«Привалка» в декабре. Очередь из большегрузов больше 5 км и совсем не новогоднее настроение водителей.
Очереди на границе Беларуси и стран ЕС — дело уже привычное. Ежедневно на разных направлениях здесь простаивают сотни большегрузов. Средняя продолжительность ожидания — больше недели. Причиной такого коллапса называют медленную работу пограничных служб Литвы и Польши.
К концу года традиционно поток машин увеличивается — логисты это связывают с необходимостью закрыть до 31 декабря все действующие контракты. А как именно выглядит белорусско-литовская приграничная зона за три недели до праздников, показываем в нашем репортаже.
«Одна очередь — плохо! А две — ещё хуже»
До пункта пропуска километров пять-шесть, а «хвосты» фур уже виднеются. Правда, пока только по левой стороне. Проезжаем ещё километр — цепочка машин появляется и справа.
— Слева — те, кто проходит по пропускам: у них своя очередь. Справа — очередь общая, — объясняет нам один из водителей.
Дело в том, что пересечь белорусско-литовскую границу можно и на платной основе, купив специальный пропуск. Предполагается, что он даёт право на первоочередное прохождение границы. Пропуск оформляется официально через Госпогранкомитет и действует в течение года. Водители вспоминают, что раньше это действительно давало привилегию и пересечь границу таким образом можно было в течение пары часов.
Сейчас же всё выглядит иначе: «платная» очередь гораздо длиннее общей.
— Визуально — да, она больше, но движется быстрее. Работает по такой системе: сначала пропускают четыре «платные» фуры, потом — одну «бесплатную», — объясняет мужчина. — Правда, бывает, и эта система даёт сбой. То шевелимся быстро, то стоим на ровном месте по несколько часов.
Водитель, который не захотел ни фотографироваться, ни называть своего имени, — из «коммерческой» очереди. Едет во Францию — везёт туда белорусскую мебель. На границе он уже больше двух суток. Но это, со слов собеседника, ещё нормально в такой ситуации:
— Вы спросите у тех, кто тут стоит больше недели, каково им!
— А здесь есть какие-нибудь условия для такого длительного ожидания? Душ, например? Кафе?
— Какой душ? — смеётся собеседник. — Пойдёмте — покажу наше «джакузи».
Мужчина отводит нас за кабину фуры, открывает небольшую дверцу в ней и вынимает оттуда канистру с краном.
— Вот, вода здесь нагрета от «вебасты», достаём так, откручиваем краник — и вперёд, — показывает нам водитель, как он умывается и чистит зубы по утрам.
Въезжать в ЕС через литовскую границу для дальнобойщика было удобно всегда: здесь и скопления транспорта меньше, и пропуск, как правило, позволял не простаивать дольше суток.
— Перед Новым годом очереди всегда больше обычного. А теперь их ещё и тормозят — искусственно, конечно. Можем пять часов простоять — и на метр не сдвинуться. А можем за сутки проехать 200—300 метров. Тут никогда не знаешь, что будет. Вот вроде и недалеко до шлагбаума, но я не уверен, что сегодня смогу пересечь границу.
«Стою с осени»
Поговорив с «платником», двигаемся в общую цепь. Здесь, со слов нашего предыдущего собеседника, стоят больше недели.
— Приехал на границу 30 ноября, — осипшим после сна голосом говорит нам водитель.
— Получается, ещё с осени…
— Да, — смеётся мужчина. — Зиму здесь встретил!
Водитель большегруза — гродненец. Но несмотря на то, что до родного порога всего пара десятков километров, ожидать проезда приходится здесь, в кабине грузовика.
Ранее рассказывали про ситуацию в пункте пропуска «Берестовица». Там есть электронная регистрация — и она позволяет водителям, которые её прошли, переждать очередь дома. На белорусско-литовской границе такого нововведения ещё не предусмотрено. И шофёры вынуждены постоянно находиться здесь, чтобы хоть и медленно, но всё же двигаться вперёд.
— Я вот съездил на денёк домой, а так всё это время тут живу! Сейчас уже больше недели...
— А что будет с оплатой? Отразится ли такой вынужденный недельный простой на зарплате?
— Отразится, конечно. Я же работаю «от колеса» — сколько проеду кругов, за столько и получу. Если стоит фура, значит, и мой доход не растёт. Есть такие фирмы, которые платят суточные. И неважно, едут водители или нет. У нас в компании другие правила.
— Так почему бы вам не поехать через польскую границу, где есть электронная очередь?
— Какой логисты проложили маршрут, такому и следую, — разводит руками водитель, а мы идём искать другого собеседника.
«Заплатил штраф и проехал через Беларусь»
Как выяснилось, многие дальнобойщики предпочитают пересекать границу Беларуси с ЕС именно на литовском направлении. Дело в том, что въезжать в Литву можно с полным баком топлива, в то время как на польской границе имеются ограничения — не более 600 литров в месяц. Хотя и тут не всё так однозначно и просто, как кажется на первый взгляд...
— Сомнительная экономия, я считаю. Тебе всё равно неделю надо здесь стоять, заводить двигатель, прогревать машину, — рассуждает один из водителей. — Ну заработаешь на топливе немного — так этот простой ещё больше отразится потом на зарплате. Слышал, что некоторые покупают горючее за свои деньги, а в Европе продают — и неплохо зарабатывают на этом!
Во время диалога к нам подходит ещё один водитель. В общей очереди он простоял уже больше недели.
— А почему пропуск фирма не купит?
— А зачем мне пропуск? Я въехал из Латвии — и сразу в Россию. А назад еду через Беларусь в Литву.
— Разве так можно было? — удивлённо интересуемся мы, памятуя, что с 16 апреля 2022 года введён запрет на перемещение через таможенную границу ЕС в Беларусь автомобилей и тягачей, зарегистрированных в Европе.
— Вообще-то, нельзя. Ну я штраф заплатил и поехал дальше, — отводя взгляд в сторону, объясняет водитель.
— То есть сознательно нарушали?
— Да, нарушал! И сам же сдался «транспортникам», которые следят за соблюдением правил проезда. Внёс 640 рублей, зато спокойно отправился дальше. Моей фирме так даже выгоднее, чем перемещаться по прежнему маршруту.
«Отработал смену — двигаться в очереди нельзя»
На границе никто не даёт никаких прогнозов насчёт того, как скоро её можно будет пройти. Это зависит от ряда факторов. И от труда пограничников, и от количества «платников», и от того, когда начнётся или завершится твой рабочий день.
— Мне вроде уже недалеко, но моя смена скоро закончится. Это значит, что двигаться я уже не смогу! Обязан пойти на 8-часовой отдых. То есть, если даже и возникнут подвижки, я буду стоять, — объясняет ещё один скучающий в очереди дальнобойщик.
Рабочая смена водителей большегрузов длится 15 часов. После этого они должны встать на так называемую паузу — обязательный перерыв. За нарушение режима труда и отдыха шофёров наказывают штрафами, сумма которых зависит от количества переработанных часов. Если показатель меньше часа — заплатишь штраф 30 евро. Если больше, сумма, соответственно, будет расти и может достигнуть нескольких сот евро. Поэтому водители к данному вопросу подходят со всей серьёзностью.
Когда смена отработана, дальнобойщик на тягач вывешивает ярко-зелёный жилет. Это сигнал для других, что фуру можно объезжать.
— Вот сейчас подвезут обеды, я поем и пойду на отдых, — делится ближайшими планами мужчина.
Местные жители сюда ежедневно привозят горячую снедь. Комплекс из супа и второго стоит 13 рублей. Есть и водители, которые готовят сами, а кто-то отправляется на перекус в кафе. Из так называемых удобств здесь имеются только биотуалеты.
Возвращаясь назад, мы притормозили в конце цепи, чтоб опросить новеньких водителей. Вот как раз подъезжает тягач — идём передать сведения об обстановке.
— Про очереди уже знаю. По рации сообщили, да и сам я мониторю ситуацию в интернете, — с улыбкой встречает нас шофёр. — Настраиваюсь дней на десять. Будет меньше — считай, удачу за хвост поймал.
Таможня: «Литовской стороной выполняется 53% от установленной нормы по приёму автомобилей»
— Контролирующие органы граничащих с Беларусью стран Европейского союза продолжают неритмично оформлять транспортные средства, следующие на выезд из Беларуси, намеренно сдерживая потоки. Так, литовской стороной выполняется 53% от установленной нормы по приёму автомобилей, — объясняют ситуацию на белорусско-литовской границе в Гродненской региональной таможне.
Самая напряжённая обстановка на данном направлении — в пункте пропуска «Каменный Лог», где скопилось более 1 100 авто. За минувшие сутки литовская сторона приняла около 200 грузовиков из возможных 500. В «Привалке», пропускная способность которой составляет 230 фур в одном направлении, находятся сейчас 400 машин. Среднее время ожидания въезда в Литву после прохождения на белорусской стороне всех видов контроля составляет более шести часов.
— Белорусской стороной оформляются все транспортные средства, которые подаёт сопредельная сторона. И мы готовы принимать больше в случае ритмичной работы контрольных служб граничащих с Беларусью стран Евросоюза, — утверждают представители таможни.