сам спортсмен говорил, что с удостоверением героя он мог бы без очереди покупать билеты на поезд или самолет, но вряд ли приобрел бы ту народную любовь, в которой купался много лет. «Поверьте, это намного дороже», — признавался он.